Генеральный директор (учредитель) компании exeStation Юлия Воликова рассказывает, что помогло Ричарду Бренсону и Илону Маску занять свое место на рынке и как повторить историю их успеха.
Для многих бизнесменов сегодня особенно актуальным становится вопрос выхода из зоны конкуренции. Доходы у населения страны падают, количество предложений в одном сегменте на одного потребителя выросло раза в два, многие вынуждены экономить и сокращать расходы, оставшиеся думают о том, что делать, чтобы выжить.
Большинство людей в кризис уходят в стратегию сокращения издержек и замирания. Но природа не терпит остановок. В жизни есть всего два состояния: либо замирание, либо рост. И если вы по каким-то причинам приняли для себя решение замереть, вы точно умираете. Вопрос только в том, насколько быстро это произойдет.
Эта статья для тех, кто даже в кризис выбирает стратегию роста и инвестиций. Стратегию развития бизнеса на базе уникальности лидера.
Да. Это риски. Но…
В период, когда лопнул пузырь доткомов в Кремниевой долине и большинство компаний закрыли свои инвестиции в R&D, Apple была одной из немногих компаний, которая продолжала инвестировать и даже увеличила свои инвестиции на 40%.
И что же произошло? Через 2 года, когда кризис закончился, они вышли с первым iPhone и порвали рынок смартфонов, совершив на нем революцию. Поэтому для тех, кто продолжает инвестировать и расти, у меня есть радостная новость.
Для того, чтобы выделиться, достаточно просто знать свои сильные стороны. Свою личную ключевую компетенцию.
Немного подробнее.
Как происходит в классической ситуации?
Мы изучаем нишу, ищем интересные темы и начинаем инвестировать в продукты или услуги, которые по всем рыночным и экономическим параметрам кажутся нам перспективными. Но проходит год, два – а мы все еще не стали Стивом Джобсом и не совершили революцию в мире смартфонов. Мотивация постепенно падает, появляются более успешные последователи (потому как вторым быть легче и шансов стать первым всегда больше) и вера в то, что надо продолжать инвестировать и развиваться, уходит. Почему? И как выглядит картина при нестандартном подходе?
Как надо?
Джобс, Бренсон, Кравцов, Чичваркин и многие яркие и известные предприниматели стали успешными не только потому, что у них были интересные темы и перспективные ниши. Этого недостаточно.
У них было нечто большее. Любовь к своему делу и какая-то манящая и слегка уловимая уникальность. Это помогло, например, Стиву Джобсу сделать революцию на нескольких рынках, а Ричарду Бренсону и Илону Маску позволяет до сих пор открывать новые горизонты.
Что позволяет им быть лучшими?
Что отличает их от всех других бизнесов?
Да. В мире много авиалиний. Но для любителей бунтарства и дерзости авиалинии Бренсона – лучшее и единственное предложение на сегодняшний день. В такой парадигме конкуренции для него просто нет. Так же, как нет ее для тех бизнесменов, которые четко знают и понимают собственную уникальность, разрешают себе транслировать ее через бизнес и быть первыми и единственными для своих конкурентов.
Кто из вас был в банном комплексе «Экспедиция»? Разве можно его сравнить с чем-то? Разве есть у него конкуренты?
Кто-то из этих предпринимателей отталкивается от своей уникальности осознанно, а у кого-то это получилось случайно. Но, так или иначе, можно констатировать тот факт, что все великие бизнесы построены на уникальности его владельцев. И врать в таком масштабе недоступно никому.
Бизнес – точная наука
Если разложить математическую формулу, то выглядит все достаточно просто. Есть классический способ создавать уникальные стратегии:
- Рыночная неудовлетворенность –> ниша –> трендовый продукт = маркетинговая стратегия
Быстрый способ с минимальными затратами выйти в «голубой океан»:
- Личная компетенция собственника –> рыночная неудовлетворенность –> ниша, соответствующая компетенции –>продукт, отражающий ценности собственника = внеконкурентная маркетинговая стратегия
И в этом подходе конкурентов нет.
Так же как нет двух одинаковых песчинок на пляже и двух одинаковых людей на планете.
Как стать уникальным?
Что же теперь вам сделать конкретно для того, чтобы выяснить собственную компетенцию и скорректировать свою маркетинговую стратегию?
Алгоритм достаточно прост. Возьмите 2 – 3 часа на самостоятельную работу и выполните 3 простых шага.
- Сначала проранжируйте своих клиентов и выберите из них 4 – 5 любимых клиентов – опишите их профиль, найдите общие ценности, характеристики.
- Потом составьте подборку самых любимых продуктов и услуг, яркими приверженцами которых вы являетесь. Задумайтесь, какие именно качества и характеристики продуктов делают их любимыми и зафиксируйте их.
- Ответьте на вопрос: зачем и что вы делали бы для этих клиентов бесконечно долго, даже если бы вам не платили деньги?
И после этого составьте фразу в формате: «Дать … клиентам (качества и ценности любимого клиента) … продукты (качества и ценности любимых продуктов) для того, чтобы они почувствовали себя более … через оказание услуги, предоставление продукта…».
После того, как у вас появится эта формулировка, задумайтесь о своей маркетинговой стратегии и еще раз ответьте на вопросы – как вам скорректировать свое рыночное предложение, какие продукты ввести или вывести из ассортимента, какие каналы использовать и как коммуницировать с клиентами. Ну, и обдумайте любые другие идеи, которые придут вам в голову.
Удачи. Пусть ваш бизнес будет ярким, незабываемым и внеконкурентным!
Материалы по теме:
Почему топ-менеджеры Tesla не захотели работать с Илоном Маском
Предприниматели, имейте в виду: успеха в бизнесе достигнут настойчивые, а не терпеливые
Журнал Fortune опубликовал рейтинг «величайших лидеров» мира
7 научно доказанных способов стать успешней
Корпорация Apple – начало конца
Запуск мобильного приложения: учимся у Тарантино
Видео по теме:
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025