Цифровой продукт — это товар или услуга, которые существуют в онлайн-среде. Примеры таких продуктов — мобильные приложения, веб-сайты, курсы или электронные книги. Создать его можно, определив проблему, которую продукт решает, и разработав решение с помощью программирования, дизайна и маркетинга. В статье узнаете, какие бывают цифровые продукты и как запустить собственный первый продукт.
Содержание
- Что такое цифровой продукт?
- Виды цифровых продуктов
- Преимущества цифровых продуктов
- Этапы разработки и запуска цифрового продукта
- Анализ запросов и потребностей клиентов
- Формирование уникальной идеи продукта и изучение рынка
- Позиционирование продукта
- Установление конкурентоспособной цены
- Сбор отзывов от ключевых компаний и целевой аудитории
- Создание бесплатного контента — блог-статьи и подкасты
- Подготовка к запуску с предложением бонусов и акций
- Анализ KPI после запуска
- Инструменты для разработки цифрового продукта
- Места реализации и продажи цифровых продуктов
Что такое цифровой продукт?
Это нематериальный актив. Это могут быть музыка или книги в цифровом формате. Благодаря таким продуктам можно получить информацию, важные знания или развлечься. Создание цифровых продуктов отличается тем, что часто такие разработки имеют возможность в будущем улучшиться благодаря обновлениям ПО или новым функциям сервиса.
Особенностью цифровых продуктов считается то, что их можно масштабировать. При желании вы создадите любое количество копий. Возможность получения прибыли в этом случае может быть ограничена только низким спросом.
Для цифровых продуктов важно создать способы их информационной защиты. Незаконное копирование все еще возможно, поэтому при создании цифрового продукта компании тратят много средств на разработку защиты их интеллектуальной собственности.
Если предоставить цифровому продукту официальный патент, это даст возможность законно управлять им, продвигать и использовать. Он же позволит ограничить конкурентам права на введение на рынок подобных цифровых продуктов. Получить такой документ можно с помощью Роспатента — службы, защищающей интеллектуальную собственность.
Виды цифровых продуктов
Создание цифровых продуктов может стать самостоятельным бизнесом или служить дополнением к уже существующему. Для управления продуктами в цифровом варианте активно создаются компании, заинтересованные в развитии этого бизнеса. Спектр для создания такого рода товаров практически неограничен.
Мобильные приложения
Разработчики уже созданных мобильных приложений ориентировались на различные платформы, потому они имеют различия в структуре, функциональности и наполнении. С помощью создания цифрового продукта компания может автоматизировать рабочие процессы.
Читайте по теме:
Как управлять digital-проектами, если вы не айтишник
Что делать стартапам, которые выходят на консервативные рынки с низким уровнем цифровизации
Главная задача приложения — помочь пользователю быстро и качественно удовлетворить потребности в товарах или услугах. Через мобильные приложения можно вызвать такси, заказать еду и доставку продуктов на дом, забронировать тур и прочее. В зависимости от назначения и особенностей вашего бизнеса разработчик создаст приложение любой сложности.
Веб-сайты
Это одна или несколько интерактивных страниц в интернете, которые созданы и размещены под одним доменным именем. Они содержат различную информацию в виде статей, фотографий, видео Такие цифровые продукты могут носить обучающий, информационный или развлекательный характер. Веб-страница может быть создана как «витрина» для компании и ее продукции, платформа для коммуникации или инструмент для образования и развития. Благодаря таким продуктам развитие бизнеса становится заметно быстрее.
Онлайн-курсы
Такие курсы схожи с обычными занятиями в аудитории, но они не требуют личного присутствия. Благодаря созданию такого цифрового продукта не надо куда-то ехать. Можно заниматься не покидая своего дома. Онлайн-курсы предоставляют массу видеоматериалов в цифровом виде, по которым идет объяснение учебного материала. Их можно просматривать в удобное время. Разработки такого цифрового продукта позволяют образовательному бизнесу выйти на рынок в других регионах. Занятия в онлайн-режиме не имеют ограничений по времени и по тематике. Так может быть создан абсолютно любой курс, начиная с основ программирования и заканчивая секретами кулинарии.
Электронные книги
Современные писатели все чаще прибегают к созданию произведений именно в цифровом варианте, потому что:
- для создания книги в цифровом виде не требуется бумага;
- издать ее можно быстро;
- таким продуктам никогда не закончиться в магазинах;
- скачивать их можно в любой точке мира.
Создание цифровых продуктов помогает экономить на закупке бумаги, краски и прочих расходах издательства. Известные газеты и журналы сегодня все чаще создают цифровую версию контента.
Музыка и подкасты
Это современная сфера создания востребованного аудиторией контента и его распространения в интернете. Авторам цифровых аудиопроектов больше не нужны радиостанции и студийные записи. Созданный в домашних условиях контент может распространяться через стриминги, соцсети или различные сервисы. Музыкальным подкастам публика все чаще отдает предпочтение, потому что они позволяют заниматься делами, параллельно прослушивая музыку. Музыкальные подкасты охватывают множество тем:
- интервью с музыкантами,
- новые релизы,
- историю музыки,
- ее теорию.
Музыка, созданная в цифровом формате, может воспроизводиться на смартфонах, ноутбуках и иных устройствах.
Видеоигры
Такой вариант игр изначально был создан для развлечения. В таких цифровых продуктах можно применять разработку в широком спектре жанров, делая игры доступными на разнообразных приставках, смартфонах и ноутбуках. Сейчас видеоигры применяются не только для развлечения, но и чтобы получить образование в игровой форме, социально повзаимодействовать. Привлекает в разработке игр то, что электронное устройство обрабатывает большую часть их правил, поэтому пользователь получает возможность полностью погрузиться в процесс.
Программное обеспечение
Такие программы обеспечивают работоспособность устройств. Преимуществом такого вида цифровых продуктов в том, что они могут быть обновлены уже после продажи.
Облачные сервисы
Это целая сеть мощных компьютеров (серверов), которые обеспечивают пользователям доступ через интернет к их материалам:
- документам,
- фотографиям,
- файлам.
Они могут работать с цифровым продуктом онлайн или пересылать другим пользователям. Таким образом эти онлайн-программы (сервисы) помогают клиентам делать работу удаленно, ускоряют и упрощают процессы бизнеса, проводят тестирование и прочее.
Цифровые медиа (фото, видео)
Современные высокотехнологичные инструменты способны дать доступ к продукту в интернете, который обладает цифровым форматом и мультимедийностью. Наиболее распространенные — фото и видео. Цифровую фотографию получают с помощью цифрового фотоаппарата или создав скан с фото, сделанного ранее на пленку. Преимущество таких материалов — их быстрая доступность. Цифровое видео представляет собой движущиеся изображения в форме закодированных цифровым кодом данных. Фото и видео в таком формате легко копировать, пересылать и использовать в работе.
Цифровые подписки и сервисы потокового вещания
Подписка дает возможность клиенту приобрести электронные товары или услуги. За подписку определенная сумма списывается со счета клиента автоматически.
Сервисы потокового вещания — цифровые платформы, которые транслируются в режиме реального времени (видеостриминговый сервис). С их помощью распространяется какой-либо видеоконтент. Особенность и преимущество такого цифрового продукта в том, что идет живое вещание, к которому может получить доступ любой его участник для обратной связи.
Преимущества цифровых продуктов
Процесс создания и продажи любого цифрового продукта имеет много плюсов:
- Позволяет автоматизировать рабочие процессы бизнеса, увеличивая прибыль.
- Имеет минимум издержек, потому что снижены дополнительные расходы, например на закупку расходных материалов или оплаты складов.
- Обладает высокой маржинальностью, потому как доступно тиражирование путем создания неограниченного числа копий без расходов на производство каждого образца.
- Цифровому продукту свойственна определенная степень гибкости: платные предложения доступа по подписке, использовать продукт по лицензии.
- Электронное образование содержит в себе огромный потенциал для бизнеса.
Этапы разработки и запуска цифрового продукта
Анализ запросов и потребностей клиентов
Потребность в цифровых продуктах обусловлена спросом на них у пользователей. По этой причине бизнесменам важно знать и понимать проблемы своей ЦА. Выяснить это можно через информацию о потенциальных покупателях. Для этого надо собрать как можно больше данных о клиентах, чтобы правильно определить их проблему, некую болевую точку. Созданы инструменты, способные упростить, ускорить и автоматизировать этот процесс. Например, можно применить программу Make My Persona от HubSpot.
Формирование уникальной идеи продукта и изучение рынка
Жесткая конкуренция не позволит бизнесу стать очень доходным. Потому крайне важно предложить клиентам уникальный товар, который позволит выделиться. Для этого надо владеть актуальной информацией, а потому важно изучить рынок. В процессе разработки уникальной концепции важно учесть следующее:
- знать основных конкурентов и искать нишу цифровому продукту;
- фиксировать все новые идеи и постараться их объединить;
- аналогичные товары на рынке проанализировать на успешность продаж и доходность;
- следить за появляющимися тенденциями;
- сформулировать свое предложение и его преимущества перед другими.
Позиционирование продукта
Важно грамотно заявить о продвижении цифрового продукта, после чего поделиться им с заинтересованными лицами. В нем должны быть изложены определенные нюансы:
- ЦА, на которую будет ориентирован продукт;
- его особенности и преимущества;
- категория рынка, где он будет представлен;
- характеристики, которые отличают от товаров конкурентов.
Установление конкурентоспособной цены
Предпринимателям, которые только начали выводить на рынок новый цифровой продукт, делать разработку собственных ценовых стратегий излишне. Можно пока ориентироваться на ту стоимость, которую конкуренты указывают цифровому продукту, схожему с вашим.
Читайте по теме:
Что такое сфера диджитал и какие профессии здесь востребованы
5 популярных онлайн-продуктов для предпринимателей
Конкурентоспособной цену помогут сделать следующие подсказки:
- сформируйте несколько предложений по продукту с различной стоимостью;
- пробную версию предложите бесплатно;
- используйте суммы без ноля на конце (например, 299 рублей);
- увеличьте ценность продуктам при помощи какого-либо бонуса.
Сбор отзывов от ключевых компаний и целевой аудитории
При управлении разработкой продукта обращайтесь к крупным участникам бизнеса и просите их высказать свое искреннее мнение. Возможно, что они согласятся представить ваш продукт своей аудитории. Это позволит еще лучше понять потребности ЦА. Вариантом для проверки товара может стать создание страницы продукта. После запуска рекламной компании, привлечения покупателей и сбора электронных адресов потенциальных клиентов сможете изучить их реакцию на товар.
Создание бесплатного контента — блог-статьи и подкасты
Создавая материалы по цифровому продукту, важно сформировать воронку продаж. Представленный вами контент в любой выбранной маркетинговой стратегии должен знакомить ЦА с товаром, демонстрировать особенности, преимущества и ценность. Фокус внимания должен удерживать потенциальных покупателей. Контент по продукту должен стимулировать клиентов приобрести товар. Вы можете использовать тактику конкурентов, если она успешна, например, создать подкасты со своим вариантом контента.
Подготовка к запуску с предложением бонусов и акций
Запуск нового продукта в цифровом формате сделайте запоминающимся. Примените для этого маркетинговые приемы продвижения:
- первым клиентам придумайте полезные бонусы;
- начните платную рекламную кампанию в соцсетях и др.;
- укажите скидку на определенный срок;
- придумайте промоконтент.
Анализ KPI после запуска
Уже в день запуска продаж увидите реакцию потребителя на товар. Это может быть как растущий интерес к продукту, так и много критики к разработке. Однако вы должны продолжать рассказывать ЦА про ее проблему и то, как ваш продукт ее решает. При этом рекомендуется:
- проводить анализ отзывов и применять адекватную критику в корректировке разработки;
- не останавливаться на достигнутом, развиваться далее;
- любое достижение разработок обязательно фиксировать;
- обозначить показатели, которые важны для эффективности товара и продаж, периодически делать их анализ (KPI — отзывы клиентов, коэффициент конверсии, длительность сеанса).
Инструменты для разработки цифрового продукта
- Метод дизайн-мышления позволяет лучше разобраться в потребностях пользователей, а также предсказать их поведение. Он помогает выйти за границы традиционного пути развития бизнеса. Дизайн-мышление привносит в бизнес-процессы эксперименты, основанные на опыте потребителей, чтобы выбрать самые подходящие варианты.
- Метод customer journey map позволяет изучить эмоции, желания и мотивы пользователей, чтобы улучшить их опыт взаимодействия с товаром в цифровом формате.
- Agile — это метод разработки и управления цифровыми продуктами, когда требуется оперативно реагировать на изменения и вносить улучшения, развивать и совершенствовать. В рамках этого метода работает Scrum — методология гибкого процесса разработки, в основе которой лежит работа в команде. Пользователи, дающие обратную связь, помогают команде разработчиков сохранять правильность пути и сразу вносить изменения, адаптируя продукт под нужды покупателей.
- Создание прототипа продукта (MVP), который обладает очень небольшим числом функций. Это позволяет провести тестирование и определить главную ценность продукта. Прототип привлекает покупателей, выявляет потребности клиентов, помогает сократить время и расходы на разработку, ускоряет вывод товара на рынок, чтобы получить доход.
- Важный инструмент — проверка гипотезы, потому что изготовление продукта по классическому ТЗ может оказаться не очень эффективным. Такой продукт может никогда не стать востребованным по разным причинам, поэтому гипотезы надо проверять с помощью тестов или MVP.
Места реализации и продажи цифровых продуктов
Многие считают, что продавать электронные товары выгоднее всего на самых популярных маркетплейсах:
- «Яндекс.Маркете»,
- Wildberries,
- Ozon.
Они действительно помогают реализовывать цифровые товары. Однако следует знать, что существуют различные платформы, специализирующиеся на конкретных продуктах, например «Литрес» (для книг), Lori (для фотографий). Эти торговые платформы уже обладают большим количеством пользователей и хорошей репутацией. Наличие обширной базы заинтересованных в цифровых продуктах клиентов — это существенное преимущество для предпринимателей, которые занимаются разработкой электронного контента.
Возможности цифровых продуктов ограничены лишь воображением. Эксперты утверждают, что сейчас самое время для исследования мира цифровых продуктов и раскрытия его огромного потенциал для бизнеса.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как заработать на подписках: 6 советов от стартапов
- 2 Какие продуктовые метрики подходят вашему бизнесу
- 3 Что могут продавать самозанятые на маркетплейсе
- 4 Как расширить ассортимент магазина и не просчитаться со спросом
- 5 Как JTBD помогает привлекать клиентов на рынке, где слишком много предложений
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024