«В России предприниматели боятся неудач»: самое главное из интервью Оскара Хартманна с Ричардом Брэнсоном

Валерия Бородина
Расскажите друзьям
Валерия Бородина

Основатель KupiVIP и CarPrice Оскар Хартманн взял интервью у британского миллиардера Ричарда Брэнсона на Synergy Global Forum 2017. Rusbase записал самые интересные моменты их разговора — о проблемах России, о мотивации и о роли предпринимателя в решении глобальных проблем.

О качествах предпринимателя

Оскар Хартманн: В мире только три тысячи человек смогли построить многомиллиардные компании. Вы — один из них. Поделитесь секретом своего успеха, Ричард.

Ричард Брэнсон: Каждый предприниматель должен уметь общаться с людьми, заботиться об окружающих и вдохновлять их. Научитесь пользоваться этими навыками и тогда добьетесь практически всего.

У многих из вас есть отличные идеи, но без команды вам будет сложно реализовать их. Я смог окружить себя талантливыми людьми, многие из них гораздо лучше меня. Я дал им свободу, чтобы они могли создавать крутые вещи. Никогда не критиковал их за ошибки, наоборот хвалил.

Когда предприниматель начинает строить свой бизнес, он сталкивается с такими сферами, о специфике которых раньше ничего не знал. Он получает большой опыт – строит бизнес и учится новому. Не переставайте учиться. Команда и способность учиться – это важно.


Для меня жизнь – один большой университет

Оскар Хартманн: Что побуждает вас рисковать и предпринимать что-то новое?

Ричард Брэнсон: Думаю, такая у меня натура – рисковать. 

Я не учился в университете, бросил учебу в 15 лет. Для меня жизнь – один большой университет, в котором я постоянно учусь. Я изучаю международный, космический и звукозаписывающий бизнес. Мне интересно познавать что-то новое. Благодаря этому интересу я смог создать много компаний (Virgin Group включает в себя около 400 компаний различного профиля. Это и авиакомпании Virgin America, Virgin Atlantic Airways, Virgin Australia, и звукозаписывающий лейбл, и интернет-провайдер. – прим. ред.) . 

Например, [как появилась] Virgin Atlantic. Я летел на свидание к своей девушке. Но авиакомпания решила перенести рейс, потому что самолет недобрал пассажиров. А я не мог ждать – хотел увидеть свою девушку сегодня. Решил арендовать самолет: написал мелом шуточное название авиакомпании, цену в $40 за перелёт, обошёл пассажиров в аэропорту и заполнил свой рейс. Когда мы приземлились, кто-то из пассажиров сказал мне: «Почему бы вам не заняться авиаперевозками». Я решил научиться чему-нибудь еще и купил самолет Boeing 747 в лизинг.


Самое плохое, что может произойти с вами на пути, – у вас не получится

Меня часто спрашивали: «Что владелец звукозаписывающего бизнеса смыслит в авиаперевозках?» Раз я строю бизнес на развлечениях, почему не могу построить его на авиаперевозках? Люди в самолетах тоже хотят, чтобы их развлекали – им хочется интересно провести время на борту. Virgin Atlantic сконцентрировала свое внимание на сервисе: качество обедов, приветливость обслуживающего персонала, показ развлекательных телешоу и так далее. На тот момент не было авиакомпаний, которые думали так же, как и я. 

Об идеях и неудачах 

Оскар Хартманн: Откуда вы берете смелость, совершать такие рискованные бизнес-шаги? Как решаете, стоит сейчас рисковать и создавать новую компанию или нет? 

Ричард Брэнсон:  

Ядро бизнеса – идеи, которые способны улучшить жизнь человека. Если у вас есть такая идея – не бойтесь осуществить ее, рискуйте. Самое плохое, что может произойти с вами на пути – у вас не получится. 

Неудачи – опыт. В России предприниматели боятся неудач. Думаю, это связано с историческим прошлым страны. В Америке и в Великобритании преодолели страх неудач. И вы должны. Пробуйте и пытайтесь, пока не получится. Неудачи – это опыт, который позволит вам достичь успеха в конце.

Оскар Хартманн: У вас были крупные проекты, которые потерпели крах. Какой урок вы извлекли из неудач? 

Ричард Брэнсон: Я считал, что смогу победить Coca-Cola. Virgin сделает свою кока-колу и вытеснит Pepsi и Coca-Cola с рынка. Я потерпел неудачу – исчезла Virgin Cola. Тогда я понял одну вещь: если решили бороться с компаний, которая больше вас, убедитесь, что ваш продукт лучше. Сервис Virgin Atlantic был лучше British Airway, поэтому у нас получилось. Но с колой нет – в нашем напитке не было фундаментальных отличий от Pepsi и Coca-Cola. 

Ричард Брэнсон после выстрела из пушки танка по огромному рекламному щиту с Coca-Cola. 

Итог: Если ваш продукт лучше продукта крупной компании – боритесь.  

Оскар Хартманн: Давайте попробуем представить: Брэнсон шестидесятилетний встречается с самим собой шестнадцатилетним. Чтобы вы сказали юному Брэнсону?

Ричард Брэнсон: Действуй. Ты потерпишь неудачи, если будешь бездействовать. Важно пробовать и пытаться, потому что в процессе у вас могут появляться новые идеи, и они будут лучше предыдущих. Мы начали с журнала для молодежи и вскоре поняли, что молодежь больше интересуется музыкой. Тогда мы стали продавать и рекламировать музыку через этот журнал. Когда вы двигаетесь, вы получаете много новой информации и открываете для себя другие возможности.  

Если вы не будете двигаться, будете работать на какого-то босса и, возможно, при этом вполне себе хорошо жить. Но вы не получите то чувство удовлетворения, которое испытываешь от создания собственного бизнеса.  

Оскар Хартманн: Вы бы посоветовали юному себе отказаться от идеи сместить Coca-Cola?

Ричард Брэнсон: Нет. Хоть у нас ничего и не получилось, это был полезный опыт. История в целом смогла помочь бизнесу.

О роли предпринимателя в решениии мировых проблем

Оскар Хартманн: Вы основали фонд Virgin Unite, в котором объединили много предпринимателей и фондов. В какой момент жизни у вас появилось желание отдавать?

Ричард Брэнсон: Раньше многие предприниматели считали, что правительство и социальные службы должны решать общественные проблемы. Когда на протяжении многих лет строишь свой бизнес, понимаешь – предприниматели должны помогать правительству в решении мировых проблем. Если каждый предприниматель возьмется хотя бы за одну маленькую проблему, вместе сделаем мир лучше. 

Оскар Хартманн: В мире существует много глобальных проблем. Как вы распределяете свое внимание между ними?

Ричард Брэнсон: Я предприниматель и не могу фокусировать свое внимание только на чем-то одном. Если у нас не будет времени для того, чтоб решить все проблемы в мире, мы найдем людей, которые будут управлять нашими фондами, компаниями. Но мы не будем заниматься только одной проблемой. Это не по-предпринимательски. 

Если говорить о России, то здесь существует большая проблема с наркоманией. Я вхожу в состав Глобальной комиссии по вопросам наркополитики вместе с семью бывшими президентами стран. Там мы изучили множество законов по контролю за оборотом наркотиков. Война — не путь решения проблемы. Но такие страны, как Россия и Америка, продолжают вести войну с наркозависимыми. Не нужно бороться – сажать наркоманов за употребление наркотиков. Это не принесет результат. Нужно выбрать другие методы. Например, помочь людям избавиться от этой зависимости. Не сажать, а лечить их. Такой подход уже работает в Португалии и Германии. Я хочу, чтобы другие страны тоже изменили свои методы. Именно поэтому я всем этим занимаюсь. 

Почему у политиков не получается решить эту проблему? Они просто не успевают понять всю ее суть: сидят два года в одном министерстве; если там идет все хорошо, их переводят в другое, где они проведут еще два года; дальше новое место. Уже 50 лет я занимаюсь предпринимательством. У меня была вся жизнь, чтобы изучить эту проблему.

О личном бренде

Оскар Хартманн: Ваше имя — одно из самых популярных в поисковых запросах. Какую роль играет личный бренд в вашей жизни? 

Ричард Брэнсон: Когда я только начинал, мы боролись с British Airway за место на рынке. У них было 300 самолетов, а у нас один. В маленькой компании с небольшим капиталом необходимо использовать себя для продвижения бренда. Я совершал много сумасшедших поступков, но мне нужно было побить мировые рекорды, чтобы продвинуть свой бренд.

Итог: Наше позиционирование было лучше, поэтому British Airway не смог уничтожить Virgin Atlantic. 

Сейчас я уже не в том возрасте, чтобы пересечь Атлантический океан на воздушном шаре. Но хочу, чтобы следующим моим большим приключением стал полет в космос. Мне было 18 лет, когда человек впервые ступил на Луну. Помню, как меня впечатлила эта новость. Я долго ждал, когда же правительство предоставит людям возможность слетать на Луну. Какая страна станет первой в этом – Россия, Америка, Китай? Не дождался – основал компанию Virgin Galactic, чтобы в ближайшем будущем мы все смогли совершить полет в космос. 

Лайфхаки от британского миллиардера

Оскар Хартманн: Поделитесь лайфхаками, которые помогли вам больше всего.

Ричард Брэнсон: Одна из вещей, которая больше всего мне помогла в жизни, – умение схватывать идеи, которые я слышал от разных людей. Я всегда беру с собой на встречу блокнот и записываю в него идеи, которые там обсуждаю. Когда я путешествую на самолете Virgin Atlantic, общаюсь с пассажирами и экипажем. Записываю их предложения, советы, рекомендации. В прошлый раз на борту самолета я спросил у стюардесс, нравятся ли им новые туфли, которые для них закупила компания. Они мне ответили, что туфли красивые, но неудобные – натирают ноги. Если ваши сотрудники натирают мозоли, они не будут улыбаться вашим клиентам. На следующий день я распорядился, чтобы всем заменили обувь. 

Многие предприниматели лишь внешне показывают свою заинтересованность в сотрудниках и клиентах. Не будьте такими. Вам не понадобится привлекать внешнего эксперта, чтобы понять, почему бизнес теряет деньги, если вы будете общаться со своей командой, с сотрудниками. Слушайте и записывайте их предложения.Читайте по теме: Фото дня: миллиардер Ричард Брэнсон прячется от урагана «Ирма» в винном погребе

Один из способов управления, который я применяю, – устраиваю вечеринки для своих сотрудников. Стоять в углу и в одиночку попивать бренди – неправильно. Залезьте не барную стойку и покажите, как надо отрываться. На таких вечеринках можно получить много идей по улучшению вашего бизнеса. Не забудьте взять с собой блокнот, иначе на завтра не сможете вспомнить ни одну полезную мысль. Я часто провожу вечеринки со своими сотрудниками. 

Оскар Хартманн: Как вы управляете своим временем? 

Ричард Брэнсон: Нужно уделять время не только работе, но и себе. Если вы находитесь в хорошей физической форме, вы сможете многого достичь. А если вы будете только работать, работать, и еще раз работать и не следить за собой – перестанете быть эффективным. Сядете, как батарейка, которую нельзя зарядить.

Я просыпаюсь в пять утра, играю в теннис, завтракаю и берусь за работу. Вечером могу еще раз поиграть в теннис или прокатиться на серфе. Я делаю только то, что люблю, и таким образом поддерживаю себя в хорошей физической и эмоциональной форме. Мне 67 лет, и я могу играть в теннис не хуже профессионалов. 

 

Публикация от Richard Branson (@richardbranson)

Важно делегировать, я понял это еще в 20 с небольшим лет. Многие предприниматели, считают – лучше все сделать самому. Ведь никто не справится лучше меня. Люди не умеют и не хотят делегировать. Это истощает силы и управленца, и компании. Выделите одну неделю и найдите человека, который будет лучше вас. Передайте ему определенные полномочия и занимайтесь тем, что сможет изменить жизнь компании. А если вы будете постоянно заняты, какие проблемы компании сможете решить? 

Оскар Хартманн: Какое напутствие вы скажете молодым начинающим предпринимателям?

Ричард Брэнсон: К черту все! Берись и делай.


Материалы по теме:

Ричард Брэнсон дал универсальный совет по повышению продуктивности

8 удивительных историй из новой автобиографии Ричарда Брэнсона

От «Надежды» до интернета: как поездка в США сделала Джека Ма предпринимателем

Давид Ян: «Бизнес я оставлю инвесторам»


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase