Колонки

Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Павла Дурова

Колонки
Екатерина Кононова
Екатерина Кононова

Генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro,...

Виктория Кравченко

Екатерина Кононова, генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro, продолжает на Rusbase серию материалов о брендинге известных личностей, в рамках которой рассказывает о том, какие ролевые модели использовали и используют в своей работе успешные предприниматели.

В первом материале речь шла об иконе личного брендинга – Стиве Джобсе. А сегодня поговорим о кумире молодежи – Павле Дурове. 

Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Павла Дурова

Молодыми миллионерами, которые со студенческой скамьи познали, что такое бизнес и первые большие деньги, сегодня мало кого удивишь. Мы живем в новой России, где есть масса возможностей для предпринимательства, пусть и слегка хаотичного и неравномерного. Примеров достижения высоких результатов в очень раннем возрасте масса. Но фигура Павла Дурова выделяется среди новой бизнес-молодежи.

Он сам считает своим кумиром Стива Джобса и в их персональных образах и подходах к личному бренду есть определенное сходство. Павел — молодая версия Джобса, который мог бы родиться в России и жить в наше время. И фигура молодого предпринимателя столь же противоречива и сложна.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Тип предпринимателя

С самого начала Павел Дуров кинул вызов обществу и власти, создав социальную сеть, явно скопированную с популярного западного аналога, но наводненную пиратским контентом и относительной свободой самовыражения. Думаю, это был спланированный ход. У нас любят тех, кто не вписывается в систему, вырывается из нее, ломает. Так случилось и здесь.

Владелец «ВКонтакте» участвовал в массе скандалов, связанных с нежеланием закрывать сообщества, направленные на борьбу с действующей властью, убирать порно из контента и нелегальные аудиозаписи. Все это вызвало всплеск обвинений и восторга, причем было непонятно, чего в итоге больше.

Его поддержала молодежь, люди, которым очень не хватало тогда настоящего героя, «русского Цукерберга», который плюнул в лицо не просто социальной системе, а государственному строю.

Сильные качества

Павел Дуров — пример того, как можно повернуть бренд с позиции «молодой неопытный бизнесмен-выскочка» в «символа оппозиции и современной молодежи». Этот герой с самого начала своей карьеры четко понимал, что за его спиной — новое поколение, амбициозное и противоречивое. Он стал своеобразной обложкой, олицетворяя собой свободу и неподчинение системе.

«ВКонтакте» — скандальная социальная сеть, породившая тонны пиратского контента и представляющая собой площадку, где возможно получить любой контент совершенно бесплатно. До сих пор она вызывает зависть и негодование у мировой общественности.

Это было поле боя молодого бизнесмена, его мир, где возможно все, и он с присущей смелостью пригласил в него каждого жителя страны. Более 10 лет этот продукт остается №1 среди социальных сетей в России, несмотря на давно раскрученный Facebook.

Несколько лет назад Павел Дуров официально заявил о продаже ВКонтакте и отъездом за границу, где он проживает сейчас. Он объяснил это тем, что не желает работать под влиянием государства, а в России иначе бизнес не построишь. Сегодня он олицетворяет оппозицию, остро высказывается по поводу действующих порядков и устоев, откровенно ругает власть и плодит один скандал за другим. Telegram — своеобразный вызов системе, делающий фигуру Дурова почти революционной.

Уязвимости

Миллионера ненавидят тысячи людей в интернете, благодаря его несдержанности по отношению к своим высказываниям. Как создатель одной из самых скандальных площадок рунета, Павел должен соответствовать.

9 Мая в Твиттере героя молодежи появилось сообщение: «Народ гуляет. Еще бы — 67 лет назад Сталин отстоял у Гитлера право репрессировать население СССР». Это вызвало волну возмущений и даже угроз.

Далее следовали неосторожные высказывания о мусульманах, действующей власти. Вишенкой на торте стало создание Telegram и заявление, что мессенджер полностью свободен от контроля со стороны любых спецслужб. И опять скандал. Молодой миллионер активно поддерживает свой статус, пичкая социальные сети новыми историями и заставляя многомиллионных подписчиков сталкиваться на просторах интернета.

Лучшие PR-ходы

1. Резиденция Дурова

Павел Дуров — икона молодежи, негласный лидер мнений, прочно сохранившая статус парня, от которого можно ожидать любой выходки. И это подогревает интерес. В Санкт-Петербурге Дом Зингера называют не иначе как «резиденцией Дурова». Историческое здание в один момент превратилось в часть бренда. Говорят, этот факт даже в городских экскурсиях озвучивают.

Из окон своей резиденции Павел разбрасывал пятитысячные купюры во время дня города, чем вызвал драки и давку внизу.

Молодой человек оправдывался потом, что просто хотел поддержать атмосферу общего веселья, но быстро увидел, на что способна человеческая природа из-за наживы. И опять взрыв негодования и радостные возгласы молодых людей, узревших в эксцентричном человеке кумира свободы и неподчинения системе. Бренд набирал обороты.

2. Пожертвование Вики

Скандалист и весельчак Павел отличается большой щедростью, за что часто попадает в опалу у бизнесменов. Якобы деньги легко пришли, вот он ими и раскидывается безрассудно.

В 2012 году на конференции Digital Life Design (DLD) создатель «ВКонтакте» публично заявил о том, что жертвует 1 миллион долларов на развитие ресурса Википедия.

И снова злые языки усмотрели здесь незрелость и излишнюю импульсивность молодого человека. И снова это вызвало целый шквал публикаций и комментариев. До сих пор непонятно, были ли эти поступки тщательно спланированной стратегией или спонтанным порывом.

С точки зрения личного бренда, подобный пиар лишь поддерживает статус бунтаря и человека, который легко расстается с деньгами. Всем также известно, что бизнесмен долгое время жил в офисе, ездил на метро и всячески отказывался от брендов и роскоши.

Чему стоит поучиться:

  • Не бояться создавать новые оригинальные вещи. ВКонтакте бизнесмен собрал всего за месяц в 2006 году и она сразу показала стабильный рост.
  • Идти против системы. Сам Павел утверждает, что всегда прислушивался только к своей интуиции, а когда начинал спрашивать совета у старших только терял время.
  • Быть принципиальным и непоколебимым в своих убеждениях.
  • Рисковать. ВКонтакте и Телеграмм изначально были просто тестовыми программами, где Павел делал все сам.
  • Уметь расставаться с проектами, чтобы очистить пространство для новых.
  • Нет препятствий, которые нельзя преодолеть.

Интересно наблюдать, как из милого парня Дуров вырос в настоящего лидера мнений, человека, которого считают олицетворением новой России. И он ушел дальше бизнеса. Павел не просто показал молодежи, что возможно заработать миллион на идее, но и поменять систему.

Эта история еще не закончилась и тем она привлекательнее: в ближайшие годы мы будем следить за тем, как меняется бренд Дурова и куда приведет бунтаря новый виток проектов и скандалов.



Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase




Материалы по теме:

Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Стива Джобса

Бренд Apple исчерпал себя, и ему пора обновиться

Ребрендинг — серьезное испытание. Этим компаниям удалось его пережить

Один и тот же вопрос я задал на сорока HR-интервью: «Назовите компании с лучшим клиентским сервисом»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop

18 ноября 2019 — 18 января 2020

Основы работы с цифровыми правами

18 ноября 2019 — 31 января 2020

Стратегии коммерциализации НИОКР

23 — 24 ноября 2019

Customer Journey Map