Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Как просчитать эффективность бизнеса?

На старте бизнеса
Алексей Шабаршин
Алексей Шабаршин

Founder & CEO Евразийской Венчурной Академии

Алексей Шабаршин

В рубрике «Дневник ЕВА»Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.

Сегодня в «Дневнике» Алексей Шабаршин, основатель и генеральный директор ЕВА, объясняет, что такое unit economics. Ниже – полезные советы для тех, кто не силен в экономике: по каким показателям можно рассчитать эффективность бизнеса и расходы на привлечение клиентов.

Как просчитать эффективность бизнеса?

Сегодня речь пойдет об экономике молодых компаний, а точнее, об экономике в расчете на одного пользователя.

Юнит-экономика (unit economics) – это расчет прибыли или убытка в расчете на одного клиента.

По сути, это ответ на вопрос: есть ли финансовый смысл в предприятии, его масштабировании, и где у компании точка безубыточности.

В доходах юнит-экономики учитываем выручку, полученную в среднем от одного пользователя. В расходах учитываем переменные расходы, которые необходимы для выполнения заказа клиента. Постоянные расходы не учитываем. Далее все просто – из выручки вычитаем переменные расходы, получаем прибыль (если повезет).



По теме: Как подготовить победную презентацию для инвесторов



А теперь поподробнее рассмотрим показатели, по которым можно определить, насколько хороша наша модель:

  • CAC (Customer аcquisition сost) или CPA (Cost per acquisition) – стоимость привлечения одного клиента, который платит компании деньги. Например, если на кампанию по привлечению клиентов потрачено 200 тыс. рублей и она привлекла 400 новых клиентов, то CAC составит 500 руб. Нужно учитывать, что у компании должно быть несколько каналов привлечения. И на каждый канал САС будет разным. Конечно же, лучше использовать те каналы, которые обойдутся дешевле.
  • CAC Payback – период времени, необходимый вам, чтобы прибыль от клиента перекрыла расходы на его привлечение.      
  • ARPU (Average revenue per user) – средний доход с привлеченного пользователя.
  • LTV (Life time value) – показатель, по которому видно, сколько дохода приносит один клиент за все время пользования нашим продуктом. Например, если клиент использует сервис уже 3 года и каждый месяц платит по 350 рублей, а вы тратите на него 100 рублей в месяц, то LTV рассчитывается так: 3*12*(350 – 100) = 9000 рублей. Получается, что клиент за 3 года принесет вам 9000 рублей.
  • COGS (Cost of goods sold)переменные издержки.

Зачем нужны расчеты? Нужно понять, что работать вслепую – это откровенная глупость. Тем более, что на просчет модели нужно ну очень мало времени, а пользу это дает вполне ощутимую.



По теме: 16 метрик, которые должен знать предприниматель



Поэтому прежде, чем масштабировать свой бизнес, посчитайте его экономику и постарайтесь масштабировать именно прибыль. Практическую сторону этой модели и более сложные показатели мы с вами разберем уже в следующей статье. 

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кэшбэк – лишняя головная боль?
  2. 2 Новости российского венчура: 13 июня – 19 июня
  3. 3 Дайджест российского венчура: 6 – 12 июня
  4. 4 Чем Чехия хороша для бизнеса?
  5. 5 Новости российского венчура: 30 мая – 5 июня