Как просчитать эффективность бизнеса?
Юнит-экономика на практикеВ рубрике «Дневник ЕВА», Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.
Сегодня в «Дневнике» Алексей Шабаршин, основатель и генеральный директор ЕВА, объясняет, что такое unit economics. Ниже – полезные советы для тех, кто не силен в экономике: по каким показателям можно рассчитать эффективность бизнеса и расходы на привлечение клиентов.
Сегодня речь пойдет об экономике молодых компаний, а точнее, об экономике в расчете на одного пользователя.
Юнит-экономика (unit economics) – это расчет прибыли или убытка в расчете на одного клиента.
По сути, это ответ на вопрос: есть ли финансовый смысл в предприятии, его масштабировании, и где у компании точка безубыточности.
В доходах юнит-экономики учитываем выручку, полученную в среднем от одного пользователя. В расходах учитываем переменные расходы, которые необходимы для выполнения заказа клиента. Постоянные расходы не учитываем. Далее все просто – из выручки вычитаем переменные расходы, получаем прибыль (если повезет).
По теме: Как подготовить победную презентацию для инвесторов
А теперь поподробнее рассмотрим показатели, по которым можно определить, насколько хороша наша модель:
- CAC (Customer аcquisition сost) или CPA (Cost per acquisition) – стоимость привлечения одного клиента, который платит компании деньги. Например, если на кампанию по привлечению клиентов потрачено 200 тыс. рублей и она привлекла 400 новых клиентов, то CAC составит 500 руб. Нужно учитывать, что у компании должно быть несколько каналов привлечения. И на каждый канал САС будет разным. Конечно же, лучше использовать те каналы, которые обойдутся дешевле.
- CAC Payback – период времени, необходимый вам, чтобы прибыль от клиента перекрыла расходы на его привлечение.
- ARPU (Average revenue per user) – средний доход с привлеченного пользователя.
- LTV (Life time value) – показатель, по которому видно, сколько дохода приносит один клиент за все время пользования нашим продуктом. Например, если клиент использует сервис уже 3 года и каждый месяц платит по 350 рублей, а вы тратите на него 100 рублей в месяц, то LTV рассчитывается так: 3*12*(350 – 100) = 9000 рублей. Получается, что клиент за 3 года принесет вам 9000 рублей.
- COGS (Cost of goods sold) – переменные издержки.
Зачем нужны расчеты? Нужно понять, что работать вслепую – это откровенная глупость. Тем более, что на просчет модели нужно ну очень мало времени, а пользу это дает вполне ощутимую.
По теме: 16 метрик, которые должен знать предприниматель
Поэтому прежде, чем масштабировать свой бизнес, посчитайте его экономику и постарайтесь масштабировать именно прибыль. Практическую сторону этой модели и более сложные показатели мы с вами разберем уже в следующей статье.
Фото на обложке: Shutterstock.
-
Деньги Ключевая ставка ЦБ РФ в 2026 году: текущий показатель и как он влияет на экономику 23 апреля 2026, 20:19
-
Тренды Туры на 1 и 9 Мая 2026 года: куда поехать, какие есть форматы и сколько стоит 18 апреля 2026, 12:00
-
Ритейл Когда ручная отчётность мешает компании расти: как ускорить аналитику в фешен-ретейле 16 апреля 2026, 18:29
-
Личное «Успешным я стану, продав бизнес и уехав в Африку реабилитировать горилл». Интервью с ресторатором Денисом Бобковым 10 апреля 2026, 17:00
-
Технологии Александр Пьянов, «Яндекс Драйв»: «Мы готовы стать агрегатором для всего рынка каршеринга» 08 апреля 2026, 12:26
-
Бизнес Отказ от завода и ставка на интеллект: как Катерина Карпова реанимировала PURE LOVE 02 марта 2026, 11:45
-
Бизнес Анна Симакова: «В кризис выживают крупные структуры» 20 февраля 2026, 10:06
-
Бизнес «Точно розовый?»: как Eburet из табурета-трансформера вырос в B2B-бренд, который заходит на рынок в 50 млрд ₽ 11 февраля 2026, 19:48
-
Маркетплейсы Логистика Ozon становится экологичнее: объём переработки отходов на складах компании достиг 81% 27 апреля 2026, 12:15
-
Ритейл Лэтуаль закроет 150 магазинов по всей России: ранее сеть получила убыток более 1 млрд ₽ — впервые за 12 лет 27 апреля 2026, 12:02
-
Россия Трафик Telegram сократился на 18% — но мессенджер по-прежнему остаётся самым популярным в России 27 апреля 2026, 11:23
-
Бизнес Российский офлайн теряет покупателей: объём интернет-торговли в 2025 году вырос на 28% — до 11,5 трлн ₽ 24 апреля 2026, 23:05
-
Бизнес Каждая седьмая компания в России оказалась убыточной в 2025 году — 82% потерь приходится на микробизнес 24 апреля 2026, 21:30
-
Деньги Яндекс Путешествия инвестируют 5 млрд ₽ в развитие внутреннего туризма — деньги направят на поддержку отелей при ЧП 24 апреля 2026, 21:00
-
Бизнес Тим Кук покидает пост CEO Apple — его преемником станет главный инженер компании Джон Тернус 21 апреля 2026, 00:07