Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Павла Дурова

Екатерина Кононова
Екатерина Кононова

Генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro, основатель Школы личного брендинга

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Екатерина Кононова, генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro, продолжает на Rusbase серию материалов о брендинге известных личностей, в рамках которой рассказывает о том, какие ролевые модели использовали и используют в своей работе успешные предприниматели.

В первом материале речь шла об иконе личного брендинга – Стиве Джобсе. А сегодня поговорим о кумире молодежи – Павле Дурове. 

Молодыми миллионерами, которые со студенческой скамьи познали, что такое бизнес и первые большие деньги, сегодня мало кого удивишь. Мы живем в новой России, где есть масса возможностей для предпринимательства, пусть и слегка хаотичного и неравномерного. Примеров достижения высоких результатов в очень раннем возрасте масса. Но фигура Павла Дурова выделяется среди новой бизнес-молодежи.

Он сам считает своим кумиром Стива Джобса и в их персональных образах и подходах к личному бренду есть определенное сходство. Павел — молодая версия Джобса, который мог бы родиться в России и жить в наше время. И фигура молодого предпринимателя столь же противоречива и сложна.

Тип предпринимателя

С самого начала Павел Дуров кинул вызов обществу и власти, создав социальную сеть, явно скопированную с популярного западного аналога, но наводненную пиратским контентом и относительной свободой самовыражения. Думаю, это был спланированный ход. У нас любят тех, кто не вписывается в систему, вырывается из нее, ломает. Так случилось и здесь.

Владелец «ВКонтакте» участвовал в массе скандалов, связанных с нежеланием закрывать сообщества, направленные на борьбу с действующей властью, убирать порно из контента и нелегальные аудиозаписи. Все это вызвало всплеск обвинений и восторга, причем было непонятно, чего в итоге больше.

Его поддержала молодежь, люди, которым очень не хватало тогда настоящего героя, «русского Цукерберга», который плюнул в лицо не просто социальной системе, а государственному строю.

Сильные качества

Павел Дуров — пример того, как можно повернуть бренд с позиции «молодой неопытный бизнесмен-выскочка» в «символа оппозиции и современной молодежи». Этот герой с самого начала своей карьеры четко понимал, что за его спиной — новое поколение, амбициозное и противоречивое. Он стал своеобразной обложкой, олицетворяя собой свободу и неподчинение системе.

«ВКонтакте» — скандальная социальная сеть, породившая тонны пиратского контента и представляющая собой площадку, где возможно получить любой контент совершенно бесплатно. До сих пор она вызывает зависть и негодование у мировой общественности.

Это было поле боя молодого бизнесмена, его мир, где возможно все, и он с присущей смелостью пригласил в него каждого жителя страны. Более 10 лет этот продукт остается №1 среди социальных сетей в России, несмотря на давно раскрученный Facebook.

Несколько лет назад Павел Дуров официально заявил о продаже ВКонтакте и отъездом за границу, где он проживает сейчас. Он объяснил это тем, что не желает работать под влиянием государства, а в России иначе бизнес не построишь. Сегодня он олицетворяет оппозицию, остро высказывается по поводу действующих порядков и устоев, откровенно ругает власть и плодит один скандал за другим. Telegram — своеобразный вызов системе, делающий фигуру Дурова почти революционной.

Уязвимости

Миллионера ненавидят тысячи людей в интернете, благодаря его несдержанности по отношению к своим высказываниям. Как создатель одной из самых скандальных площадок рунета, Павел должен соответствовать.

9 Мая в Твиттере героя молодежи появилось сообщение: «Народ гуляет. Еще бы — 67 лет назад Сталин отстоял у Гитлера право репрессировать население СССР». Это вызвало волну возмущений и даже угроз.

Далее следовали неосторожные высказывания о мусульманах, действующей власти. Вишенкой на торте стало создание Telegram и заявление, что мессенджер полностью свободен от контроля со стороны любых спецслужб. И опять скандал. Молодой миллионер активно поддерживает свой статус, пичкая социальные сети новыми историями и заставляя многомиллионных подписчиков сталкиваться на просторах интернета.

Лучшие PR-ходы

1. Резиденция Дурова

Павел Дуров — икона молодежи, негласный лидер мнений, прочно сохранившая статус парня, от которого можно ожидать любой выходки. И это подогревает интерес. В Санкт-Петербурге Дом Зингера называют не иначе как «резиденцией Дурова». Историческое здание в один момент превратилось в часть бренда. Говорят, этот факт даже в городских экскурсиях озвучивают.

Из окон своей резиденции Павел разбрасывал пятитысячные купюры во время дня города, чем вызвал драки и давку внизу.

Молодой человек оправдывался потом, что просто хотел поддержать атмосферу общего веселья, но быстро увидел, на что способна человеческая природа из-за наживы. И опять взрыв негодования и радостные возгласы молодых людей, узревших в эксцентричном человеке кумира свободы и неподчинения системе. Бренд набирал обороты.

2. Пожертвование Вики

Скандалист и весельчак Павел отличается большой щедростью, за что часто попадает в опалу у бизнесменов. Якобы деньги легко пришли, вот он ими и раскидывается безрассудно.

В 2012 году на конференции Digital Life Design (DLD) создатель «ВКонтакте» публично заявил о том, что жертвует 1 миллион долларов на развитие ресурса Википедия.

И снова злые языки усмотрели здесь незрелость и излишнюю импульсивность молодого человека. И снова это вызвало целый шквал публикаций и комментариев. До сих пор непонятно, были ли эти поступки тщательно спланированной стратегией или спонтанным порывом.

С точки зрения личного бренда, подобный пиар лишь поддерживает статус бунтаря и человека, который легко расстается с деньгами. Всем также известно, что бизнесмен долгое время жил в офисе, ездил на метро и всячески отказывался от брендов и роскоши.

Чему стоит поучиться:

  • Не бояться создавать новые оригинальные вещи. ВКонтакте бизнесмен собрал всего за месяц в 2006 году и она сразу показала стабильный рост.
  • Идти против системы. Сам Павел утверждает, что всегда прислушивался только к своей интуиции, а когда начинал спрашивать совета у старших только терял время.
  • Быть принципиальным и непоколебимым в своих убеждениях.
  • Рисковать. ВКонтакте и Телеграмм изначально были просто тестовыми программами, где Павел делал все сам: от графики до кодов.
  • Уметь расставаться с проектами, чтобы очистить пространство для новых.
  • Нет препятствий, которые нельзя преодолеть.

Интересно наблюдать, как из милого парня Дуров вырос в настоящего лидера мнений, человека, которого считают олицетворением новой России. И он ушел дальше бизнеса. Павел не просто показал молодежи, что возможно заработать миллион на идее, но и поменять систему.

Эта история еще не закончилась и тем она привлекательнее: в ближайшие годы мы будем следить за тем, как меняется бренд Дурова и куда приведет бунтаря новый виток проектов и скандалов.



Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase




Материалы по теме:

Трудно быть брендом: чему стоит поучиться у Стива Джобса

Бренд Apple исчерпал себя, и ему пора обновиться

Ребрендинг — серьезное испытание. Этим компаниям удалось его пережить

Один и тот же вопрос я задал на сорока HR-интервью: «Назовите компании с лучшим клиентским сервисом»



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase