Top.Mail.Ru
Истории

Рынок человеческого внимания существовал всегда. Вот как он меняется в эпоху ИИ

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Ведант Мисра, основатель и CEO компании по разработке ИИ Kemvi, рассказывает, как большие данные влияют на наше внимание.

Рынок человеческого внимания существовал всегда. Вот как он меняется в эпоху ИИ

Что привлекает ваше внимание?

Бизнес по ответу на этот вопрос ежегодно привлекает сотни миллиардов долларов. Рынок человеческого внимания существует столько, сколько существует хоть что-то, что можно купить.

Давным-давно монетизация человеческого внимания представляла собой лишь призыв уличного торговца посреди шума толпы на сельском рынке.

Значительно позже на улицы Нью-Йорка вышли первые одноцентовые выпуски газеты The Sun благодаря тому, что редактор газеты осознал, насколько прибыльнее продавать рекламодателям внимание каждого читателя, чем зарабатывать деньги на продаже самих газет. Сегодня эта концепция возведена в крайность. Тысячи алгоритмов на миллионах серверов продают каждый клик и тап по принципу аукциона, предвидя, какое электронное письмо вы откроете, какие результаты поиска прочитаете, и даже то, как ваш взгляд двигается по странице.

Google и Facebook практически полностью полагаются на прямую перепродажу человеческого внимания. Компьютеры начинают помогать оптимизировать темы электронных писем и заголовки статей, основываясь на том, что может привлечь ваш взгляд. Правила просты: привлекать внимание человека чем-то дешевым или бесплатным — дешевыми газетами, поиском Google, интересными материалами для чтения — и перепродавать это внимание по наивысшей ставке.

Куда мы движемся? Чего мы можем ожидать перед лицом этой трансформации? На эти вопросы сложно ответить. Чтобы идти дальше, важно понять, как работает внимание.

Заставь искусственный интеллект самообучаться и совершенствоваться – выбирай онлайн-курсы в каталоге курсов по машинному обучению.

Как работает внимание

Ваше внимание — словно пятно прожектора на сцене. Вы направляете этот прожектор, вы можете направить его на какие-то конкретные предметы, но не можете контролировать, что появляется на сцене.

Сцена — это ваша осведомленность, информированность, она содержит общую сумму информации, доступной вашему сознанию в данный момент. Это включает слова на мониторе, чувство давления от кресла, шум где-то на заднем плане, а также бесконечный поток случайных мыслей, возникающих у вас в голове.

В то время, когда вы это читаете, вы осознанно направляете прожектор своего внимания на слова, которые читаете. Так будет продолжаться некоторое время, но неизбежно и против вашей собственной воли прожектор сдвинется, привлеченный неожиданным шумом позади вас или кем-то, входящим в поле вашего зрения, или шальной мыслью о том, чего хочется на обед.

Это природа внимания. Оно постоянно мечется в поиске чего-то интересного вокруг.

Все это было бесценным преимуществом для наших предков в окружавшей их среде. Редко требовалось надолго фокусироваться на чем-то одном, но было критически важно не пропустить рычание хищника, скрывающегося  в зарослях.

В результате этого, если вы действительно усиленно пытаетесь удержать свое внимание только на чем-то одном, быстро обнаружите свое внимание где-то еще. На самом деле обычно ваш мозг решает сменить предмет концентрации внимания без вашего осознанного участия или, тем более, разрешения.

Вы уже несколько раз могли съехать на какую-то другую мысль во время чтения этого текста. Ваш мозг ожидает небольшую порцию «приятных» нейротрансмиттеров каждый раз, когда ваше внимание перепрыгивает на что-нибудь интересное. Новизна дает приятные ощущения.

Это именно то, что делает овладение вниманием людей трудной задачей. Как правило, сами люди не понимают, что привлекает их внимание и почему.

Большинство переключений внимания бессознательные, поэтому человек не может объяснить, почему его внимание делает то, что делает. Люди замечают, что оно делает только после того, как это происходит.

Определенные цвета кнопок призывов к действию лучше других работают на посадочных страницах не из-за чьего-то осознанного решения, а из-за бессознательного предпочтения миллиардов мозгов.

Конечно, есть то, что очень хорошо работает на всех нас: яркие цвета, мигающие объекты и привлекательные полураздетые люди широко используются для пущего эффекта. Для молодого родителя нет ничего лучше iPad, чтобы успокоить истерику капризного ребенка, и это потому, что смотреть на двигающиеся цветные картинки приятно.

Однако, помимо очевидного, цель вашего внимания в значительной степени определяется нейромеханизмами, развивавшимися в течение десятилетий взаимодействия с миром и предвкушения награды от различных раздражителей.

Ваш мозг постоянно двигает пятно внимания в поиске потенциальных источников наслаждения и боли.

Внимание в эпоху искусственного интеллекта

Эмпирический подход — наилучший подход, который мы разработали для понимания того, что привлекает внимание человека. Мы записываем столько, сколько возможно, о том, что в их области осознании — или того, что на сцене. Затем мы пытаемся записать, куда направлен прожектор — записывая нажатую ссылку или открытое электронное письмо. Затем ищем шаблоны.

В течение следующих нескольких лет каждый из этих компонентов будет серьезно развиваться. Окружающая среда, где мы проводим свое время, все больше облегчает сбор таких данных. Алгоритмы для работы с языком, аудио и видео быстро усложняются. Совершенствование оборудования и облачных сервисов ускоряет исследования и открытия в сфере искусственного интеллекта. Все это приведет к нескольким последствиям:

  1. У нас будет больше данных как по вниманию, так и по тому, что человек осознает в конкретный момент. Отслеживание движения взгляда уже давно используется в психологии, маркетинге и потребительских исследованиях с академическими и бизнес-целями. Это прекрасно работает для изучения когнитивного развития маленьких детей и даже может быть использовано для А/Б-тестирования их предпочтений. 

    Магазины уже используют API для отслеживания выражения лица в реальном времени — для мониторинга возраста, пола, настроения и уровня заинтересованности аудитории их рекламных объявлений. Проект Soli компании Google — это миниатюрный радар, который замечает движения руки или других объектов рядом с вашим телефоном. Мы свободно приглашаем в дом оруэлловский постоянно включенный микрофон Amazon Echo. 

    Когда уже Amazon объявит Prime Plus (Amazon Prime — сервис бесплатной двухдневной доставки товара, предлагаемый компанией Amazon по подписке — прим. пер.), запрашивая разрешение на периодическое включение вашей фронтальной камеры, микрофона Echo и датчика движения в обмен на бесплатную 30-минутную доставку дроном?

  2. Битва за внимание будет усиливаться. Внимание — это игра с нулевой суммой, потому что вы теряете каждый клик, который получает ваш конкурент. Это подогревает соревнование. Поэтому ваш электронный почтовый ящик является полем битвы людей, борющихся за привлечение вашего внимания. Точно также и со страницей результатов каждого поискового запроса в Google. Так будет с любым местом, куда вы направляете свое внимание.

  3. Экраны останутся первичным средством передачи человеческого внимания. Экраны повсюду. Эти глянцевые прямоугольники не только глобально стали повсеместными всего за 10 лет, они фундаментально изменили то, как человек взаимодействует с окружающим миром.

    Хотя технологии зачастую развиваются непредсказуемо, экраны, скорее всего, останутся с нами еще какое-то время, потому что из пяти наших чувств, пяти способов получить информацию, зрение имеет самую высокую пропускную способность прямо в мозг. Пока еще мы на несколько [технологических — прим. пер.] прорывов впереди чего-то, что могло бы делать это быстрее.

  4. Люди будут проводить большое количество времени в виртуальных мирах. $100-миллиардная индустрия видеоигр продолжает стремительно расти. Игры станут значительно более захватывающими, когда виртуальная и дополненная реальность станет мейнстримом. 

    Люди будут регулярно проводить время в глубокой и привлекательной виртуальной среде с бесконечным контентом и сотнями миллионов других реальных и симулированных людей, с которыми можно взаимодействовать. Это может изменить то, как мы проводим время для отдыха, как учимся, как встречаемся с другими людьми.

Контент в эпоху искусственного интеллекта

Считайте «контентом» все, что привлекает внимание людей и что может быть представлено в виде данных. Это включает почти все, что люди делают онлайн: от постов в блогах и танцевальной музыки до коротких рассказов, трансляций видеоигр, развлекательных постов в социальных сетях и так далее.

Так же, как искусственный интеллект повлияет на внимание, так он повлияет и на контент, который производится для привлечение этого внимания. Чем больше качественного контента вы можете производить, тем больше внимания сможете привлечь, продолжая насыщать нашу бесконечную жажду кастомизации и новизны.

1. Значительно улучшатся алгоритмы генерации текста, изображений, звука и видео

Машинное зрение, автоматическое распознавание речи и обработка естественного языка невероятно продвинулись за последние пять лет. Машинные алгоритмы уже могут с нуля генерировать чрезвычайно убедительный контент. Следующее поколение инструментов редактирования фото и видео сделают редактирование любой записи реальности тривиальной задачей, заменяя пикселы с использованием  алгоритмов, которые понимают, на что они «смотрят».

Adobe заявила, что работает над «Photoshop для аудио», который предоставит возможность легко сгенерировать аудиозапись голоса любого человека.

Сегодня можно заставить нейронную сеть сгенерировать бесконечное количество изображений спален, или котов, или лодок, большинство из которых будет выглядеть достаточно реально, чтобы обмануть человека. Наконец, мы сможете дать компьютеру задачу написать фантастический роман. Скажем, с сюжетом в стиле Гарри Поттера... но с примесью Игры Престолов. А еще пусть в этот раз злодей победит.

Это очень далекая перспектива, спустя много прорывов и открытий в области семантики и речи, но современные возможности уже позволяют обобщать достаточно хорошо, чтобы выдать связный и полезный абзац текста.

2. Машины помогут нам производить контент

Мы увидим распространение совместных средств в продуктах, которые будут помогать нам в рабочих процессах. Компьютеры предложат материалы для включения в производимый вами контент или даже подмножества контента для включения. Исполнительный контроль останется у создателей, но формирование идей и производственный процесс все больше будет становиться автоматизированным. Представьте скрепку Клиппи — помощника в Microsoft Office, — но с гораздо более высоким интеллектом.

3. Человечество продолжит создавать инновации для того, чтобы прорываться сквозь возрастающий шум

Демонстрировать, что контент был создан человеком, станет значительно сложнее. У вас не возникнет и мысли, что данная статья могла бы быть написана компьютером, но когда-нибудь это предположение не будет выглядеть таким уж абсурдным.

Компьютеры дешевы и могут эффективнее создавать контент, потому места, где мы поглощаем информацию, будут переполнены. Ранние последователи этих техник извлекут выгоду, но более поздние обнаружат, что для того, чтобы выделяться из массы и сохранить способность вызывать интерес, им придется производить контент, явно находящийся за пределами машинных возможностей.

4. Компьютеры помогут нам распределять внимание. Работа будет становиться все более симбиотической

Вы будете тратить больше времени на решения и выбор чего-то, чем на сборы и подготовку. Компьютеры будут находить соответствующие документы и электронные письма, в фоновом режиме искать в Google и производить другие функции, которые могут быть определены, как полуструктурированный набор задач. С ростом потока контента на наших экранах появятся инструменты для того, чтобы остановить этот потоп.

Еще более обширные последствия

Внимание является основной валютой в глобальной торговой экосистеме.

Понимание внимания чрезвычайно важно для всех, кто работает в продажах и маркетинге. Несмотря на то, что внимание — это игра с нулевой суммой в любой отдельно взятой транзакции, важно помнить, что пирог стремительно растет.

С 1960-х годов время отдыха увеличилось на семь часов в неделю и мы освободим еще больше времени, когда перейдем на беспилотные автомобили. Экономисты из Национального бюро экономических исследований (NBER) опубликовали отчет, согласно которому высококачественные видеоигры способствуют увеличению уровня безработицы среди молодых мужчин.

Uber, Upwork и Crowdflower поддерживают появление глобального рынка частичной занятости и работы по требованию в различных ценовых категориях. Y Combinator и Элон Маск призывают создать универсальный план базового дохода.

Сопоставив все это, не трудно представить себе будущее, в котором богатые корпорации и правительства поддерживают базовую минимальную заработную плату, а взамен люди тратят время и внимание, генерируя данные для обучения и проверяя модели. Как правило это будут простые задачи, легко производимые на телефоне, и задействуют только те навыки или данные, которых пока нет у компьютеров.

Данные о человеческом внимании раскрывают бессознательную информацию, закрытую в нашем сознании. Эта информация ценна и важна, потому что ее совокупность является шифром ко всему, что хотят люди — не только нашим предпочтениям в покупках или благах цивилизации, но также и к нашей этике и ценностям, как вида.  Мы хотим, чтобы машины нас понимали, а мониторинг человеческого внимания может быть хорошим способом собрать необходимые данные.

Сбросив завесу с того, как мы бессильны в контроле за своим вниманием и какую ценность оно представляет для всех вокруг, мы все, возможно, станем более осторожными с тем, как мы распределяем свое внимание.

Источник.

Материалы по теме:

Где изучать блокчейн и большие данные осенью


Как большие данные преобразили жизнь маленького американского городка

12 кейсов и 12 технологических решений для анализа больших данных

Фото на обложке: SergeyNivens/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что большая четверка мобильных операторов делает с нашими данными
  2. 2 Как оценить маркетиговую кампанию: 5 советов и кейсов по работе с Big data
  3. 3 «Покупая хороший шоколад со скидкой, я понял, что Big Data — это полезно»
  4. 4 Игроки ивент-индустрии хотят блокчейн, дополненную реальность и машинное обучение. Зачем?!
  5. 5 Главная технологическая повестка: куда смотрят лидеры индустрии?