Колонки

Как запустить успешный стартап за пять шагов

Колонки
Антон Клименков
Антон Клименков

Сооснователь CarWeGo, Workface и Fotty

Полина Константинова

Руководитель команды опытных разработчиков и сооснователь IT-стартапов CarWeGo, Workface и Fotty Антон Клименков делится собственным опытом создания и запуска амбициозных бизнес-проектов.

Как запустить успешный стартап за пять шагов

Привет! Меня зовут Антон Клименков. Я и наша команда Adeptum занимаемся разработкой сложных интернет-сервисов, мобильных приложений на нативных языках и строим команды для стартапов. Мы участвуем в разработке проектов, начиная с бизнес-модели до запуска минимально жизнеспособного продукта (MVP) и его окончательной доработки. 

За годы работы накопилось много опыта и веселых историй. На нашем пути были проекты, которые не использовали потенциал и закрывались, были те, кто взлетел и заработал много денег. Какой вывод мы сделали на основе полученного опыта? 

Успех запуска любого проекта зависит от определенных действий и правил, без которых идея не преобразуется в реальный продукт. Я хочу поделиться этим опытом и постараюсь описать те самые «определенные действия», которые повысят шансы на воплощение стартапа в жизнь.

С чего начать

Сегодня очень сложно найти разработчиков, которые встанут на сторону проекта и будут в одной команде с заказчиком идти к цели и последовательно решать задачи. Вот какие вещи начинающему предпринимателю важно понимать и делать на старте.

Как узнать своего пользователя и заработать на этом деньги

  • Понять, насколько сильно вы верите в свою идею и готовы ли вы долго и мучительно сражаться в битве за место под солнцем.
  • Четко прописать свою бизнес-модель и дорожную карту. Это будет план действий, которому вы будете следовать на пути к главной цели.
  • Исходя из поставленных целей, правильно распределить задачи между участниками команды и спланировать процесс разработки.

Проанализировав собственный опыт, мы вывели последовательность, если хотите – алгоритм построения стартапа со стороны стартаперов и разработчиков. Его можно разделить на пять основных этапов.

  1. Идея и принятие решения по ее реализации.
  2. Планирование, аналитика. 
  3. Проектирование. Разработка. Реализация технической части совместно с командой разработки. 
  4. Маркетинг и продвижение. 
  5. Поддержка, доработка, масштабирование. Улучшение сценария использования, поиск и реализация решений для увеличения конверсии.

Именно таким путем мы достигали успеха, а иногда и терпели неудачи. Поэтому верим, что этот рецепт поможет многим проектам. 

Где искать идеи

Базовая задача в нашем деле – четко и понятно сформулировать идею будущего стартапа. Это фундамент любого бизнеса, его сердце. 

Где брать свежие идеи, спросите вы? Некоторые полагают, что сегодня сложно вывести на рынок что-то оригинальное – мол, все уже придумано до нас, колесо изобретать незачем. Мы с этим не согласны. Новые идеи вокруг нас, нужно уметь разглядеть их потенциал.



Попробуйте взглянуть на привычные вещи под новым углом. Что изменилось в экономике, технологиях, привычках людей? Чью «боль» и как решит ваш продукт? С кем ваша идея будет конкурировать и чем она лучше существующих проектов?

В этапе продумывания идеи обычно участвуют непосредственные инициаторы проекта. Разработчиков привлекают редко. За исключением случаев, когда владельцы стартапа берут разработчиков в свой бизнес и дают им право работать над проектом с самого начала. Тем самым инициаторы с первых дней выясняют, какие сложности по технической части могут возникнуть при дальнейшей работе над проектом.

Безусловно, вывод на рынок совершенно нового продукта – дело рискованное. Всегда есть риск прогореть и потерять ресурсы. Но в истории со стартапом, как и с любым бизнесом иначе не бывает. Никогда не знаешь заранее, какая идея «зайдет», а какая с треском провалится.

Как я усвоил в бизнес-школе Сколково: есть только два пути – рискнуть и попробовать или отойти в сторону. И уступить дорогу другим – желающие всегда найдутся.

Строим планы и анализируем

Если вы верите в свою идею и готовы заплатить за ее воплощение в жизнь временем и деньгами, самое время перейти к планированию и аналитике. Важно хорошо изучить конкурентов, рынок и желания пользователей для того, чтобы решать актуальные для них проблемы.

Работы предстоит много. Видимо, именно по этой причине на этом этапе у некоторых энтузиазм сходит на нет, и многие несостоявшиеся бизнесмены возвращаются к своим привычным делам или в офис. На нашем пути было пять проектов, инициаторы которых на этой стадии поняли: «Это не мое». Ну, а те, кто готовы следовать дальше, должны выполнить следующее.

  • Понять и сформулировать общую цель и задачи проекта. Сформировать гипотезы. Помните: правильное построение задач – 50% успеха ее решения.
  • Разобрать референсы и определить основных конкурентов. Найти похожие проекты в других странах и изучить их путь.
  • Описать бизнес-модель стартапа по методике Canvas. Это таблица, в которой задокументированы основные идеи по развитию проекта: проблемы, которые вы собираетесь решать, и предложения по их решению, уникальное торговое предложение, целевые клиенты и другие аспекты. 

Считается, что для стартапа такая схема описания подходит больше всего, поскольку весь проект строится на гипотезах, которые еще нужно проверить. А значит, просчитать все заранее и прописать подробный бизнес-план невозможно. При создании нового продукта вам придется не раз собирать команду на мозговой штурм. Но поверьте нашему опыту – игра стоит свеч. 

  • Еще один полезный метод оценки прибыльности будущего проекта – юнит-экономика. Здесь вы просчитываете, будет ли прибыльной единица товара или принесет ли выгоду один клиент. Если результат окажется положительным, стартап имеет шансы на успех. Всегда считайте юнит-экономику. Иначе вы рискуете вложить все силы в проект, который не заработает денег.
  • Составить Customer Journey Map – карту взаимодействия потребителя с продуктом. Она демонстрирует движение клиента к продукту, обозначает проблемные точки и помогает повысить лояльность клиентов и увеличить продажи. Customer Journey Map составляют от лица покупателя. Она выглядит как график с точками, которые отражают моменты взаимодействия клиента продуктом.
  • Выбрать методологию разработки проекта. 

Здесь оговорюсь: подробный анализ нужен не только чтобы понять, как стартап будет зарабатывать, но и чтобы уточнить и зафиксировать все требования к функциональности будущего продукта. Спланировать итерационную разработку, рассчитать сроки и стоимость работ над проектом – второстепенных вещей тут нет. Если с самого начала работать спустя рукава, зачем вообще начинать, не так ли?



Пару слов о роли разработчиков на этих этапах. Профессиональная команда разработки обычно проходит вместе с основателями весь путь от Lean Canvas до конечного плана и сметы. Знакомится с референсами, помогает описывать Customer Journey Map. По итогам совместной работы вы будете понимать, что нужно делать, как, какие инструменты использовать, сколько времени это займет, сколько будет стоить денег и стоит ли продолжать работать с этими людьми.

Остановлюсь еще на одном моменте. Как показывает практика, взаимоотношения между стартаперами и командой разработки всегда сложная штука. Поэтому важно договариваться на берегу обо всех нюансах, запросах и пожеланиях и все оформить в виде документов. 

Итак, чек-лист по результатам второго этапа: 

  • план и этапы разработки, 
  • смета, 
  • техническое задание, 
  • подписанные договоры и документы.

Подключаем разработчиков

На третьем этапе в дело вступает команда разработки. Разработчики назначают исполнителей, определяют роли, налаживают каналы связи и общей работы с основателями и командой продвижения. Совместно с основателями решают, какой стек технологий и какие языки программирования использовать для решения поставленных задач.

Теперь пора приступать к прототипированию и созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта. Какую задачу он решает? Прежде всего, позволяет получить обратную связь от пользователей и понять, что нужно доработать и исправить.



Это действенный метод быстро проверить эффективность задуманной вами идеи. Ведь куда разумнее сначала запустить бизнес-модель с минимальными возможностями и потом, если она оправдает ожидания, расширить функционал и вложить деньги в развитие. 

Важно, чтобы и вы, и разработчики хорошо представляли, каким будет сервис через полгода, год или два. Именно поэтому мы столько внимания уделили планированию на предыдущем этапе. Но сейчас, чтобы начать движение, вам нужно создать минимальную версию своего продукта, протестировать ее на потребителях, собрать и проанализировать обратную связь и улучшить продукт.

Продвигаем проект

При разработке маркетинговой стратегии помните: универсального рецепта успеха не существует. Методы, которые сработали в одной ситуации, вовсе не обязательно окажутся эффективными в другой. Значит, придется быть максимально гибкими, постоянно пробовать новые способы привлечения и всегда использовать несколько каналов продвижения.

На каких моментах мы советуем особенно заострить внимание?

  • Ее величество аналитика

Регулярно уделяйте время на анализ каждого рекламного сообщения, канала, поведения пользователей и обзор рынка. Держите руку на пульсе и приучите к этому своих сотрудников. Таким образом, аналитика станет основой стратегии привлечения и удержания клиентов.

  • Долгосрочная стратегия

В трудные времена многим кажется бессмысленным строить далекоидущие планы. Кто знает, что случится завтра? А результат хочется видеть уже сейчас. Но отсутствие долгосрочной стратегии превращает бизнес в хаотичные метания без цели и смысла. Если вы хотите создать нечто долговечное, нужно просчитать риски и смотреть будущее, а не топтаться на месте.



Это не значит, что первоначальную стратегию нельзя менять. Напротив, ее можно и нужно корректировать каждые полгода с учетом внешних изменений, не упуская при этом из вида главную цель. 

Поддерживаем, дорабатываем, масштабируем

Если ваш MVP выдержал все испытания и «дозрел» до масштабирования – это уже хороший знак. Вы практически готовы покорить мир! 

В этот момент важно сконцентрироваться на том, что принесет максимум прибыли и уменьшит риски. При этом процесс развития, улучшения не останавливаем ни на минуту! Промедление все погубит, поэтому думаем быстро, решаем быстро, действуем быстро.

Начинающим предпринимателям на этом этапе важно заняться цифрами, экономикой, продажами и определить KPI – ключевые показатели, позволяющие оценить эффективность выполняемых действий. С помощью KPI можно оценить и компанию в целом, и конкретные отделы, и отдельных людей. Как результат – будете видеть, насколько ваши фактические показатели соответствуют плановым и на основе этого принимать решения.



Однако я бы не советовал перекладывать всю ответственность на сухие цифры статистики. Стоит прислушаться к своей интуиции, ориентироваться на внутренние ощущения. В этом и заключается так называемая романтика стартапа – вы верите в свою идею и стремитесь сохранить эту веру на протяжении всей работы. Но при этом трудитесь над тем, чтобы задуманное стало реальным.

Что касается разработчиков, им важно поддерживать проект с технической стороны и дорабатывать основной функционал исходя из потребностей стартаперов. На этом этапе сотрудники всех направлений должны работать в тесной кооперации для успешного роста. 

Как получить максимум

В качестве итога составим краткий чек-лист основных действий для запуска стартапа.

  • Продумайте идею проекта и поймите, какие проблемы она решит. 
  • Изучите рынок, конкурентов и разработайте стратегию по работе с ними.
  • Распишите бизнес-модель по методу Lean Canvas, составьте Customer Journey Map, посчитайте экономику, чтобы знать, сколько вы вложите и сколько рассчитываете заработать.
  • Узаконьте отношения с разработчиками и всеми участниками команды. Вместе составьте план разработки продукта, распишите ТЗ на каждую задачу, распределите задачи. Принимайте решения и контролируйте процесс общими усилиями.
  • Запустите MVP и тестируйте его на первых пользователях. Собирайте обратную связь, ведите аналитику. 
  • Работайте над продвижением, маркетингом и завоеванием рынка. 
  • Ежедневно улучшайте продукт и дорабатывайте новые функции.

Как понять, есть ли у вашего стартапа перспективы и насколько большие? Это зависит от амбиций сооснователей, профессионализма набранной команды и самого проекта в целом. Толика удачи тоже будет очень кстати.

Возможно все что угодно. Как мы уже говорили, предсказать успех или неудачу конкретного замысла практически невозможно. Если вы достаточно упорны, имеете перед собой цель и готовы работать на результат, остальное – вопрос времени и денег. Сам путь, по которому вам предстоит пройти, – это ценнейший опыт. Не бойтесь неудач. Без них не достичь успеха! Желаю успехов в построении многомиллионных, а, может, и многомиллиардных проектов!

Фото в материале и на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Хотите вывести финтех-стартап на зарубежный рынок? Вот что вам нужно при этом учитывать
  2. 2 Успех вашего бизнеса зависит от команды. Как обучать сотрудников без лишних затрат?
  3. 3 QIWI Universe 2019: рассказываем про пилотные проекты
  4. 4 Совместный пилот B2C Платформы и команды Adeptum

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase