Колонки

Нужны ли VR-технологии вашему бизнесу?

Колонки
Дмитрий Кириллов
Дмитрий Кириллов

Президент компании ModumLab

Вероника Елкина

Дмитрий Кириллов, спикер второй очной конференции по онлайн-образованию EdMarketLab и президент компании ModumLab, рассказывает о том, что нужно знать бизнесу о виртуальной реальности, сколько стоят такие технологии и как понять, нужны ли они вашей компании.

Нужны ли VR-технологии вашему бизнесу?

Что такое VR-технологии?

VR или иммерсивные технологии — это решения, размывающие грань между реальным и виртуальным миром. Они позволяют компаниям многократно симулировать различные этапы разнообразных производственных и коммуникационных процессов. Сегодня некоторые компании экспериментируют с этой технологией, другие задумываются о ее использовании. Не дожидаясь конференции EdMarketLab, на которой обо всем подробно расскажут, давайте разберемся, нужна ли виртуальная реальность вашему бизнесу?

В каких сферах эффективно использовать VR

В банковском секторе и розничном бизнесе. Здесь VR используется для обучения персонала коммуникационным навыкам (soft skills), а точнее — аспектам взаимодействия с клиентом. Сотрудников учат на виртуальных клиентах или подчиненных отрабатывать какой-то конкретный навык, связанный с убеждением, работой с возражениями, приемами техники продаж. Виртуальная реальность эффективно помогает погрузить человека в определенную эмоциональную обстановку.

Пример: в корпоративном университете Сбербанка используют несколько симуляций по эмпатии. В них сотрудник попадает в различные ситуации, в которых может оказаться клиент компании Сбербанка. К примеру, человек с ограниченными возможностями или гражданин преклонного возраста. Такая тренировка дает возможность специалисту понять, с какими сложностями сталкивается эта категория клиентов в отделениях банка и как с ними взаимодействовать так, чтобы процесс коммуникации был результативен для всех сторон. Смоделированную эмоциональную среду и обстановку сложно передать с помощью обычного видео. А виртуальная реальность позволяет бесконечно масштабировать возможные ситуации, создать эмоциональный опыт и транслировать его любому количеству людей.

Еще один пример — американский Walmart закупил 17 тысяч VR-шлемов, которыми оборудовал все свои магазины. Так сотрудники компании без отрыва от работы узнают новую информацию: поменялась ли конъюнктура рынка, появились ли новые стандарты или требования к процессу общения с клиентом. Достаточно нажать пару кнопок, и новый практический курс появляется во всех шлемах, а система автоматически назначает всем сотрудникам срок его прохождения и аттестацию.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Компании, занимающиеся промышленностью и медициной, активней всего используют VR для обучения узкоспециализированным профессиональным навыкам. А точнее:

  • взаимодействию со сложным оборудованием или производственной линией;
  • работе с опасными производственными процессами в рамках обучения по различным аспектам промышленной безопасности;
  • работе с критическими процессами, в которых ошибка неквалифицированного сотрудника может привести к значительным денежным или имущественным потерям. Или к смерти пациента, если мы говорим о медицине.

Здесь разработчик создает виртуальные копии оборудования, оцифровывает регламенты работы с ним, моделирует в виртуальном пространстве рабочие ситуации. Обучающийся проходит через многократную тренировку, которая помогает вырабатывать устойчивый навык.

Пример: «Газпромнефть» использует VR-технологии в обучении своих сотрудников планам ликвидации аварий, техническим навыкам, а также в полевых учениях, где симуляцию проходит сразу несколько человек в реальном времени и в едином виртуальном пространстве (!). Это позволяет максимально реалистично воспроизвести сложные и опасные процессы, не замораживать производственные площадки для обучения специалистов и отработки навыков.

Еще пример: международная биотехнологическая компания BIOCAD использует технологии виртуальной и дополненной реальности для отработки навыков у операторов, работающих на биофармацевтических заводах. К примеру, компания обучает персонал процессу заправки биореактора. Эта процедура в реальном времени занимает более четырех часов, а доступ к биореактору «в образовательных целях» получить сложно. Обучение одного сотрудника может занимать несколько месяцев, пока человек не сможет справляться с заправкой без помощи инструктора. На этих площадках используется дорогое и сложное оборудование, а риск брака при недостаточной квалификации сотрудника может грозить серьезными финансовыми потерями. VR-тренажер в данном случае дает круглосуточный доступ к практической отработке всех необходимых навыков и регламентов.

picФото: Unsplash

Как вы могли заметить, бизнес активно использует виртуальную реальность для обучения узких специалистов или многочисленных сотрудников.

  • В спорте и военной подготовке виртуальная реальность — это возможность для тренера или военнокомандующего отрабатывать игровые и боевые стратегии без участия спортивной команды на поле, армии и боевой техники на военном плацдарме.
  • В строительном проектировании и торговле недвижимостью VR-технологии позволяют передвигаться по зданиям, строительным объектам, моделям планируемых квартир и домов, находясь в любой точке мира. Виртуальные туры уже стали привычным методом знакомства с объектами недвижимости.

Сколько стоят VR-технологии?

Расходы компании, решившей начать использовать VR в своей практике, будут состоять из трех статей:

  • оплата производства контента;
  • стоимость пользовательских лицензий;
  • покупка VR-оборудования.

Стоимость создания контента у компании-разработчика VR-решений обойдется компании в сумму от одного миллиона рублей до пяти-шести миллионов и зависит от сложности и объема решаемых задач. В этом случае заказчик получает продукт, созданный с нуля.

Но в последнее время популярность на рынке приобретают платформенные решения, которые значительно ускоряют разработку контента и снижают его стоимость на 20-30%, а в некоторых случаях и на 50%. Нередко разработчики специализируются на создании VR-продуктов для определенных сегментов рынка и у них уже есть инструментарий и сценарии для производства. К примеру, обучающих курсов или тренингов для работы с медицинским или сложным инженерным оборудованием. И тогда, нарисовав 3D-модель, подрядчик «собирает» продукт из схожих «полуфабрикатов» сценариев и технологий, адаптируя их под задачи заказчика.

picФото: Unsplash

В набор готовых модулей могут входить инструменты многопользовательского взаимодействия, администрирования и доставки контента до шлемов/сотрудников по всей стране, диалоговые боты, сервисы, отвечающие за мультиплатформенность и работу с разнообразным оборудованием и так далее. Также сейчас начинают появляться «коробочные» решения: их стоимость значительно ниже, так как ничего не нужно создавать с нуля.

Можно ли создать собственный отдел производства VR-контента? В теории — да, но это высокопрофессиональный продукт, качественно работать с которым могут очень немногие специалисты. Любое подобное решение требует:

  • сильной команды экспертов и скрупулезного подхода для правильного выбора технических решений;
  • расчета экономической целесообразности;
  • опытных методологов и разработчиков, в задачи которых входит сделать эффективную и понятную симуляцию, чтобы пользователь мог быстро и просто получить необходимые знания и навыки.

Для того, чтобы начать работу с готовым VR-контентом, компания может обратиться к облачным решениям, использование которых обойдется ей в 5-6 тысяч рублей в месяц. Либо, по примеру крупных компаний, установить собственный сервер, потратив от 3-4 миллионов рублей.

picФото: Unsplash

VR-контент размещается на специализированной платформе, за которую компания платит ежегодные лицензионные взносы. Чаще всего, цена лицензии зависит от используемого функционала и количества пользователей и может обходиться в одну-две тысячи рублей за пользователя. Плюс такой схемы состоит в том, что все обновления платформы клиент получает автоматически. На рынке есть и бессрочные лицензии, которые обычно покупают крупные компании.

Оборудование для использования VR-продуктов — это мобильный шлем, его цена начинается от 20 тысяч рублей, или более сложная система — шлем и компьютер. Их стоимость может достигать 250 тысяч рублей. Большинство компаний останавливается на первом варианте. Второй больше подходит для обучения или тренингов, в которых пользователю необходимо передвигаться в пространстве (класса) и физически взаимодействовать с объектами. К примеру, выполнять действие руками с помощью джойстиков в виртуальной среде.

Обычно у компании нет необходимости вкладываться в покупку большого количества оборудования, достаточно разместить одно-два устройства в розничной точке или 10-15 на тренинговой площадке.

Пример: добывающая компания, у которой есть задача обучать персонал в условиях Дальнего Севера, раньше тратила средства на строительство обучающего центра, транспортировку тренингового оборудования. Теперь им достаточно доставить комплект из шлема и компьютера на место.

Как же понять, нужна ли VR-технология вам?

Нужна, если она:

  • позволяет вашему бизнесу нивелировать или существенно снизить риски, связанные с человеческими, производственными и финансовыми ресурсами;
  • значительно сокращает расходы на обучение персонала или внешних клиентов;
  • устраняет фактор удаленности в обучении сотрудников или внешних клиентов;
  • эффективно справляется с задачей обучения узких специалистов;
  • позволяет быстро адаптировать сотрудника к рабочим задачам;
  • позволяет сохранять и оцифровывать практические навыки и знания.

Если человеческие, временные и финансовые затраты вашей компаний на вышеперечисленные бизнес-задачи в средне- и долгосрочной перспективе превышают стоимость производства и использования VR-контента, то стоит серьезно рассмотреть эту технологию в качестве рабочего бизнес-решения.


Материалы по теме:

Виртуальные классы, обучающие игры и симуляторы для тренировок: как VR и AR изменят подготовку персонала

Интеллектуальная собственность в VR — всё, что нужно знать

Американский священник создал церковь в виртуальной реальности

7 VR-аксессуаров для любителей виртуальной реальности

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Apple Vision Pro впервые использовали во время операции
  2. 2 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  3. 3 Индустрия виртуальной реальности: что будет дальше
  4. 4 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  5. 5 Видео в 8K, новый Wi-Fi и нейросети: главные тренды с выставки IBC-2023 в Амстердаме
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!