Колонки
DIG(IT)AL

«Хотим обучать сотрудников в VR». А вам это правда нужно?

Колонки
Виталий Степанов
Виталий Степанов

Руководитель отдела развития и инноваций Varwin

Светлана Зыкова

VR-разработка сегодня — это сложно, долго и дорого. Хорошая новость в том, что повлиять на эти показатели можно, взяв под контроль типичные риски, возникающие в ходе реализации проекта. Как это сделать и на что обратить внимание, рассказывает Виталий Степанов, руководитель отдела развития и инноваций Varwin. Виталий участвовал в рабочих группах по реализации VR-проектов для таких компаний, как «Газпром нефть», Jacobs, «Уралхим», FM Logistic, и на личном опыте убедился в значимости приведенных в статье рекомендаций. 

Материал будет особенно полезен крупным компаниям, которые хотят внедрить инновации и получить запланированный результат, уложившись при этом в намеченные сроки и бюджет.

«Хотим обучать сотрудников в VR». А вам это правда нужно?

Мы отслеживаем около 50 типичных ситуаций, которые могут поставить целый проект под угрозу.

Если вы отработаете даже три из них, это позволит сэкономить на внедрении сотни тысяч рублей, недели времени и бессчетное количество нервных клеток участников проекта. Ведь устранение последствий таких рисков, по моему наблюдению и анализу клиентских кейсов, составляет, в среднем, 30–50% стоимости проекта.

 

Риск №1. Типовое решение нетиповой проблемы

Я советую начинать разработку проекта с диагностики. Если вы услышали крутой кейс с VR у конкурента, это не значит, что можно сделать такой же и решить им все свои проблемы.

Все здоровые бизнесы похожи друг на друга, каждый нездоровый страдает по-своему. Например, на заводе регулярно травмируются стропальщики и иногда повреждается дорогое оборудование. Известно, что на соседнем производстве было то же самое, но внедрили тренажер для сотрудников — и проблема решилась. Да, есть соблазн прийти в студию и заказать аналогичный проект. На деле желание сэкономить время и силы на глубоком изучении собственной боли приведет к тому, что проект будет сделан, запущен, но результата не даст. После запуска окажется, что дело было не в обучении сотрудников, а в найме заведомо неподходящих кадров. 

Никогда не начинайте внедрение проекта, если проблема определена только на уровне гипотезы.

Чтобы новый инструмент действительно помог:

  • глубоко и подробно изучите собственные процессы;
  • определите, какую задачу и как должен решать проект;
  • учтите, что в VR получится реализовать, а что — нет, какие механики сейчас используются и так далее.

Эти нюансы прорабатываются на этапе предпроектного исследования. Избегайте соблазна опустить эту часть работ ради экономии сил или средств. Иначе, когда бюджет будет освоен, время на внедрение потрачено, а желаемого результата не случится, все участники проекта будут задаваться вопросом, в какой момент что-то пошло не так. К моему сожалению, не любую проблему можно решить с помощью VR.

 

Риск №2. Не утверждены KPI

Утвержденные показатели эффективности необходимы, во-первых, чтобы еще до запуска проекта конкретизировать, какой результат ожидает клиент, и, во-вторых, чтобы в итоге убедиться, что задача проекта выполнена.

Чтобы поставить KPI проекта, нужно:

  • оцифровать проблему;
  • определить, как VR ее решит;
  • измерить ожидаемую результативность и эффективность.

Например, компании, которая хочет внедрить VR для обучения персонала, сперва нужно описать сам процесс обучения. Какие вводные могут понадобиться:

  • количество учащихся;
  • продолжительность обучения;
  • педагоги: их часы и оплата;
  • оценки учеников до внедрения VR.

Затем нужно сформулировать, что не устраивает в текущей ситуации: долгий процесс обучения, низкий уровень знаний?

Предположим, средний балл в группе составляет 3,5. Тогда KPI проекта могут звучать так: 

  • сократить количество часов обучения в два раза;
  • повысить средний балл до 4,5.

Это конкретные метрики, которые лягут в основу ТЗ и по итогам проекта помогут понять, был ли VR полезен для обучения персонала. 

 

Риск №3. Субъективная оценка работы

Формулировки, которых нужно избегать в ТЗ, описывая требования к будущему проекту:

  • «нужно сделать картинку правдоподобной»;
  • «тренажер должен быть современным»;
  • «картинка красивая, механика удобная»;
  • и им подобные.

Критерии, которые не исчисляются количественными показателями, — один из самых распространенных рисков.

«Красиво», «удобно», «современно» — максимально субъективные понятия, которые не могут служить ориентиром при разработке проекта. Если в ТЗ появляются такие слова, их необходимо уточнять, заменяя конкретными критериями: количество кликов или шагов для прохождения кейса, сложность сценария и т.д. Большинство студий помнит случаи, когда по неопытности данные не уточняли «на берегу», и бюджет проекта уходил в минус за счет бесконечных вариантов дизайна, которые никак не согласовывал заказчик. 

 

Другие возможные риски

Это только три ключевых риска, которые я советую учесть до начала разработки, чтобы в финале не было мучительно больно. Чем тщательнее вы подойдете к запуску проекта, тем выше шансы на успех. 

Еще на этапе запуска проекта исполнитель должен предугадать риски, которые могут возникнуть в ходе внедрения, и решить, что делать в таком случае. Когда риски описаны, ими можно управлять. Например, заказчик может не принять работу, потому что у него субъективное представление о красоте. Значит, нужно перевести понятие «красиво» в числовые показатели.

Когда все риски перечислены, описаны и озвучены заказчику, проект становится управляемым.

Самый надежный способ сделать проект дешевле и направить его по контролируемому пути — это предусмотреть максимум возможных рисков. 

Конечно, всегда остается элемент неопределенности, все возможные угрозы не предусмотреть. Но чем лучше неожиданности будут проработаны, тем более предсказуемые результаты вы получите. Каждый неуправляемый риск — это вероятность того, что стоимость проекта увеличится, когда придется бороться с последствиями.

 

В этой статье я коснулся рисков на предварительном этапе проекта. Но есть моменты, которые нужно контролировать в процессе разработки. 

Среди них:

  • недостаточная включенность менеджера проекта со стороны заказчика;
  • появление новых запросов в ходе реализации проекта;
  • долгое согласование решений по проекту;
  • изменение утвержденных сценариев во время проекта;
  • появление со стороны заказчика лиц, принимающих решения, после старта работ.

Эти сценарии также могут серьезно отразиться на судьбе проекта и должны быть на постоянном контроле. 

О том, какие еще риски могут возникнуть в ходе реализации сложных VR-проектов и как не допустить их негативного влияния, я расскажу в продолжении этого материала.


В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.


Фото на обложке: Andrush / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Зачем автоматизировать бизнес-процессы: 5 главных причин
  2. 2 7 технологий, которые помогут банку стать экосистемой
  3. 3 Роботизация внутри компании. 4 урока, которые мы извлекли
  4. 4 5 причин, по которым проваливается цифровизация бизнеса
  5. 5 Хайп вокруг цифровизации: почему не все стратегии digital-трансформации работают
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти