Колонки

Исследование: что мешает российскому бизнесу пользоваться услугами облачных сервисов

Колонки
Илья Рогов
Илья Рогов

Директор по облачным сервисам дата-центра Xelent

Софья Федосеева

Российский рынок облаков оценивается довольно часто: периодически свои цифры и прогнозы дают IDC, Forrester Russia и iKS-Consulting. Однако такие исследования больше говорят о темпах роста в целом и по сегментам и редко акцентируются на реальных потребностях для бизнеса.

Компания Xelent провела опрос среди тех, кто принимает решение о покупке облачных услуг. Некоторые результаты оказались ожидаемыми, другие – удивили. Сотрудник компании Илья Рогов рассказывает об итогах этого исследования.

Исследование: что мешает российскому бизнесу пользоваться услугами облачных сервисов

Участники исследования

Исследование проводилось с июля по декабрь 2018 года. Для достижения репрезентативности выборки и привлечения большего количества участников опрос проводился на целом ряде площадок: среди них был сайт дата-центра Xelent, а также несколько профильных ИТ-сообществ.

Всего приняли участие более тысячи человек: от разработчиков (20%) и руководителей ИТ-департаментов (8%) до собственников бизнеса (15%).

Респонденты представляли компании разных масштабов:

  • малые предприятия — около 60%,
  • 20% — средний бизнес,
  • оставшиеся 20% — крупные корпорации.

Большая часть опрошенных (60%) указали, что их компании имеют до пяти физических серверов. 22% — от шести до десяти. Это предприятия с небольшой инфраструктурой: разумно предположить, что у большинства один основной офис, свой почтовый сервер и веб-сайт, а рабочие места завязаны на офисный сервер.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Пять процентов респондентов указали, что имеют более 50 серверов — без сомнения, они относятся к крупному технологичному бизнесу.


Облачные услуги: доверие растет

По данным опроса, всего восемь с половиной процентов опрошенных не видят необходимости в использовании облачных услуг. Этот процент коррелирует и с нашим опытом работы.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев причины такого отказа иррациональны. Небольшое количество ИТ-директоров действительно сверхконсервативны и не готовы переносить даже часть инфраструктуры в облака, но таких заказчиков становится меньше с каждым годом.

42,7% респондентов пользуются облачными услугами. Для России это достаточно высокий процент проникновения в бизнес-среду — в нашем опросе он получился выше, чем в сторонних. Исключение составляет проведенное в первом полугодии 2018 года исследование CNews Analytics, согласно которому 57% крупных российских компаний уже используют облачные сервисы по модели IaaS.

34% опрошенных планируют в будущем начать пользоваться облачными услугами. Это аудитория, готовая к предложениям и пилотным проектам. Полученные данные совпадают с прогнозом IDC: согласно исследованию за 2017 год, рынок облачных услуг активно растет, а в 2018 году он увеличится на 20,7%.

Полученные 34% и 42,7% показывают большой потенциал для развития: три четверти опрошенных лояльны к облачным технологиям — это существенно более высокий результат, чем мы ожидали. По сути, он говорит о коренном сломе недоверия к этим услугам со стороны заказчиков.

Диаграмма 1. Используете ли вы облачные услуги в своей работе?

Препятствия к использованию облачных ресурсов

Мы задали респондентам два вопроса о факторах, влияющих на выбор компаниями облачных услуг.

  1. «Что больше всего препятствует переходу к использованию облачных ресурсов в вашей компании?»
  2. «Что вы считаете самым важным при выборе облачного провайдера?»

Самый популярный ответ на первый вопрос – «высокая стоимость»: его выбрали 42% опрошенных.

Однако на второй вопрос 80,4% респондентов ответили, что главное при выборе облачного провайдера – надежность и безопасность. Вариант «цена» набрал 54%. Перевес достаточно большой. Он говорит о том, что значимость фактора цены снижается.

Экономия всегда будет важна для заказчиков, однако она отходит на второй план по сравнению с соображениями конфиденциальности и безопасности.

Другими словами, основным препятствием к внедрению облаков в России являются не финансовый, а психологический фактор. Это значит, что провайдерам стоит уделить внимание ценностным характеристикам облачных услуг.

Если заказчик будет понимать преимущества для решения бизнес-задач, то экономия будет выглядеть иначе. Вопрос «тратить или нет» стоять не будет. А вот выбору провайдера и услуги, оптимальных по соотношению «цена – качество», будет уделяться больше внимания.

Диаграмма 2. Что препятствует переходу к использованию облачных ресурсов?

Ответ «высокая цена» на вопрос о выборе провайдера выбрало 60% собственников бизнеса, а 30% от общего количества респондентов отметили, что внедрению облачных сервисов мешает сопротивление руководства.

Это говорит о том, что про качество облачных продуктов и услуг знает в основном ИТ-аудитория. Поэтому нужно налаживать коммуникацию с руководителями и собственниками бизнеса, показывать им экономические преимущества нововведений.

19,5% опрошенных отметили, что использованию облачных технологий препятствуют сложности с миграцией. Их можно легко преодолеть. На рынке появляются решения, которые берут на себя практически все вопросы, связанные с переездами, резервированием, disaster recovery.

29% респондентов отметили, что устаревшие системы и другие технические причины мешают использованию облачных технологий. Как правило, это связано со стереотипным мнением, что вся ИТ-инфраструктура компании должна быть размещена в собственном помещении на своих серверах, пусть даже устаревших, – якобы это обеспечивает гораздо большую безопасность.

Эта позиция изживает себя. Большинство заказчиков понимают: если отдать услуги создания и поддержания ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг, то исполнитель предоставит гарантии бесперебойности. Их легко можно перевести в денежный эквивалент – тогда заказчик увидит экономическую выгоду.


Диаграмма 3. Что важно при выборе облачного провайдера?

Методы резервного копирования

48% опрошенных заявили, что хранят бэкапы на своем «железе», хотя этот способ не является надежным.

27% резервируются на сторонних площадках, то есть пользуются услугами дата-центров: colocation и dedicated. Это существенно более безопасный способ резервирования корпоративных данных. Как показывает наша практика, в дальнейшем такие заказчики часто переходят на облачные бэкапы. Несколько меньше, 18%, используют публичное облако.

7% ответили, что имеют план аварийного восстановления. Вероятно, эти компании имеют собственную стратегию непрерывности бизнеса, которая часто включает в себя disaster recovery.

В результате опроса получается своеобразная «лестница развития»:

  1. половина пользователей думают, что резервируются, но, на самом деле, это большой вопрос;
  2. более четверти пользователей действительно резервируются на сторонних площадках;
  3. 18% уже начали использование облачных технологий;
  4. 7% являются опытными пользователями, уже внедрившими планы disaster recovery.

Последние три группы должны последовательно расти каждый год за счет плавного перехода пользователей в следующую категорию.

Диаграмма 4. Резервирование

Аренда ИТ-оборудования

Треть респондентов (32%) пользуется арендованным оборудованием. Услуги по аренде, как правило, являются важным шагом к переходу в облако.

30% опрошенных останавливает необходимость держать инфраструктуру на стороне. Это категория людей, до которых еще никто не донес преимущества аренды оборудования, ее выгоду для бизнеса и гарантии безопасности. Хотя рынок уже давно предлагает такие модели, которые полностью исключают доступ провайдера к оборудованию.

Многих останавливает высокая цена (31%), это связано со стереотипом, что покупка оборудования выгоднее, чем аренда.

На самом деле, это не всегда соответствует действительности: поставщик оборудования берет на себя все заботы по замене комплектующих, помогает заказчику администрировать, организовать связность, а также, если это предусмотрено договором, предлагает ему еще и бесплатный апгрейд через год. В таком случае стоимость не всегда будет высокой.

Часть пользователей останавливают сложности с покупкой/внедрением (13%) и технической поддержкой (7%). Все эти вопросы решаемы. Однако полученные данные говорят о необходимости больше рассказывать об этой услуге, раскрывать ее преимущество.

Диаграмма 5. Аренда оборудования

Результаты исследования говорят о заинтересованности российского бизнеса в облачных услугах. Компании ориентированы на развитие и видят в облаках инструмент оптимизации процессов.

Конечно, многие заказчики еще не используют облака и мало осведомлены о тех выгодах, которые эти технологии могут принести их бизнесу. Их ответы подтвердили живучесть стереотипов о дороговизне аренды оборудования, ненадежности облаков, защищенности данных при резервировании на своем «железе».

Но эти же показатели говорят о высоком потенциале для распространения облачных технологий на российском рынке.


Материалы по теме:

Хранение персональных данных в облаке: что бизнесу нужно об этом знать

Облака для стартапов: Как сэкономить на ИТ при запуске проекта

На далеком сервере: как мы придумали защищать данные пользователей

Управляете IT-компанией? Посмотрите, как изменятся ваши бизнес-процессы в 2019 году

20 выражений из IT-сленга, которые вам нужно знать

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop