Одним из самых неожиданных гаджетов с искусственным интеллектом стала зубная щетка. Подобные разработки представили сразу несколько брендов, заявляя, что продвинутые алгоритмы и сопутствующие приложения помогут лучше чистить зубы.
Реакция была неоднозначной. Ряд стоматологов считают, что польза от ИИ в чистке зубов преувеличена. Кроме того, возникает новая опасность — данные из приложения могут быть переданы третьим лицам.
Так называемые «зубные щетки с искусственным интеллектом» появились в 2017 году. С тех пор все больше брендов продают подобные устройства по завышенному ценнику. Однако научных доказательств, что алгоритмы помогают здоровью полости, мало. Компании больше заинтересованы в том, чтобы с помощью высокотехнологичных устройств получать пользовательские данные.
Зубные щетки с ИИ
Первой анонсировала «зубную щетку с искусственным интеллектом» французская компания Kolibree. Она представила щетку Ara на Международной выставке потребительской электроники CES 2017.
Читайте по теме:
ИИ окружает нас повсюду. Вот как мы применяем его в повседневной жизни
Не мотивируют: продажи фитнес-трекеров растут, а активность пользователей падает
Основатель и CEO Томас Серваль заявил, что непосредственно в щетку встроены алгоритмы глубокого обучения, сенсоры собирают данные, которые затем обрабатываются в процессоре. Благодаря этому система узнает привычки пользователя и в процессе подстраивается под них, улучшая свою работу.
Примерно так же описывают свой продукт и другие производители: некий алгоритм, неназванный (вероятно, дешевый) процессор и датчики для сбора информации о том, как часто, быстро и с каким усилием пользователь чистит зубы. Через Bluetooth можно синхронизировать данные с приложением и узнать, насколько хорошо владелец щетки чистит зубы и как делать это еще лучше.
Сегодня технологию Kolibree использует по лицензии бренд Colgate. В связанном приложении Colgate Connect можно также заказать продукцию Colgate, иногда со скидкой. Среди других компаний, продающих «зубные щетки с искусственным интеллектом», Procter & Gamble, Oral-B, Philips и Oclean. Последняя анонсировала выпуск технологичной щетки в июле. В отличие от многих других, X Ultra от Oclean может работать через Wi-Fi.
По словам представителя Oclean, обработанные пользовательские данные загружаются в облако в реальном времени — для этого не нужно подключать Wi-Fi и открывать приложение. Данные, обработанные процессором щетки, отображаются на маленьком экране, результаты, обработанные в облаке, а также рекомендации ИИ, показываются в мобильном приложении.
Если предположить, что можно найти щетку с ИИ, которая выполняет заявленные обещания и заботливо указывает, что мы пропускаем при чистке верхнюю правую «восьмерку», легко усомниться, насколько вообще нужна такая технология, и какие мотивы на самом деле преследуют производители.
Зубные щетки с искусственным интеллектом помогают компаниям продавать и разрабатывать продукты.
Бренды средств личной гигиены ищут способы заработать деньги помимо торговли товаром — например, продавая услуги.
Похожий подход действует и в отношении зубных щеток с ИИ. Советы по чистке зубов действуют как услуга, а сопутствующие приложения предлагают способы диверсифицировать бизнес, получить больше выручки от продаж товаров и понять, как покупатели используют продукт.
Например, приложение щетки Oral-B предоставляет пользователю информацию об их манере чистить зубы и рекомендует продукцию P&G, сопровождая советы ссылками на интернет-магазины.
Компания P&G также обсуждала, как использовать ИИ, чтобы получать информацию для развития продукта. Алгоритмы могут обрабатывать пользовательские реакции на изменение продукта и в реальном времени оповещать об этом специалистов научно-исследовательского отдела.
В P&G считают, что традиционные методы сбора пользовательской информации, такие как опросы и фокус-группы, полагаются на собственные заявления респондентов и могут быть не точны.
Так, большинство опрошенных отвечают, что чистят зубы около 2 минут, хотя на самом деле в среднем это занимает всего 47 секунд. Сбор данных с помощью технологий может устранить эти неточности.
Читайте по теме:
Как компьютеры и смартфоны меняют наше тело: 6 состояний
Цифровой двойник сердца может спасти вашу жизнь
Компания Colgate-Palmolive аналогичным образом упоминала, что преимущество «умной» щетки — возможность больше узнать о владельце: «нет смысла собирать данные, если не использовать их для обучения, получения новых идей и решений», говорится в блоге компании.
Директор по бренду P&G Марк Притчард считает, что данные, полученные от зубных щеток, могут также помочь маркетингу и в буквальном смысле заменить рекламу.
Проблемы конфиденциальности
Зубные щетки никогда не ассоциировались с проблемой защиты личных данных. Теперь, когда продукт стал более технологичным, пользователи внезапно становятся субъектами политики конфиденциальности компании и потенциально вносят свой вклад в работу отделов маркетинга, продаж или исследований компании.
Политика конфиденциальности брендов Colgate-Palmolive, Oral-B, Oclean и Philips гласит, что приложения компаний могут собирать персональные данные и затем использовать их в рекламе либо передавать третьим лицам. Правила позволяют пользователю отказаться от использования данных в рекламе или передачи их третьим лицам, но вероятно, большинство покупателей не читают политику конфиденциальности для зубной щетки, считая это недостаточно важным.
Некоторые бренды собирают данные не только из приложений, но и непосредственно с продуктов. А если щетка подключается к Wi-Fi, это создает дополнительные риски для безопасности.
Потенциальные преимущества
Множество людей ежедневно ухаживают за полостью рта без ИИ, приложений, Bluetooth и Wi-Fi. Но это не значит, что эти технологии не могут быть по-настоящему полезны.
Такие заболевания, как пародонтит, трудно поддаются лечению, потому что пациенты недостаточно тщательно ухаживают за полостью рта. Исследователи отмечают, что зубные щетки, способные собирать данные, могут направлять владельца в реальном времени и передавать информацию врачам.
Представитель Американской стоматологической ассоциации (ADA) считает, что неважно, оснащена ли зубная щетка ИИ или нет, — главное тщательно чистить зубы дважды в день пастой с фтором. В настоящее время в списке одобренных ADA зубных щеток есть только одна с искусственным интеллектом.
С другой стороны, некоторые стоматологи считают, что данные от приложений щеток с искусственным интеллектом могут быть полезны, так как обратная связь в реальном времени позволяет немедленно скорректировать процесс.
Зубные щетки как технологические устройства
Поскольку компании продолжают рекламировать ИИ как функцию зубной щетки, потребители задаются вопросом, действительно ли технология выполняет обещания бренда и стоят ли компромиссов потенциальные преимущества.
Кроме того, неизвестно, как долго компании будут поддерживать модные технологические функции. Бренды с ограниченным опытом в технологиях, ИИ, приложениях или оборудовании могут разочароваться, когда дело коснется долгосрочной поддержки техники, связанной с приложением. Ранее в 2024 году Oral-B вывела из обращения зубные щетки с голосовым помощником Alexa от Amazon, выпущенные в 2020 году по цене $230.
Фото на обложке: Freepik
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 130 лет Philips: от телевизоров и наушников до медицинского оборудования и нейросетей
- 2 HealthTech Map
- 3 Онлайн-конференция IoT Tech Autumn 2022 пройдет 25 октября
- 4 «Тринити» и МГТУ им. Баумана развернули совместную лабораторию для обучения технологиям AI и IoT
- 5 Вместо Web 3.0 у нас будет Web 2.5 — что тормозит переход к новому интернету