Колонки

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли

Колонки
Аскар Рахимбердиев
Аскар Рахимбердиев

СЕО облачного сервиса «МойСклад»

Алина Алещенко

В последние месяцы правила торговли корректируются ежедневно. Уходят (и иногда возвращаются) иностранные компании, меняются поставщики и логистические цепочки, вводятся новые правила работы с валютой и оплатой товаров. Но при этом торговля не остановилась.

Как действовать, чтобы избежать дефицита товаров и преодолеть новые вызовы для торговли, рассуждает Аскар Рахимбердиев, CEO облачного сервиса «МойСклад», эксперт в области малого и среднего бизнеса. До старта собственного проекта он отвечал за разработку SaaS-решений для заказчиков из энергетического сектора в компании Aspect Enterprise Solutions, а также руководил проектами в одной из ведущих российских аутсорсинговых компаний Auriga.

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли

После лихорадочного спроса на некоторые виды товаров в марте потребительская активность стабилизировалась и вернулась к докризисной. Повышенным спросом на маркетплейсах пользуются лишь сезонные товары (туризм, садоводство, спорт), что ожидаемо в мае. Правда, доверять этим большим цифрам продаж эксперты не рекомендуют. 

Тем не менее, пока ситуация на рынке спокойная — с учетом стабилизации рубля и остатками на складах. Но скоро малый и средний бизнес столкнется с большой (и, казалось, давно забытой) проблемой — дефицитом товаров.

Осенью он коснется, в первую очередь, хозяйственных товаров и одежды. Многие компании свернут производство из-за недостатка импортных комплектующих, другие не успеют найти новых поставщиков или привезти товар.

 

Болевые точки МСБ

Главная боль малого и среднего бизнеса сегодня — это где и как искать новых поставщиков. 

Программа импортозамещения, чтобы о ней ни говорили, по факту провалена. Даже кассовые аппараты отечественного производства используют китайские комплектующие, что уж говорить о других областях. Производители одежды жалуются, что пока в России невозможно открыть массовое производство одежды, аналога пресловутого H&M. Какие-то небольшие дизайнерские магазины — да, но выпуск для всей страны — нет. 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Предприниматели бросились осваивать новые рынки. Например, поставки из Южной Кореи, Малайзии, даже Индонезии. Интерес вызывают одежда и обувь иранских, турецких, индийских марок, цветов из стран Африки, недорогой одежды из Киргизии.

Конечно, компании будут смотреть в сторону новых поставщиков-соотечественников, возможно, быстрее начнет развиваться производство внутри страны. Но на это потребуются годы, а возможно, десятилетия — процесс налаживания новых производств при отсутствии комплектующих — задача не из простых. Тем более что новые товары не закроют полностью потребность в ушедших брендах, не заменят их привычного качества.

Тем не менее, для новых поставок предприниматели рассматривают любые доступные направления.

Кроме вышеперечисленных, это ОАЭ, Казахстан, Узбекистан, Вьетнам. И остается традиционный интерес к Китаю, с которым тоже есть свои трудности: товары из Китая, которые россияне привыкли считать дешевыми, давно перестали такими быть. Подорожавшая рабочая сила плюс бесконечные карантины и энергетический кризис делают их довольно труднодоступными. 

Другая проблема — логистика. Она полностью изменила направление (отвернувшись от Европы), удлинилась, стала наземной и очень подорожала. Сроки доставки увеличиваются, а ее стоимость импортеры попытаются частично компенсировать за счет потребителя.

Например, уйдет в прошлое бесплатная доставка из маркетплейсов — покупателю придется платить. Это вызовет переформатирование ритейла: розница будет расти, а онлайн-магазины станут менее популярны.

 

Итог:

  • Искать поставщиков поближе, просчитывать маршруты плюс искать поставщиков-дублеров (чтобы разные компании поставляли одинаковые продукты);
  • Интегрироваться с российскими продавцами и покупателями: сервис МСП к 11 мая разметил около 11 тысяч запросов на продукцию от крупных компаний;
  • Оптимизировать работу с уже имеющимися отечественными партнерами.

 

Что происходит с логистикой

Помимо изменения цепочек и очевидного подорожания, сказать, что точно будет с логистикой, трудно. Например, один предприниматель поделился со мной кейсом: к нему через Прибалтику легко приехала часть польского груза. При этом вторая его часть застряла на таможне без объяснения причин. 

Например, в Россию можно ввозить грузы из Европы, но — используя транзитные страны (Казахстан, Турция, Армения, Сербия) или перегружая грузы на границе. Это, безусловно, сказывается на цене — навскидку, увеличивает ее в два раза. 


Читайте также: Что делать бизнесу для преодоления логистического коллапса? Опыт компании


То же касается параллельного импорта. Отсутствие разрешения правообладателя вынудит поставщиков искать посредников и пути доставки через третьи страны. Это может значительно увеличить ее стоимость и в итоге скажется на цене самого товара для покупателя.

Тем не менее, компании просчитывают варианты. Все виды доставки есть с ОАЭ, Узбекистаном, Турцией, Южной Кореей, Китаем (с последним — с учетом очередей из желающих и карантином).

Из Казахстана в Россию можно ввозить любые товары. Из Вьетнама идет доставка наземным сообщением через Стамбул, а из США, Великобритании грузы прибывают авиасообщением до транзитной страны, а далее доставляются в Россию автотранспортом.

Варианты есть, но можно утверждать, что с учетом подорожания новой логистики не повезет покупателю: несмотря на стабилизацию рубля, цены на товары будут ползти вверх.

 

Итог:

  • Ориентироваться на автоперевозки с помощью европейских компаний;
  • Пробовать возить ж/д транспортом по той же схеме: товары на поезде доставляются на распределительную базу в России и затем перегружаются на автотранспорт;
  • Рассчитать и оптимизировать перевозки через «дружественные» страны.

 

Йога с платежами: как оплачивать товар

Сложности с оплатой компании сейчас решают, регистрируя новые юридические лица в «дружественных» странах или используя платежи через другие компании-партнеры за рубежом. Сервисы типа «Робокассы» и CloudPayments можно подключить через свой сайт и пользоваться онлайн-оплатой через, к примеру, Казахстан. 

Многие компании с представительствами за рубежом или те, кто работает с зарубежными партнерами, уже меняют схемы. Головной офис в ОАЭ, оплата в Казахстане, товар из Турции. 


Читайте по теме: 

Топ-5 сервисов для приёма онлайн-платежей в России в 2022 году

Безальтернативный «Мир». Кратко: как пользоваться российской платежной системой


На карты Visa и Mastercard не получится покупать за рубежом, также как и продавать товары, принимая на них оплату из-за рубежа. Исключение составляют страны, в которых работают карты «Мир» (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Южная Осетия, Узбекистан, Абхазия, Турция, Вьетнам). Хотя сейчас с «Миром» иногда возникают проблемы с оплатой и в Турции. 

Оплачивать товар можно предложить контрагентам через те банки, которые подключились к российскому аналогу SWIFT (по словам Набиуллиной, это 52 иностранные организации). Недоступные в России Apple Pay и Google Pay призвана заменить «Система быстрых платежей» (СБПэй) — сейчас в нем 133 банка-участника.

Разработчики утверждают, что СБПэй более выгоден компаниям из-за небольшой комиссии за транзакции (0,4-0,7%). До конца этого года банки ежемесячно компенсируют предприятиям малого и среднего бизнеса затраты на комиссии за прием оплаты с помощью СБПэй. Можно воспользоваться вариантом, предложенным AliExpress — QIWI вместо карт российских банков, попавших под санкции. 

Участники ВЭД (импортеры и экспортеры) не только теряют деньги из-за задержки грузов, но могут получить штрафы за нарушение законов о валютном регулировании.

В случае, когда ваш контракт стоит на учете в санкционном банке, нужно изменить реквизиты платежей дополнительным соглашением. Снять с учета контракт в прежнем банке и поставить на учет в новом. Кроме того, нужно постоянно уточнять у своего банка, продолжает ли он работать с банком-корреспондентом, потому что ситуация может измениться.

Не забудьте, что санкции не являются форс-мажором— пока такими их не признают обе стороны. А платежи в иностранной валюте теперь проходят дольше, чем раньше — иногда это занимает две недели.

 

Итог:

  • «Мир»;
  • Криптовалюта;
  • UnionPay в Азии;
  • Сервисы для перевода за границу.

 

Новые вызовы для торговли

Уход зарубежных брендов, казалось бы, освободил ниши для отечественных производителей. Но у них, как правило, нет мощности, чтобы полностью перекрыть потребности рынка в импорте. Активно идет поиск новых партнеров и поставок. Поэтому нужно: 

  • 1. Возить из/через «дружественные» страны. Платить картой «Мир» (поддерживают  10 государств), или через компанию-посредника в «дружественной» стране, или с помощью сервисов с такими компаниями-посредниками (например, Robokassa), или через Qiwi, или с помощью криптовалюты (например, криптовалюту можно перевести с российского кошелька на кошелек зарубежного пользователя — это законно). 
  • 2. Сокращать цепочки поставок, каждое звено в которой увеличивает итоговую  стоимость товара. Чтобы сократить цепочку перекупщиков, выходить напрямую на производителей и покупать товар у них, искать замену «выпавшим» из линейки товарам.
При возможности менять зарубежных партнеров на отечественных. Искать партнеров на профильных выставках (в том числе международных и онлайн), форумах, в предпринимательских союзах. 
  • 3. Просчитывать сроки доставки товаров с учетом изменившихся маршрутов.  Смотреть в сторону поставщиков из «дружественных» стран. 
  • 4. Ориентироваться на короткие циклы продаж в связи с небольшим горизонтом  планирования. Принимать быстрые решения — меньше согласований и следований регламентам. 
  • 5. Возможно, стоит рассмотреть вариант поиска в зарубежной стране-поставщике  посредника-байера, который будет заниматься там вопросами поиска надежного партнера, оплаты, доставки, проверки товара. 
  • 6. Товарооборот и выручка падает практически во всех сферах товаров и услуг, а  их себестоимость для компаний растет. Необходимо анализировать конкурентов, четко просчитывать свою наценку. Вести аналитику по компании, четко понимая, какой товар генерирует прибыль, а какой — наоборот, убытки.
Автоматизация всех данных компании позволит без ошибок видеть эффективность в разделе каждого товара и менеджера. Возможно, придется отказываться от каких-то видов товаров и сотрудников, чтобы не нести убытки.
  • 7. Определять покупательский спрос на товар. Оборачиваемость товара также  нужно оценивать, иначе непроданный товар просто не даст возможности делать новые закупки. Разумное управление финансами важно еще и потому, что продавцы начали требовать стопроцентную предоплату (а не как раньше — оплату в момент отгрузки).
Для тех, кому позволяют накопленные оборотные средства, есть отличная возможность освоить новые ниши. Селлерам придется более тщательно анализировать рынок, выбирая товар, который станет «ходовым» и будет пользоваться спросом. 
  • 8. Проанализировать свои запасы и остатки: сколько расходников, готовой  продукции, что можно продать, а что придержать. Что нужно закупить впрок, а без чего придется обойтись. 
  • 9. Оптимизировать сайт, продвижение через соцсети. Использовать разные  источники трафика — Например, отзывы, «Авито», обзоры на YouTube, профильные форумы и т. д.). 
  • 10. Зарегистрироваться на сайте Цифровая платформа МСП. Позволяет, например,  подать заявку на кредит, которая распространяется сразу по нескольким банкам. Или проводить онлайн-мониторинг заявок крупных компаний и компаний госсектора на какую-либо продукцию от малого и среднего бизнеса.
  • 11. Усиливать профессиональные сообщества, мониторить недобросовестных  конкурентов — компании-однодневки, которые демпингуют и «перебивают» контракты в ущерб игрокам со стажем и репутацией.
Ритейлерам придется быть осторожнее в импортозамещении: на рынке появятся отечественные недоработанные продукты или непроверенные должным образом. Возможных поставщиков нужно проверять на соответствие технологическим процессам, контролировать качество товара, чтобы не потерять доверие клиентов. 

Очевидно, что турбулентность в экономике продлится долго. Планирование, гибкость, антикризисное управление и поиск новых решений — то, что поможет выстоять компаниям в очередной кризис.

Фото на обложке: Shutterstock / Travel mania

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что произойдет с доставкой еды в 2023: будущее компаний, перспективы для потребителей
  2. 2 Как сейчас российскому бизнесу продавать онлайн на экспорт
  3. 3 NFT, ритейл-медиа и голосовой поиск: 10 трендов eCommerce в 2023
  4. 4 Часть заказа клиента оказалась недоступна — как решить проблему с отправкой?
  5. 5 Америка ищет таланты: что позволит фудтех-проектам удержаться на рынке?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

06 февраля 2023

08 февраля 2023