Анастасия Сартан начала свой путь в сфере Fashion, открыв вместе с партнером шоу-рум Ekepeople, который начинался в маленькой квартире на «Курской» и вырос до трех магазинов. В 2011 году девушка вышла из проекта и запустила стартап TrendsBrands – онлайн-магазин дизайнерской одежды. В итоге TrendsBrands превратился в ритейлера с оборотом $20 млн в год.
В 2015 году девушка переехала в Сан-Франциско, где позднее, с двумя детьми на руках, запустила еще два стартапа – онлайн-стилиста Epytom и рекрутинг российских студентов Grintern. Epytom привлек $1 млн – от пула инвесторов, включая Google.
Rusbase продолжает рассказывать о женщинах из Кремниевой долины.
Читайте истории других героинь на странице специального проекта.
Про TrendsBrands
Первый шоу-рум Ekepeople мы с партнерами открыли на Курской – в квартире жилого дома, который выходил на Садовое кольцо. Я думаю, это был один из первых магазинов, вокруг которого складывалось сообщество, а не только продавалась одежда. В то время я начала смотреть в сторону электронной коммерции. Мы с командой сделали интернет-магазин для Look At Me. Учились всему буквально на коленке.
У меня появлялись идеи стартапов. Например, ты выкладываешь в ленту вещь на продажу, а в комментариях люди делают ставки. Таким образом мы в Ekepeople в соцсетях распродавали стоки. Пост с большим количеством комментариев, естественно, хорошо показывался в ленте.
TrendsBrands стартовал в 2011 году без инвестиций. Я тогда поехала на конференцию РИФ+КИБ и встретила друга, который собирался на панель про венчурные инвестиции. А я вообще не знала, что это такое, но решила пойти с ним. После панели в курилке познакомилась с Сергеем Карповым (Сергей был управляющим партнером фонда AddVenture. В 2015 году скончался от инсульта. – Прим.) Он спросил, что я делаю, и говорит: «Классно! Присылай мне бизнес-модель». А я и не знаю, что это такое. Научилась строить финансовые модели к следующей нашей встрече. Но сделка с AddVenture в итоге не сложилась, потому что пришли инвесторы с более выгодными для меня и продукта условиями.
О переезде в Кремниевую долину
Мы с мужем переехали в Штаты в 2015 году, когда я перестала быть операционно вовлечена в TrendsBrands. Первое время сил на работу не оставалось – у нас был годовалый ребенок, все время уходило на обустройство жизни. Тогда я почти никого не знала в Долине, мы потихоньку знакомились с людьми – даже в супермаркетах.
В Долине мне трудно. До сих пор не могу понять, мое ли это место. Здесь люди привыкли сотрудничать с теми, кого они давно лично знают.
Поэтому во все двери приходится биться с большей силой, чем в России, где за десятилетия наработался большой пласт знакомств. Поначалу я чувствовала отчаяние, но потом пришло осознание, что вообще-то я вышла из зоны комфорта, и это круто. Расту как личность, становлюсь сильнее.
Очень много усталости связано с бытом. У нас нет возможности поселить постоянную помощницу по дому. Пользуемся услугами приходящей, и много забот остается на мне. В России я могла позволить себе уровень жизни выше.
Помимо прочего, до сих пор пытаюсь понять, что из себя представляет общение с американцами. Не могу до конца считывать контекст так, как считываю его в Москве. Например, я так и не нашла общий язык с мамами, с которыми общаюсь в детском садике.
Про StyleHacks
Постепенно появилось свободное время, и я начала копаться в теме того, что из себя представляет спрос, как люди тратят деньги. Мне стало казаться неразумным, что огромные маркетинговые бюджеты уходят на создание раздутого спроса.
Я начала вести небольшой канал в телеграме о том, как можно классно одеваться, если у тебя в гардеробе всего 40 вещей. Внезапно блог начал расти. Появились подписчики из других стран, а я все еще писала посты по московской погоде. Контент нужно было оптимизировать – так появилась идея бота.
В искусственном интеллекте я ничего не понимала и поэтому пошла на дополнительное вечернее образование – data-scientist, там научилась программировать на начальном уровне. Очень понравилось ощущение – ты написал пару строчек кода, потом переписал, снова переписал, и вот они заработали. В предпринимательской жизни не так: что-то меняешь, меняешь, меняешь, а оно не работает, не работает, не работает месяцами, и только потом случается какой-то небольшой успех...
Сначала мы построили бота в Telegram, потом в Facebook Messenger. И тогда руководитель Messenger Partnership написал нам письмо: «Ребят, у вас потрясающие цифры, классный ретеншн. Приезжайте к нам и расскажите, как вы это делаете» (он не знал, что я нахожусь совсем рядом в Долине). Я поняла, что рынок рекомендаций одежды действительно есть. Притом никто не дает рекомендации, учитывая твой гардероб, стиль и, в конце концов, погоду.
Мы очень быстро тестировали разные форматы. Почему бот? Почему, например, не отдельное приложение? В итоге пришли к тому, что самый удобный формат – голосовой помощник. Тогда мы выпустили продукт под Google Assistant. Этот проект привлек $1 млн от Google и ряда инвесторов.
Когда меня спрашивают, как прошла сделка, что Google проверял в компании, я смеюсь. Потому что они исследовали всё, вообще всё! Due Diligence шел почти полгода.
Про женщин
Среди инвесторов Epytom много женщин. Можно подумать «Ну конечно, ведь в сфере моды одни женщины». На самом деле именно в FashionTech это совсем не так.
Посмотрите на компанию Zalando (крупный европейский онлайн-магазин одежды. – Прим.) с миллиардными оборотами – они радеют за гендерное равноправие и, согласно отчетам, каждый год нанимают все больше женщин. При этом в этих же отчетах написано, что в совете директоров Zalando женщин до сих пор нет.
Забавно, что на переговорах с инвесторами мне часто говорили: «О, покажу жене и дочке». Но ведь они могут не быть потенциальными пользователями. Если к тебе придет биотех-стартап – ты, скорее всего, пойдешь советоваться с биологами, с экспертами. Но в нашем случае все хотели показать жене.
Про Grintern Assistant
Мой второй стартап – трудоустройство талантливых российских выпускников. В свое время в StyleHacks мы приняли на работу трех прекрасных девушек из России. Я была поражена тем, что они, будучи джуниорами, справляются со многими задачами лучше, чем те, кого мы нанимали в США. Я попыталась масштабировать это на своих американских друзей. В итоге мы трудоустроили уже сотни российских выпускников – в американские, европейские и российские стартапы.
Идея появилась в отпуске. Обычно голова все время занята встречами, звонками, задачами, а потом еще после работы нужно переделать 100 дел по дому. Просто нет места для новых идей. Я специально подстроила так, чтобы во время путешествия по Южной Корее – моей любимой стране – не было никакой работы. И вернулась оттуда с идеей Grintern Assistant. А если уж появилась вещь, в которую я верю, – то дальше силы появляются сами.
Когда делаешь какое-то добро, гораздо легче думать «I did it». Иначе непонятно, на что ориентироваться. На деньги?
Я подняла миллион, а в это время мой сосед в Долине поднял пятьдесят миллионов. Я чувствую гораздо большее удовлетворение от проектов, если они связаны с какой-то миссией. Разумное потребление – это хорошая миссия. Находить интересную работу талантливым людям – тоже.
Совет тем, кто решил переехать
Дудь сказал в своем фильме: «Каждый может дойти до самого верха». Почему он считает Кремниевую долину верхом?
Не ориентируйтесь на то, что кто-то сказал. Реализуйте то, что у вас внутри.
Для меня «верх» – это когда человек строит жизнь согласно внутренним ценностям. Я бы с удовольствием узнавала больше историй о людях, которые нашли свое призвание, а не только о людях, которые подняли 10-50 миллионов инвестиций.
Отдельное спасибо за помощь в создании проекта PlayMe и Multiways.
Обложка текста: Unsplash.com / @picsbyjameslee
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО»
- 1 Евгения Майорская: «В Москве одно сообщение могло решить почти любой вопрос, а в США меня никто не знал»
- 2 Наталья Караянева: «В Кремниевой долине невозможно вести бизнес одной»
- 3 Светлана Леонова: «В 36 лет я резко поменяла профессию. Возможно, что не в последний раз»
- 4 Как переехать в Долину и сделать лимитированные кроссовки с баскетболистом НБА
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025