Индивидуалисты и любят быстрый результат — как работать с поколением Z?

Дмитрий Леус
Дмитрий Леус

Финансист, эксперт по оптимизации бизнеса

Расскажите друзьям
Людмила Чумак

Дмитрий Леус, финансист и эксперт по оптимизации бизнеса, рассказал, какие факторы необходимо учитывать руководителю при работе с поколением Z.

Я не знаю, как ИМИ управлять!

В последнее время я часто слышу эту фразу от опытных руководителей со стажем, пытающихся построить качественную деловую коммуникацию с молодыми ребятами, еще вчерашними студентами ведущих вузов, которые прошли определенную практику и по всем признакам уже готовы вливаться в коллектив и начинать свою карьеру.

Сегодня речь пойдет о так называемом поколении Z (или поколении «социальных индивидуалистов», которые родились в период с 1995 по 2015 год): я поделюсь своими наблюдениями и предложу вам несколько ценных советов о том, как и на каких принципах выстраивать эффективную коммуникацию и здоровое общение с молодыми и бесспорно талантливыми специалистами.

Социальные индивидуалисты

Мир ускоряется, но не для всех! Для «зетов» мир изначально двигается быстро и с каждым годом набирает обороты. Это, пожалуй, первое поколение, для которого доступность информации и развитие именно цифровых технологий является обыденной и естественной ситуацией, а не четвертой индустриальной революцией. Такой же обычной ситуацией, как и наличие современных гаджетов, при помощи которых они познают этот мир и общаются друг с другом.

Иногда я сам себя ловлю на мысли, что мне все еще порой хочется сказать своему сыну, которому уже исполнилось 15 лет:

 Хватит сидеть в телефоне — займись чем-нибудь полезным!

Меня, как и многих других родителей, волновал (а кого-то наверняка и сейчас волнует) вопрос «гаджетозависимости». Ключевым здесь являются собственные убеждения и наличие того факта, что старшему поколению сложно осознать и принять иное восприятие информации и мира у «зет». Более того, они все делают быстрее: обрабатывают большие объемы данных и быстро выявляют «зерна», думают, реагируют, оценивают и принимают решения.

Этому способствует так называемое клиповое мышление, присущее именно поколению Z, которое позволяет им молниеносно (для принятия решения им достаточно всего десяти секунд) ориентироваться и принимать решения в кризисной или нестандартной ситуации. Учитывая тот факт, что в последние десять лет мы с вами постоянно находимся в состоянии кризиса, то эта особенность является большим плюсом в работе.

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Еще одной особенностью «зетов» является их гиперактивность и настроенность на получение быстрого результата. Если они что-то начинают делать с утра, то уже к вечеру хотят результата, хотят «это» пощупать и попробовать. Данный фактор влияет на их выбор: они выбирают активно развивающиеся сегменты рынка, им необходима новизна и постоянное движение вперед, их привлекает прогресс.

Но вместе с тем поколение сильно волнует внутренний мир, который они могут активно защищать от несогласованного вторжения. Высокий уровень индивидуализации и возможность концентрироваться на определенных задачах позволяют им все время держать в фокусе свои цели, о которых они могут не заявлять открыто во внешний мир. Вместо этого «зеты» предпочитают быстро (импульсивно) действовать. Поэтому, если после вчерашнего достаточно «жесткого» разговора, вы сегодня не найдете на своем рабочем месте «молодую звезду» — не удивляйтесь.

У «зетов» видеоконтент на первом месте — согласно последним исследованиям компании Young&Yuonger, более 50% представителей этого поколения ищет информацию через YouTube, который для них становится основной поисковой платформой. Если же при этом видео еще и содержит определенную долю fun, то они однозначно делают выбор в пользу видео.

И для завершения формирования образа «молодого и перспективного» сотрудника, стоит упомянуть о том, что «зеты» активно инвестируют время и средства в свое развитие и обучение. Они предпочитают посещать дорогие курсы и учиться у лучших тренеров (и не всегда в нашей стране) тому, чтобы планировать крупные покупки и покупать себе машины и квартиры. Просто потому, что они являются представителями «мира» и в любой стране чувствуют себя комфортно и любят путешествовать.

Как управлять «зетом»?

  1. Индивидуалист, которому тяжело работать в команде. Вы можете с удивлением для себя отметить, что Z отлично справляется с какой-то, иногда даже сложной задачей, в одиночку и может завалить простую задачу, которую вы поставили перед «молодым» коллективом. Причина этого в индивидуальности, благодаря которой «зеты» строят вокруг себя автономный, безопасный и управляемый мир. Поэтому, если вы хотите, чтобы Z работали вместе, то вы должны поставить задачу, которая будет интересна всем участникам команды, и определить границы ответственности каждого плюс показать, что их границы слегка соприкасаются, но не сильно пересекаются.
  2. Внутренний фокус. Сравнения не работают и если вы, общаясь с «зетом», приводите примеры того, как Иван Петрович классно справлялся с этой задачей раньше и что вы ожидаете, что и молодой специалист будет делать это не хуже, то вы стреляете в молоко. Потому что у Z картина мира строится на принципах Я-позиции, собственных жизненных ценностях. Хотите мотивировать «зета» — апеллируйте к его уникальности!
  3. Собственный опыт. Исходя из предыдущего пункта, «зеты» не сильно доверяют и прислушиваются к опыту других — они предпочитают быстро набить свою шишку и через собственный опыт выработать решение. Поэтому вы должны быть готовы к ошибкам и воспринимать это как должное, а не как «я же вас предупреждал». Позвольте им ошибаться, не критикуйте их с пристрастием, и вы будете приятно удивлены их быстрому росту и развитию. Используйте вместо критики конструктивный подход в разборе как неудач, так и побед.
  4. Общение на равных. Они не приемлют напористого и агрессивного стиля управления — он их пугает, и они от него убегают. Руководитель, имеющий авторитет в компании благодаря своим знаниям и опыту (а не громкому голосу и статусу «босс») и являющийся настоящим профессионалом своего дела, очень быстро найдет общий язык с «зетом», который очень ценит то, что его слушают и слышат, с ним общаются и понимают, которого ценят таким, какой он есть.
  5. Четкие инструкции и разъяснения. Эффективность и продуктивность «зета» зависит от прозрачности и четкости в действиях, а также уровня организации бизнес-процессов в компании. Если в компании работа настроена нечетко и нет системности, то можно наблюдать ситуацию, при которой Z будет хитрить и делать вид, что он занят очень серьезным и важным делом (хотя, наверное, такое поведение может быть характерно для многих, в том числе и для более ранних «Х»). Здесь в первую очередь стоит не обвинять сотрудника, а просто настроить корректную работу подразделений и ввести необходимые регламенты, которые «зеты» воспринимают намного лучше долгих устных лекций и напутствующих речей руководителя (им попросту становится скучно и 90% информации, которую пытается донести руководитель, можно уже отнести к потерянной). Если же говорить о регламентах, то они должны быть написаны понятным языком на одну страничку — это самый эффективный способ оставить хотя бы 30% важной информации у них в голове!
  6. Нет монотонности. Благодаря клиповому мышлению и гиперактивности, «зеты» очень охотно откликаются на одновременное выполнение разноплановых и простых задач в короткий период. При этом задачи должны ставиться лаконично и просто. Но не переусердствуйте — оптимальное количество задач находится в диапазоне от трех до пяти. Таким образом вы формируете у Z правильное отношение к своей работе, которая для него кажется разнообразной и немонотонной.
  7. Ставьте лайки. Поколение Z — социальные индивидуалисты. Подобно социальным сетям, где они проводят достаточное количество времени, в реальной жизни они ждут от вас «лайков». Ищите поводы для похвалы, отмечайте их маленькие победы, дарите им билеты в кино или сертификаты, стимулируйте на постоянное развитие, и вы будете приятно удивлены их результатами.

Материалы по теме:

Тотальная коммодизация, симплификация и геймификация финансовых продуктов – неизбежность?

Поколение Y хочет работать только в модной компании. Так будьте такой!

Будущее вашего бизнеса зависит от поколения Z: как выжать из них максимум

4 простых совета, которые сделают миллениала идеальным работником

Знакомство с поколением Z: чего хотят и на кого равняются подростки

Предприниматель рассказал о разнице между поколениями школьников и 30-летних


Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase




Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase