Top.Mail.Ru
Колонки

«Учиться придется всю жизнь». Как построить успешную карьеру в большой компании

Колонки
Роман Ершов
Роман Ершов

Президент группы компаний Askona Life Group

Полина Константинова

Роман Ершов, президент группы компаний Askona Life Group, рассказал, как добиться успеха, начиная работу в крупной компании, и объяснил, почему важно при этом быть самим собой.

«Учиться придется всю жизнь». Как построить успешную карьеру в большой компании

Будь готов к тому, что учиться придется всю жизнь

Отношение к стартовому высшему образованию в России меняется. Его роль все больше сводится только к общей подготовке выпускника к первой самостоятельной работе. Сегодня базовые навыки, полученные в вузе, и диплом — уже не являются гарантией успешной профессиональной карьеры.

Первое высшее образование может быть любым, например, я — учитель английского и немецкого языка, и на всех этапах работы в холдинге мне нужны были новые навыки и знания: развитие карьеры невозможно без постоянного повышения квалификации и управленческой, и профессиональной. Для успешной работы в компании нужно быть готовым к тому, что учиться придется всю жизнь.

Я бы с удовольствием имел в своей команде людей, которые, еще не закончив высшее образование в каком-то вузе, осознанно пошли на фокусные программы и за два года прокачали свои hard skills. Важен не выбор лучшего университета, а сам факт желания развиваться вне базовой программы обучения.

Для меня большой плюс, что будущий специалист решил осознанно получать дополнительные навыки и знания, как в России, так и за рубежом. Это показывает, что человек ради достижения целей готов к сложностям и серьезным изменениям в своей жизни.

Развивайся: на каждой ступеньке карьеры нужны новые навыки

Я считаю, что для успешной карьеры даже начинающего менеджера скилл «номер один» — это искусство коммуникации. Мы работаем с людьми, и умение выстраивать отношения — это одно из главных искусств, которым обязан владеть каждый.

Ты должен уметь налаживать и реализовывать эффективное взаимодействие на всех уровнях: и с вышестоящим руководством, и с людьми на одном уровне, и с подчиненными. В бизнесе очень много примеров, когда великолепные коммуникаторы и интеграторы именно за счет этих навыков добивались неординарных профессиональных результатов.



В активно растущих компаниях особенно важен принцип непрерывного образования. Карьерная гонка напрямую связана с тем, что надо постоянно повышать собственную планку и получать hard skills, с которыми раньше не сталкивался. И это в равной степени относится к менеджерам всех уровней: дисбаланс навыков всегда ставит реальные ограничения в карьере. 

Важно быть откровенным с самим собой — насколько ты соответствуешь текущей должности. Например, сегодня есть направление, плохо прокачанное у многих высших руководителей — управление изменениями. Сложность в том, что это не классическая «бизнес-дисциплина», нельзя пойти на какой-то курс, где говорили бы только об этом, однако топ-менеджеру нужно развивать компетенции по управлению в новых условиях. Поэтому выбирать какие-то фокусные программы и искать новые формы получения навыков приходится не только молодым специалистам, но и руководителям высшего звена.

Выбирая компанию, примеряй ее корпоративную культуру

Перед молодым специалистом стоит задача выстроить отношения с коллегами, и корпоративная культура — это та система координат, которая помогает новичку влиться в команду, проявить себя и начать двигаться вперед. Я уверен, что человек сможет построить карьеру, только если система ценностей, норм и методов управления, принятая в компании, совпадает с его сложившейся внутренней культурой.

Очень важно быть самим собой, не прятаться и не притворяться: вести себя так, как привык в жизни. Только так можно понять, насколько тебе близка корпоративная культура.

Дальше, безусловно, надо будет много работать, учиться, показывать результаты, но, чтобы добиться чего-то в этой компании, важно, чтобы уже с первых шагов общая система норм и подходов, принятая в команде, вызывала доверие и удовлетворение.

Принципы карьерного роста в крупном российском бизнесе отличаются от западных компаний с представительствами в России. Большие международные корпорации, как правило, работают по системе филиалов, в которых многие процессы централизованы и трудно поддаются изменениям, собственная неполная инициатива такой организации не всегда способствует развитию карьеры сотрудников. 

Если говорить о культуре менеджмента в принципе, — и европейского, и российского, — то мой опыт говорит о том, что в целом по многим показателям российский менеджмент превосходит иностранный. Тем, кто имеет потенциал и хочет расти за счет собственных знаний, инициатив и амбиций, я советую строить карьеру в частной российской компании: здесь все прозрачнее, больше шансов проявить себя и не наткнуться на барьеры, которые по тем или иным причинам от тебя не зависят.

Делай больше, чем от тебя ожидают

Мой опыт говорит о том, что главное в старте карьеры — это инициативность и результативность: всегда делать больше, чем от тебя ожидают. Новичкам надо шевелиться: удача важна в любом деле, но недостаточно в нужный момент «попасться на глаза руководству», чтобы тебя заметили, нужно предлагать какие-то идеи и быть готовым их реализовывать.



Во многих компаниях есть специальные программы — карьерные лифты для талантливых и амбициозных сотрудников. Например, в нашем холдинге мы запустили проект Idea-fest Askona: каждый сотрудник любого подразделения может прислать на конкурс свою бизнес-идею и защитить ее перед топ-менеджерами. 

В этом году в фестивале участвовало 225 проектов, и результаты показали, что молодые сотрудники способны мыслить масштабно и предлагать действительно крутые идеи. Из 24 финалистов отобрано 10 победителей, которые уже приступили к реализации своих проектов под непосредственным патронажем топ-менеджеров. 

Сейчас эти ребята ежедневно работают над их внедрением: некоторые идеи в стадии планирования и разработок, но несколько проектов будут запущены уже до конца этого года. Большинство авторов инноваций работают в компании недавно, и именно желание сделать большее и проявить себя позволило им сделать значительный карьерный шаг. Участие в такой программе доказывает: успех на стороне тех, кто готов брать инициативу, брать ответственность и давать результат. 

Поддерживай единомышленников и анализируй ошибки 

В бизнесе хороший результат — достижение команды, плохой — неудача руководителя проекта. Даже на уровне среднего менеджмента без поддержки людей, которые составляют твою команду, невозможно добиться качества и стабильности. Личный результат может быть замечен высшим руководством, но такой показатель, как правило, будет очень краткосрочным и не продемонстрирует системность в работе менеджера.

Я не знаю ни одного направления или функции в компании, где уместно было бы говорить об одиночке. Результат может быть хорошим, только если руководитель сформировал вокруг себя позитивную команду единомышленников, и это важно для проектов любого уровня, на каждом этапе карьерного пути.

Зоны улучшений — индикатор адекватности и эффективности работы всей компании, и это важно не только в направлении внедрения инноваций, но и в выявлении существующих недостатков проектов и в управлении в целом. В успешной компании руководство, с одной стороны, заинтересовано в «подсветке» проблем изнутри, а с другой, понимает, что стабильность не может быть 100%: провалы случаются. Боязнь ошибки и страх не получить поддержку руководства ведет к опасному бездействию. 

Хороший менеджер должен проявлять инициативу и быть готовым воспринимать анализ неудачи как путь к реальному улучшению работы. Делать выводы — это самый ценный источник знаний. Главное, чтобы ошибки не повторялись, и их исправление не перешло в системный подход в организации работы.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «В науке можно работать очень долго, не теряя мотивации»
  2. 2 «Моя цель — разрушать стереотипы». Студентка – о выборе между карьерой ученого и программиста
  3. 3 «Оценки в дипломе ничего не решают» – и другие мифы о карьере