Истории

Ваш прекрасный продукт начнут продавать в Китае еще до того, как вы найдете деньги на его производство

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Полина Тодорова

Китайские производители поддельной электроники теперь угрожают не только крупным корпорациям с мировой известностью – в зоне риска оказались даже проекты на Kickstarter. Что стало причиной такого скачка в развитии и как компании могут защититься от посягательств на свою интеллектуальную собственность – читайте в переводе материала издания Quartz.

Ваш прекрасный продукт начнут продавать в Китае еще до того, как вы найдете деньги на его производство
Присоединиться

Шэньчжэнь, Китай.

Йекутиэль Шерман не мог поверить своим глазам.

Предприниматель из Израиля целый год разрабатывал устройство, которое должно было сделать его богатым – чехол для смартфона, который раскладывается в монопод. Он нарисовал прототипы, одолжил минимальный стартовый капитал у родни и запустил краудфандинговую кампанию. Он даже снял профессиональный рекламный ролик, в котором пара делала восхитительные селфи на фоне Эйфелевой башни.

Источник: Stikbox

Однако всего через неделю после запуска кампании на Kickstarter в декабре 2015 года Шерман с ужасом увидел, что его изобретение уже продается на AliExpress – англоязычном онлайн-магазине, принадлежащем группе компаний Alibaba. Множество китайских производителей продавали чехлы-моноподы, полностью идентичные тем, что изобрел Шерман. Некоторые продавались всего за $10 – намного ниже рассчитанной им розничной цены в $47.41. Удивительно, что некоторые из продавцов даже украли название, придуманное Шерманом – Stikbox.

Шерман стал жертвой оперативного плагиата со стороны китайцев. Еще до того, как предприниматель нашел фабрику, которая бы смогла производить его продукт, китайцы уже украли его идею из интернета и перешли в атаку. Когда спонсоры проекта с Kickstarter узнали об этом, они пришли в ярость. «Ты просишь вдвое больше, чем продавцы копий, но я очень сомневаюсь, что твой финальный продукт будет хоть немного качественнее», – написал один из них в комментариях.

Источник: AliExpress

Несколько лет назад эксперты индустрии электроники проявили бы сочувствие по отношению к Шерману. Сегодня этого не сделал никто – даже сам Шерман. Хотя споры об интеллектуальной собственности китайских производителей когда-то переходили к обсуждению того, как бренды и инвесторы могут защититься от ненасытных китайских плагиаторов, к нынешнему моменту все изменилось. Стартапы и зарубежные производители привыкают жить в новой реальности – кто-то в Китае сразу же скопирует ваше уникальное изобретение. Все, что могут сделать компании и предприниматели, – подготовиться к этому.

Истоки культуры плагиата

В Китае плагиат существует во множестве различных форм и может повлиять на судьбу крупных и мелких компаний.

В некоторых случаях фабрики могут производить продукты, которые внешне напоминают товары известных брендов. Качество может быть разным – телефон на Android с закругленными углами и логотипом Apple не заставит вас поверить в то, что вы держите в руках настоящий iPhone. В то же время поддельная сумка Gucci вполне может сойти за оригинал.

Иногда, как в случае с Stikbox и ховербордом, производитель замечает новый перспективный продукт в интернете, разбирается в нюансах его производства и начинает штамповать практически идентичные изделия. Иной раз китайский партнер, работающий с зарубежной компанией, решает произвести больше единиц товара, чем было оговорено, и излишки продать в сети самостоятельно или через других партнеров.

Основатель Alibaba Джек Ма стал объектом критики после того, как в июне заявил инвесторам, что поддельные товары «качественнее и дешевле, чем оригинальные» и производятся на «тех же фабриках», что и подлинники. В его высказываниях есть доля правды.

«Поддельные товары качественнее и дешевле, чем оригинальные и производятся на тех же фабриках, что и подлинники», – сказал Джек МаМногие аналитики и историки видят причину развития промышленного воровства в таких известных аспектах китайской культуры, как акцент на заучивание наизусть в системе образования и помехи инновациям со стороны авторитарного правительства страны. Однако на самом деле причина не в этих особенностях культуры, а в развитии Шэньчжэня – одного из центров производства гаджетов и прочей электроники в стране, объясняет Сильвия Линдтнер, которая занимается изучением китайской предпринимательской культуры в Университете штата Мичиган.

Развитие города в 90-х и начале 00-х годов совпал с бумом аутсорсинга со стороны крупных международных корпораций. Вместо того чтобы контролировать все детали производства продукта, крупные мировые производители электроники заключали контракты с местными компаниями в Шэньчжэне, которые должны были разработать и изготовить продукт по частям. Эти подрядчики должны были обратиться к более мелким субподрядчикам для выполнения работы.

Многие из фабрик, составляющих такую разрозненную цепь поставок, представляли собой небольшие семейные предприятия, работающие без официального разрешения. В ходе совместной работы они поняли, что могут делать нечто большее, чем просто составные элементы для товаров, которые будут выходить в продажу под известными брендами. Они могли создать свои версии продуктов и вступить в конкуренцию, выиграв за счет тех, кто не мог себе позволить телефон Nokia или Apple iPod, говорит Линдтнер.

Они начинали сотрудничество, первое время обмениваясь инструкциями по изготовлению конкретных электронных устройств в онлайн-мессенджерах. Так появился феномен «шаньчжай» – буквально это слово переводится как «горная крепость», но чаще оно использовалось для обозначения продуктов, созданных в обход существующих законов о защите интеллектуальной собственности. Рынок в конце нулевых оказался переполнен телефонами и другой электроникой с названиями вроде aPod или Nokla.

Шаньчжай-iPhone, работающий на Windows (тоже, скорее всего, пиратской). Фото: Бобби Йип/Reuters

Открытое производство

Эра шаньчжай постепенно подошла к своему завершению, когда доходы населения выросли, и смартфоны известных брендов стали более доступны. Однако развитая культура обмена знаниями между производителями, в которой не бывает никаких секретов, сохранила свою силу. Линдтнер сравнивает экосистему производителей Шэньчжэня с движением открытой разработки программных продуктов. Примерно так же, как программисты с готовностью делятся кодом с коллегами, производители в Шэньчжэне считают дизайн продуктов тем, что можно свободно заимствовать и модифицировать. Успех в бизнесе приходит к тем, кто сможет достичь нужных скорости и качества, и оригинальным быть необязательно.

«Очевидно, что повторение и копирование – часть культуры, и результата добьется тот, кто сможет сделать это лучше и быстрее», – говорит Линдтнер.

В наше время феномен китайского плагиата распространился далеко за пределы международных корпораций вроде Gucci или Nokia – теперь и стартапы под угрозой. Благодаря развитию интернета, фабрики и инженеры могут искать перспективные идеи на Kickstarter, Amazon или Taobao (c2c-платформа для продажи различных товаров — прим. ред.). Затем они обмениваются информацией через WeChat, самый популярный мессенджер в Китае, или чат Alibaba, что делает процесс разработки и планирования сборочных линий еще проще, чем в эпоху до смартфонов.

Фабрики ищут перспективные идеи на Kickstarter, Amazon или Taobao«Вся китайская система построена на идее мгновенного обмена информацией и ее неограниченного количества, — рассказывает Банни Хуан, автор книги «Базовый справочник по рынку электроники в Шэньчжэне» – в 80-х люди говорили о "своевременном" производстве как о чем-то, к чему нужно стремиться, но сейчас в Китае вообще не знают иного пути».

Защититься реально

Компании могут принять некоторые юридические меры предосторожности, чтобы снизить риск плагиата. Сун Чжу, специалист по судебным тяжбам в области защиты интеллектуальной собственности между американскими китайскими производителями в калифорнийской юридической компании Ruyak Cherian LLP, рекомендует в качестве первого и главного шага подать заявки на патенты, действительные в США, Китае и в любой другой стране, где планируется наладить продажи.

Предпринимателям также следует заключать «соглашения NNN» с потенциальными китайскими партнерами, прежде чем делиться интеллектуальной собственностью. Такие контракты лишают фабрики-партнеры законной возможности использовать интеллектуальную собственность самостоятельно после ознакомления («запрет использования»), делиться ей с другими компаниями («запрет разглашения») и заключить контракт, а затем произвести дополнительную партию для собственноручной реализации («запрет обходного пути»).

Даже с этими мерами предосторожности нет никаких гарантий, что никто не скопирует ваш продукт. По словам Чжу, проблема не столько в судебной системе, сколько в исполнении постановления суда. Выиграть иск против одной фабрики относительно просто. Но подавать в суд на каждую фабрику и выигрывать – на это потребуется слишком много времени и денег.

Подавать в суд на каждую фабрику и выигрывать – на это потребуется слишком много времени и денег«Существуют, наверное, сотни небольших фабрик, которые могут увидеть продукт в интернете и решить: "А ведь я тоже могу это делать", – рассказывает Чжу. – Сможете ли вы закрыть их все? Сможете ли вы вообще определить, где они находятся? А судебные расходы в итоге окажутся больше той суммы, которую вам удастся выиграть».

В таком же положении сейчас оказался Шерман и его Stikbox. Хотя пока он не подавал ни на кого в суд, по его словам, он тратит примерно 20% своего времени на то, чтобы отследить производителей подделок через гигантскую сеть китайских онлайн-магазинов. Иногда на поиск одной фабрики может уйти до пяти дней.

«Производители подделок не показывают свой адрес на Alibaba, только их торговый представитель. Иногда приходится отслеживать двух или трех представителей, пока не доберешься до самой фабрики», – рассказал Шерман в беседе с Quartz.

Ваша отличная идея ничего не стоит

Разгул индустрии поддельных товаров создает проблемы не только для производителей электроники и стартапов. Такая ситуация подрывает традиционные основы интеллектуальной собственности – в частности, какие виды идей представляют из себя что-то ценное, а какие – нет.

В прежние времена компания или предприниматель могли придумать идею, а затем годами получать патенты, доводить до совершенства дизайн, разрабатывать маркетинговый план и выводить на рынок. Контракты с правовыми санкциями для партнеров помогали предотвратить утечку идей конкурентам – точно также, как и высокая стоимость оборудования фабрики, поиска компонентов и налаживания процесса производства.

Шэньчжэнь, один из центров производства электроники Китая. Фото: Бобби Йип/Reuters

Благодаря переносу центра мирового производства в Китай эти преграды практически полностью исчезли. Заводы устраиваются во временных сооружениях. Повсюду распространена дешевая рабочая сила. Найти компоненты теперь нетрудно благодаря онлайн-магазинам вроде Alibaba. В результате удачные идеи, которые можно легко физически осуществить, быстро попадают на рынок.

Бизнесу приходится считаться с этой новой реальностью. Мало просто создать продукт с революционным дизайном или функциями, например, чехол для смартфона, который превращается в монопод. Компаниям, которые производят материальные товары, теперь ничего не остается, кроме как исключать возможность копирования продукта, делая ставку на особые функции, которые можно защитить, или создав престижный бренд, за который люди будут согласны доплачивать.

«Если ваш относительно простой продукт имеет спрос на рынке, его обязательно скопируют, – говорит Бенджамин Джоффе, который работает в венчурном фонде HAX и сотрудничает с несколькими стартапами, которые производят свои товары в Китае. — Вопрос в другом: есть ли у вас вообще что-нибудь, что можно защитить?»

Есть ли у вас вообще что-нибудь, что можно защитить?Компании могут принять меры, инвестируя в разработку ПО для своей электроники, которое можно защитить. Так, например, делает Apple в случае с iPhone, операционная система которого не работает на других устройствах. Или можно инвестировать в качественную проработку брендинга или маркетинга. К примеру, GoPro заработала себе репутацию среди спортсменов и фотографов. это помогает бороться с конкурентами от LG, Xiaomi и небольших китайских производителей подделок. (Да, на рынке есть много поддельных GoPro, но многие готовы доплатить за оригинал.)

Также компания может разработать продукт, для производства которого необходимы сложные технические ноу-хау, так что обычным фабрикам станет неинтересно браться за копирование.

К примеру, гонконгский стартап Native Union придумал гарнитуру для смартфонов, которая выглядит как старомодная телефонная трубка. Идея была отличной, и ее тут же скопировали. Основатель компании Игор Дук решил сменить направление развития компании и начать производить принципиально новый продукт – чехлы для телефонов из итальянского мрамора по $80 за штуку. Наладить их производство оказалось сложнее, чем обычной потребительской электроники, так что плагиаторы не мешают развитию бизнеса.

«Когда вы используете нестандартное сырье вроде мрамора, нужно в нем хорошо разбираться, а обрабатывать изделия можно только с помощью особого станка, – рассказывает Дук – изделия из пластика легко скопировать, а наш продукт намного сложнее».

Светлая сторона плагиата

Джоффе, венчурный инвестор, утверждает, что некоторым компаниям плагиат даже может быть выгоден, так как он увеличивает уровень осведомленности о самом продукте. «Чем больше людей покупает подделку, тем больше людей узнают об оригинальном продукте, и он становится желанной вещью. В какой-то момент они смогут себе позволить оригинал».

Именно это вынужден повторять себе Шерман, который из последних сил пытается выполнять заказы, пока его спонсоры на Kickstarter, так и не получившие чехол, задумываются о покупке копии на Taobao.

«Существуют и другие чехлы с моноподом, но скопировали только наш. Это доказывает, что он был достаточно хорош для этого, – сказал он – на ум приходит цитата: "Подражание – самая искренняя форма лести"».

Тем не менее Шерман оценивает свои потери из-за плагиата в «сотни тысяч» долларов потенциальных доходов. Подражание – это не только искренняя форма лести, но также и та, что обходится очень дорого.

Источник


Материалы по теме:

Как в Китае штампуют технологии виртуальной реальности

Китай впервые обошел США по покупкам иностранных компаний

Made in China — не приговор

Джек Ма признал создание Alibaba своей крупнейшей ошибкой

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как собрать деньги на Kickstarter: ошибки, правила и советы
  2. 2 Путешествие железного стартапа по Долине Смерти. Часть 1
  3. 3 Кикстартер помог создать 283 тысячи рабочих мест
  4. 4 5 типичных ошибок при создании hardware-стартапа: как сделать по-настоящему нужный продукт
  5. 5 Сэкономить на хостинге и не пожалеть: что для этого нужно?
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список