Как и зачем компания лечит воздух электрошоком
В рубрике $cience мы рассказываем о предпринимателях, которые зарабатывают на своих научных достижениях. На этот раз речь пойдет о том, как устроен бизнес по обеззараживанию воздуха.
В массовом сознании очистка воздуха от вирусов и бактерий прочно ассоциируется с медучреждениями. Однако рост городов и риска эпидемий сделал эту проблему актуальной в любых местах скопления людей — в офисах, школах, метро.
Технология и продукт
В начале 1990-х ученые Елена Володина и Александр Наголкин разработали новую технологию стерилизации воздуха — «Поток». Она основана на электропорации мембраны клетки, когда под воздействием электрического поля в клеточной оболочке появляются поры. Это же явление используется в генной инженерии для внедрения ДНК в клетки организмов. Технология «Поток» пропускает воздух через электрическое поле такой силы, которое разрушает любые вирусы и микроорганизмы. Их остатки оседают на электростатическом фильтре.
Для производства систем обеззараживания воздуха Володина и Наголкин в 1992 году основали научно-производственную компанию «Поток Интер». Они продают установки трех типов — автономные, канальные (встраиваются в системы вентиляции) и с воздухораспределителем (монтируются в потолок).
Компактная конструкция
Автономные приборы могут использоваться повсеместно, в том числе в жилых помещениях, канальные — в разных отраслях промышленности, а установки с воздухораспределителем используются преимущественно в медицине и пищевой промышленности. Самая малая автономная установка рассчитана на обработку 150 кубических метров воздуха в час, самая большая — на 3,6 тыс. кубометров/час. В год компания производит около 25 тысяч единиц оборудования.
Технология обеззараживания воздуха «Поток» не имеет мировых аналогов. Установка «Поток 150-М-01» запатентована в России, Украине, Японии, США и ряде европейских стран. Эффективность оборудования подтвердили Гарвардская школа общественного здравоохранения, ГНЦ Вирусологии и биотехнологии «Вектор», Институт эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи и ЦНИИ туберкулеза и другие центры.
В 2011 году разработчики технологии получили премию «Призвание» в номинации «За вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий».
Модель с воздухораспределителем
Для кого
Системы обеззараживания воздуха нужны в больницах, школах, детсадах, в общественном транспорте, офисах и фитнес-центрах, в пищевой промышленности, на животноводческих фермах, в космических кораблях и квартирах. Словом, они пригодятся везде, где есть благоприятная среда для размножения микроорганизмов и его необходимо остановить.
Клиенты
Помимо России, продукция «Поток Интер» продается в Италии, Испании, Франции, Германии, ОАЭ, Катаре, Южной Корее, Колумбии, странах СНГ.
Самые имиджевые проекты «Поток Интер» связаны с космосом. В 1995 году компания разработала специальную установку для снижения бактериальной обсемененности воздуха в орбитальном комплексе «Мир». Через два года их агрегат помог очистить атмосферу станции после возгорания генератора кислорода.
В 2000 году установкой «Поток 150МК» оснастили служебный модуль «Звезда» Международной космической станции (МКС). В 2009 году NASA купило установку для американского сегмента МКС, чтобы справиться с распространением плесневых грибов. Так что сейчас на борту космической станции работают два обеззараживателя воздуха «Поток 150МК». Космические ведомства ценят устройства за то, что их работа безвредна для людей и техники.
Самый большой сегмент потребителей оборудования для стерилизации воздуха — медицинские учреждения. По данным Минздрава за 2011 год, ежегодно внутрибольничными инфекциями заражается около 2,5 млн россиян. Экономике это обходится в 5 млрд рублей.
Продукцию «Поток Интер» внедрили, в частности, Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко, Городская клиническая больница имени Боткина, Городская клиническая больница имени Пирогова, Клиническая больница Управления делами президента РФ, Институт медико-биологических проблем РАН. Всего за 20 лет работы компания оборудовала своими электрополяризаторами более 1500 лечебных помещений.
Канальная конструкция
Микробиологическая чистота воздуха важна также в пищевой промышленности. По некоторым данным, из-за воздушных загрязнений отечественная мясопереработка теряет 105,3 млрд рублей в год, переработка молока — 6,4 млрд рублей. Установками «Поток Интер» оснащены мясоперерабатывающий завод «Богородский», Клинский мясокомбинат, молочный завод ООО «Пробиотик», заводы компании «Вимм-Билль-Данн», «Сернурский сырзавод», завод по производству соков и детского питания «Лебедянский».
Обеззараживание воздуха на животноводческих предприятиях защищает поголовье от инфекций. Например, птицеводы теряют на болезнях кур 5,4 млрд рублей в год и еще 9,8 млрд рублей при фасовке продукции. Сельскохозяйственный клиент «Поток Интер» — козья ферма «Лукоз». А Московский зоопарк внедрил такую систему воздухоочистки для безопасности редких животных.
Напольная модель
Применение технологии очистки воздуха «Поток» на транспорте снизит риск эпидемий на 70%, говорят в компании. По их расчетам, до 10% пассажиров московского метро являются источниками инфекций в активной фазе. В прошлом году компания победила в конкурсе Центра инновационного развития Москвы по очистке воздуха в метро от биозагрязнений. В рамках пилотного проекта системы очистки воздуха установят на станции метро Белорусская (точнее, на переходе с радиальной на Кольцевую линию).
В 2004 году «Поток Интер» разработала для ОАО «РЖД» систему обеззараживания воздуха в поездах. Сейчас этими установками также интересуется испанский производитель железнодорожных составов Talgo. Закрытые помещения с большим скоплением людей — идеальная экосистема для размножения патогенных микроорганизмов, отмечают в компании. В поездах дальнего следования источниками активных инфекций, по их оценке, являются 20% пассажиров.
Стерилизация воздуха в офисах сокращает заболеваемость сотрудников во время эпидемий и сезонных вспышек, а значит — выплаты по больничным листам. Из корпоративных клиентов в «Поток Интер» называют страховую группу «Уралсиб».
Установка систем актуальна в фитнес-центрах: во время физической нагрузки человек потребляет в 20 раз больше воздуха, чем обычно. После интенсивной тренировки вероятность заболеть ОРВИ возрастает в 18 раз. Не беспокоиться об этом могут посетители клуба Les Trois Santes на Страстном бульваре, который уже оснащен оборудованием «Поток Интер».
Конкуренты
В России и в мире сейчас преобладают традиционные методы обеззараживания воздуха — воздействие ультрафиолетом, НЕРА-фильтрация и озонирование. Как говорят в «Поток Интер», их эффективность доказана, но относительно невысока.
Данные «Поток Интер»
На российском рынке в нише стерилизации воздуха работают, в частности, «Тион» (стерилизует воздух с помощью озонирования), «Аэролайф» (фотокатализ — сочетание воздействия ультрафиолетом и НЕРА-фильтрации) и «ЛИТ» (ультрафиолет).
По словам представителей «Поток Интер», установки для озонирования дешевле, но озон опасен для человека, а для эффективного обеззараживания нужно превысить предельно допустимые концентрации. Оборудование для очистки воздуха ультрафиолетом дешево и распространено, но не может применяться в присутствии человека, неэффективно против грибка и дорого в утилизации. НЕРА-фильтрация затратна в эксплуатации и утилизации, к тому же в фильтрах накапливаются микроорганизмы. При перезапуске системы вентиляции без замены фильтров возможен залповый выброс микроорганизмов в воздух.
Принципиальное отличие технологии «Поток» заключается в том, что она гарантирует полное уничтожение микроорганизмов (эффективность не менее 99%), не использует расходные материалы, отличается рекордно низким энергопотреблением (10-40 Вт — как энергосберегающая лампочка), абсолютно безопасна для человека, электроники и окружающей среды. Это единственная технология обеззараживания воздуха с минимальным, 1 классом риска. Срок эксплуатации составляет 10 лет, а у конкурентов — 5 лет.
Наше оборудование отличается сравнительно высокой первоначальной стоимостью, но с точки зрения совокупной стоимости владения крайне экономично. За счет отсутствия расходных материалов и низких эксплуатационных расходов оно в 2-3 раза дешевле конкурентов.
Рынок
В 2013 году мировой рынок обеззараживания воздуха составлял $3,6 млрд., рассказывают в компании. По прогнозам, к 2020 году он увеличится до $6,3 млрд.
Российский медицинский рынок оборудования для обеззараживания воздуха «Поток Интер» оценивает в 2 млрд рублей. Каждый год он растет примерно на 10%.
Рост сегмента сдерживает отсутствие отраслевых стандартов обеззараживания воздуха. По словам компании, их нужно разработать для школ, детсадов и общественных помещений, а также пересмотреть нормативы для транспорта и пищевой промышленности. Во Франции, например, есть закон о необходимости обеззараживания воздуха в учреждениях дошкольного образования.
В2С-продажам установок «Поток Интер» мешает то, что чистота воздуха от патогенов редко волнует обывателей. Они мало знают о технологиях обработки воздуха и, как правило, больше интересуются ионизацией и увлажнением. Поэтому сейчас основными потребителями систем компании выступают бизнес и госпредприятия («Поток Интер» регулярно участвует в госзакупках для Минздрава и Минсельхоза).
Один из драйверов роста — появление в мире новых вирусов и инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Это заставляет нас проводить новые испытания и самосовершенствоваться.
Особенность оборудования «Поток Интер» в том, что оно полностью уничтожает микробную клетку и не допускает мутации микроорганизмов. В этом смысле мы представляем наиболее надежную защиту от вирусов и инфекций в повседневной жизни.
Свою долю рынка «Поток Интер» оценивают в 5%. Финансовые показатели компания не раскрывает.
Планы и возможности
Сегодня «Поток Интер» готова выйти на новые рынки и в новые страны. В мае 2014 года экс-сити-менеджер Казани и бывший совладелец «Мотовилихинских заводов» Марат Загидуллов купил 50% компании с намерением вывести ее на глобальный уровень. Как писала тогда газета «Коммерсантъ», суммарные инвестиции в проект могут составить $200 млн, а полноценный запуск проекта в России обойдется в сумму свыше $20 млн. Кроме того, Загидуллов пообещал заняться продвижением продукции, в том числе за рубежом.
В каждой новой стране «Поток Интер» старается заручиться рекомендациями местных ученых, чтобы завоевать доверие потребителей. Например, скоро установки компании испытает Восточнобаварский технический институт Амберг-Вайден. После этого воздухоочистительные системы можно будет беспрепятственно продавать в Германии.
Голландские дизайнеры разработали корпус для новой автономной установки «Поток», рассчитанной на 300 кубометров воздуха. Она предназначена, главным образом, для отелей, спортзалов, частных клиник и других общественных заведений. По словам производителя, эта модель станет флагманом в их международных продажах.
В России «Поток Интер» намерена расширить пул своих клиентов за счет авиакомпаний, школ, детсадов, гостиниц и салонов красоты. С авиаперевозчиками «Поток Интер» пока ведет переговоры, но очень надеется завоевать эту нишу. «Исследования показывают, что в самолетах распространение респираторных заболеваний возрастает в разы», — говорят в компании.
Обеззараживание воздуха явно необходимо школам и детским садам. В феврале 2015 года почти 3 тысячи российских школ и почти 500 детсадов закрылись на карантин из-за гриппа и ОРВИ. Если средний взрослый заболевает острыми респираторными заболеваниями два раза в год, то дети до 16 лет — три раза, а дошкольники — в среднем 6 раз. В связи с началом учебного года Роспотребнадзор в очередной раз прогнозировал рост заболеваемости гриппом.
Выводы
Бизнес на науке в России — это вечное балансирование интересов. Наша сила в уникальной технологии, которую можно внедрить в любое устройство. Это выделяет нас среди конкурентов, торгующих оборудованием. В нашей команде собрана различная экспертиза — ученые, люди из бизнеса и госструктур, и вместе мы построим прогрессивную международную компанию
Технологии по очистке воздуха — достаточно нишевый сегмент. Сама по себе технология выглядит перспективно на фоне конкурирующих технологий и продуктов, но рынок ограничивается применением в специализированных местах — больницах, роддомах и других помещениях, где требуется очистка воздуха. «Поднять целину» и создать рынок в офисном сегменте — очень сложная задача, которая под силу немногим. Возможно, стоит попробовать внедриться в этот сегмент рынка через партнерство с производителями систем кондиционирования.
Рынок чистой воды сейчас уже делят глобальные корпорации. И, как бы ни шутили фантасты, скоро полем битвы за кошельки потребителя может стать рынок чистого воздуха. Я говорю не о специализированных помещениях в медицине, производстве лекарств и микроэлектронике. Сегодня стоит подумать о чистоте воздуха там, где мы проводим большую часть своего времени: наш дом, офисы, публичные помещения. Проблемы, на мой взгляд, две: техническое загрязнение воздуха в мегаполисах и микроорганизмы, которые присутствуют в воздухе и влияют на наш иммунитет. Доказано, что качество воздуха влияет на наше настроение и работоспособность. Сегодня есть реальные предпосылки для развития массового рынка чистого воздуха. Его игроками станут новые системы обеззараживания воздуха. Поэтому в оборудовании «Поток Интер», уничтожающем все виды микробов и вирусов, я вижу большой потенциал.
Проблема внутрибольничных инфекций существовала всегда, однако всю серьезность вопроса осознали относительно недавно. По оценкам экспертов, в развитых странах 5-10% пациентов стационаров могут заразиться внутрибольничными инфекциями. Только в США такие инфекции уносят порядка 100 тысяч жизней в год. По данным разработчиков, технология «Поток Интер» справляется с задачей стерилизации воздуха лучше существующих решений — значит, их потенциальными клиентами являются тысячи учреждений по всему миру. Еще одна перспектива — это установка приборов в местах массового скопления людей. Однако с точки зрения бизнеса продажи устройств в этом сегменте еще сложнее продаж медучреждениям, это, по сути, рынок B2G, причем государство не получает прямой выгоды и лишь косвенно экономит издержки. Это означает, что разработчикам необходимо будет проявить немалую изобретательность для коммерциализации продукта на этом рынке. Тем не менее, проблема существует, а у компании есть решение. B2C-применение, на мой взгляд, для компании должно стоять в наименьшем приоритете — исследования показывают, что излишне стерильная среда негативно влияет на состояние иммунитета. Дело в том, что мы живем в мире микробов (микроорганизмы больше половины земной биомассы) и борьба с ними является совершенно нормальным состоянием иммунитета. Постоянно находясь в стерильных условиях, иммунитет как бы теряет форму. Таким образом, единственный сегмент B2C-рынка, на который компании корректно делать акцент — это пациенты с иммунной недостаточностью, которым нужна стерильная среда.
Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО»
- 1 Что такое 15-минутные города и почему их критикуют
- 2 В России с 2025 года запретят три вида ПЭТ-упаковок
- 3 В Норвегии электрокаров впервые стало больше, чем авто на бензине
- 4 Технологические гиганты могут создавать почти в 8 раз больше выбросов, чем говорится в отчетах
ВОЗМОЖНОСТИ
08 декабря 2024
09 декабря 2024
10 декабря 2024