Колонки

Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах

Колонки
Михаил Беляев
Михаил Беляев

Сооснователь The Orbit Me

Анастасия Удальцова

В светских государствах количество женщин-предпринимателей с каждым годом стремительно увеличивается. Их знают, их уважают — к ним прислушиваются. 

Но что происходит в более религиозных странах? Зачастую консервативные и закрытые, они до сих пор представляются патриархальным миром. И если когда-то так и было, то сегодня ситуация сильно изменилась.

Михаил Беляев, сооснователь The Orbit Me — платформы, помогающей выходить на быстрорастущие рынки при помощи кантри-менеджеров, — поговорил с женщинами, ведущими бизнес в ОАЭ и Индонезии «здесь и сейчас» и выяснил, каково это — заниматься предпринимательством в «патриархальных» государствах.
Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах

 

Навигация по материалу:

 

ОАЭ: равные карьерные стимулы и финансовые возможности

В Объединенных Арабских Эмиратах времена, когда все решали мужчины, остались далеко позади. Сегодня женщины здесь пользуются абсолютно равными возможностями с мужчинами, и это равенство закреплено в Конституции государства и активно поддерживается правительством

В самом обществе активно культивируется идея, что быть успешной и работающей женщиной — очень престижно. 

Конечно, нельзя сказать, что в ОАЭ совсем нет гендерных предубеждений, но вряд ли женщины в Дубае и Абу-Даби могут столкнуться с большей дискриминацией по половому признаку, чем в Нью-Йорке или Лондоне. 

  • женщины здесь занимают руководящие посты в полиции и армии,
  • управляют научными центрами, корпорациями и государственными организациями.

Каждая из них — пример для подражания: с международным образованием, многолетним опытом и невероятными амбициями.


Читайте по теме: Релокация бизнеса в ОАЭ — главные правила и подводные камни


Среди выдающихся имен:

  1. доктор Аиша бин Бишр — генеральный директор офиса Smart Dubai, отвечающая за реализацию «Цели умной трансформации» города,
  2. Хана Аль Ростамани — первая женщина-генеральный директор First Abu Dhabi Bank,
  3. Марьям Бути Аль-Сувайди — первая женщина, ставшая исполнительным директором Управления по ценным бумагам и сырьевым товарам в 2021 году.

Большие возможности для предпринимательства в космополитичном Дубае открываются не только для местных.


Кажется, ОАЭ готовы принять к себе специалистов из всех стран — место под солнцем найдется каждому.


Показатель такого бизнес-гостеприимства — неугасаемый поток экспатов. Их общая численность в ОАЭ в текущем году достигает 8,84 млн человек (примерно 89% населения). И судя по всему, их количество будет лишь увеличиваться. 

Вероятно, иностранцев в ОАЭ привлекает тот факт, что лицензировать бизнес и получить резидентские визы, открывающие доступ ко всем социальным благам и обширным деловым возможностям, довольно просто. И гендер тут особой роли не играет.

 

Юлия Максимович, CEO и основательница проекта «Заблудшие» и Host Theatre, Дубай


Тренд к поддержке женского предпринимательства прослеживается во всем мире, а учитывая стремление ОАЭ быть очень современными в вопросах построения бизнеса, Дубай не исключение.

Для нас это отличный хаб международной экспансии сразу по трем причинам:

  1. здесь очень интернациональная аудитория, позволяющая изучать предпочтения разношерстной публики,
  2. большой выбор пятизвездочных отелей,
  3. много туристов и жителей-экспатов с высоким чеком.
К тому же, локальное сообщество готово сотрудничать, и есть много vc-фондов и стартхабов, готовых нас поддержать.

Прямых трудностей для открытия бизнеса нет, но нужно запастись терпением и настойчивостью в вопросе открытия расчетного счета и многих других бюрократических моментах.


Есть нюансы, которые нужно учитывать, чтобы процесс запуска и ведения стал результативнее:

  • на важные переговоры лучше приходить с командой, в которой есть мужчина. Идеально, если он будет коренным жителем.
  • перед переездом я рекомендую изучить мусульманскую культуру и почитать книги про становление ОАЭ — это вам пригодится.
  • Не лишним будет узнать больше про индийскую культуру, поскольку в ОАЭ очень большой объем менеджерских ролей занимают граждане Индии. 



 

Индонезия: женская эмансипация и гендерное равенство

Индонезия — еще одна страна, где большая часть населения исповедует ислам и глубоко чтит семейные традиции. И хотя нынешнее индонезийское женское общество крепко держится за религиозные ценности, оно все же старается сделать так, чтобы религия не играла ключевую роль в их общественной и экономической деятельности. 

Эмансипация женщин в Индонезии растет из года в год, и сегодня различий между мужчинами и женщинами в контексте предпринимательской деятельности практически не существует.

Современные индонезийские женщины очень предприимчивы: получают образование, развивают карьеру и часто начинают свое дело еще в студенческие годы.

Самые популярные «женские» направления в Индонезии:

  • пищевая промышленность,
  • производство напитков,
  • текстиль,
  • мода,
  • производство косметики.

Женщины добиваются успеха и в сферах, в которых люди привыкли видеть мужчин у руля. Взять хотя бы политику — в Индонезии женщина была президентом! И она собирается баллотироваться вновь.

По официальным данным, каждым четвертым предприятием малого и среднего бизнеса в Индонезии сегодня руководит женщина. Эксперты уверены, эти малые и средние предприятия — важнейшие факторы занятости и экономического роста, напрямую связанные с формализацией экономики страны. 


Читайте по теме: Альтернатива Латинской Америке: чем интересна Индонезия для технологических предпринимателей


Да, Индонезия — весьма неочевидный вариант для женщины, желающей запустить собственное дело, но на самом деле у нее полно преимуществ:

  1. Страна близка к азиатским экономическим и финансовым центрам.
  2. Полноправно участвует в ВТО.
  3. Занимает лидирующие позиции по темпам экономического развития, в частности, росту ВВП.
Но, разумеется, как и в любом государстве, здесь есть свои нюансы.

 

Анна Помарина, partner INDI Technology & World Beyond Borders, Бали, Джакарта


В Индонезии голос женщины слышат и уважают. Женщины здесь не должны выбирать между семьей и карьерой — не нужно не класть себя на алтарь семейных ценностей, а можно заниматься тем, что им интересно.

Предпринимательниц можно встретить в стартапах, в сфере благотворительности и красоты, ресторанах, образовании. Наши соотечественницы в Индонезии тоже уже преуспели, в основном на Бали. Они развивают свои бренды одежды и украшений, магазины, кафе, спа-салоны, детские образовательные центры, отели и даже банные комплексы. 

У местных состоятельных женщин принято помогать тем, кто только встает на свой путь, поэтому в Индонезии большое количество фондов по поддержке женщин. 

Я здесь уже семь лет, из них пять лет развиваю свой бизнес в Джакарте и на Бали. Моя компания занимается продвижением бизнеса из стран СНГ в Индонезию: мы помогаем компаниям масштабироваться, организуем международные сделки и привлекаем инвестиции. 

Мне как женщине-предпринимателю здесь очень комфортно. Я начинала работу в Индонезии в сфере добычи полезных ископаемых — и даже в этой мужской индустрии ко мне относились с вниманием, уважением и не переходили границы.

Когда по итогу нескольких успешных сделок передо мной встал выбор, вернуться в Россию или продолжить в Индонезии, я решила рискнуть и наладить свой бизнес здесь.


Сначала меня пугала индонезийская бюрократия и сложные правила, поэтому я начала работать, используя сингапурское юридическое лицо. Со временем я нашла партнера для открытия бизнеса уже в Индонезии, да и процедуры открытия юридического лица стали значительно проще и быстрее. 


Я смело могу сказать, что в Индонезии женщине развивать свое дело достаточно легко. Здесь чувство толерантности к разным людям и религиям в генах, так как у индонезийцев много вероисповеданий и целых 800 национальностей внутри страны.

Мы очень часто работаем с индонезийскими компаниями, где в команде одни мужчины. И только однажды за семь лет у меня была неприятная, но поучительная ситуация.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

В самом начале моей работы во время важных переговоров я перебила моего русскоговорящего партнера. Это стало причиной того, что крупная сделка сорвалась, поскольку в глазах индонезийцев мой поступок выглядел недопустимым нарушением этики.

Я приняла этот урок и выработала ценную привычку — ждать, чтобы моего мнения спросили. Но хочу отметить, что та ситуация была не про то, что «женщина, не лезь не в свое дело» — она была про то, что «расслабься и просто дождись момента, когда тебя готовы выслушать».

И так в Индонезии часто: если ты умеешь внимательно молчать, можешь больше узнать, а затем емко высказать свою позицию — ты можешь все.

В целом, если соблюдать субординацию и учитывать особенности культуры и менталитета — например, нельзя ничего подавать левой рукой, нельзя повышать голос, зато приветствуется улыбка и открытое поведение — тогда с индонезийцами можно легко наладить отношения, расположить к себе и достичь взаимопонимания . 

 

Главное — играть по правилам 

Исламские страны очень разные и, разумеется, их не стоит сравнивать. В некоторых из них права женщин до сих пор очень ограничены, и зачастую это отбрасывает тень на всех.

Но на самом деле все не так однозначно — этот патриархальный мир постепенно меняется, и многие рынки уже давно открыты для сотрудничества как с мужчинами, так и с женщинами.

Однако стоит помнить, что деловые женщины, решившие налаживать бизнес-процессы в странах Персидского залива и других исламских регионах, должны четко осознавать, насколько религия и исламское право переплетены и пронизывают все уровни общества, включая предпринимательство. 


Читайте по теме: 5 культурных аспектов, которые стоит учесть в международной коммуникации


Так, профессор Гарвардской школы бизнеса Сэмюэл Л. Хейс III и профессор Гарвардской школы права Фрэнк Э. Фогель считают, что руководители, понимающие, как работают основные принципы исламской религии в коммерции, имеют больше шансов построить успешный бизнес за границей.

Более того, эксперты уверены, что именно западные женщины порой имеют преимущество при ведении бизнеса, поскольку их считают «особенными и ни на кого непохожими», но большинство компаний посылают на переговоры мужчин, исходя из предположения, что так «правильно».

Но исследования гарвардских профессоров говорят об обратном — порой именно у женщин получается достучаться до исламских бизнес-партнеров гораздо быстрее, чем у мужчин.

 

Что еще важно знать перед тем, как рассматривать исламские страны в качестве бизнес-площадки 

  • Контракты должны быть справедливыми для всех сторон — партнерство предпочтительнее иерархических требований.
  • Спекуляция под строгим запретом, как и проценты — это часть религиозного убеждения.
  • Если кто-то находится в состоянии банкротства или испытывает финансовые трудности, вы не можете оказывать на них давление — это неуместно.
  • Отношения и семейные связи имеют жизненно важное значение в бизнесе. Чем дольше отношения, тем больше доверия они внушают. 
  • Личный персонал может иметь большое влияние, и его нельзя недооценивать — человек, который встречает вас в аэропорту или болтает с вами в зале ожидания компании, может оказаться родственником или доверенным лицом партнера.
  • Многие будут оскорблены, если вы попытаетесь говорить о сделке по-арабски. Говорить по-английски — это символ статуса. В то же время в Индонезии трепетно относятся к своему языку. Поэтому разговор на индонезийском очень располагает к более качественным договоренностям, хотя можно рассчитывать и на английский.  Поэтому хорошо бы узнать заранее на каком языке предпочтительнее вести бизнес-коммуникацию.

Не стоит забывать и про культурную адаптацию к принимающему обществу — это важнейший, но зачастую упускаемый из виду аспект любой международной экспансии. В мусульманском мире это может стать решающим фактором, так что обязательно включите это в свои планы.

 

Иллюстрации предоставлены автором

Фото на обложке: Shutterstock / GalacticDreamer

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Молчал десять дней, написал книгу и стал разрабатывать AI для образования» — опыт релокации на Бали
  2. 2 Рынок недвижимости Бали: о чем стоит знать перед покупкой
  3. 3 Три фактора привлекательности Индонезии для российского EdTech'а
  4. 4 Альтернатива Латинской Америке: чем интересна Индонезия для технологических предпринимателей
  5. 5 Не только для туристов: подробное руководство по релокации бизнеса в Индонезию
Calltouch Лидс
Как продавать больше без увеличения трафика и бюджета на рекламу
Узнать больше