Элина Кириллова

Зачем МТС общается со стартапами

В прошлом году компания «МТС» впервые выступила партнером конкурса Web Ready GenerationS и учредила специальную номинацию «Телеком Идея». В номинации могли участвовать проекты, которые предлагают решения на основе M2M, NFC и Big Data.

Победителем в номинации стал проект Command Spot — сервис для дистанционного управления подключенными устройствами. Это розетки, которые можно включать/отключать с телефона или компьютера. Сейчас в команде проекта — 6 человек, включая двух программистов на аутсорсе.

Rusbase пообщался с Федором Анциферовым — сооснователем и генеральным директором Command Spot — о том, что дала проекту победа в «Телеком идее» и общение с МТС.


О победе в конкурсе

В качестве приза вы получили «Телеком-тур» в Индию — как прошло?

В Индии проводится своя «Телеком Идея» — для индийских студентов. В декабре прошлого года мы полетели в Индию на финал индийского конкурса, где встретились c командами местных проектов-финалистов.

Посетили индийское подразделение МТС, оно образовано из покупки местного игрока. Все проходило в формате мини-выставки и встреч с другими индийскими компаниями.

Еще ездили по нескольким индийским предприятиям. В основном там сидят большие офисы техподдержки. Были в местном подразделении Nokia — техподдержка B2B для операторов. Случился какой-то сбой — оператор передает это на экраны, а индийские программисты его отрабатывают. В Индии такая политика: на каждой должности может быть несколько людей. Например, перед монитором сидит индус-программист, а рядом с ним стоят еще двое и ему подсказывают. Это чтобы занятость населения была больше.

Как в Индии относятся к российским проектам?

Пообщались с одной крупной IT-компанией, показали им наши розетки. Дело в том, что Индия — очень бедная страна. Средняя стоимость телефона там — $3, смартфона — $10. Так что им там пока не до розеток.


Конкурс позволил привлечь аудиторию к вашему проекту?

Сложно сказать, так как мы относимся к сегменту B2B. Если смотреть приток трафика на сайт — то да. Но с точки зрения продаж, нет. В сегменте B2B от трафика мало что зависит.


Как складывается общение с МТС?

В Индии к нам подошел президент ОАО МТС Андрей Дубовсков и сказал, что наш проект ему понравился, предложил помощь. В результате связали с подразделением, которое занимается M2M.


О проекте

Как вообще появился Command Spot?

Я полтора года работал в компании, которая занималась вендинговыми автоматами. Их автоматы были постоянно подключены к интернету — можно было посмотреть, какие товары остались, или даже поменять цены. Так я познакомился с Интернетом вещей.

Умные розетки, конечно, существовали и до нас — но они управляются по SMS (нужно отправлять сообщения на определенный номер), а это не очень удобно. Мы сделали софт, благодаря которому розеткой можно управлять с ноутбука или с мобильного приложения.

Мы прошли в акселератор ФРИИ, начали продавать розетки дачникам, которым нужен, например, автоматический полив, или дистанционное включение/отключение обогрева в зимний сезон. Мы пробовали продвигаться и в оффлайне — благодаря знакомым на строительном рынке, и в онлайне — используя «Яндекс.Директ». Наш вывод: рынок не готов — люди не понимают, о чем идет речь. Очень тяжело что-то объяснить даже молодой аудитории. «Яндекс.Директ» не пошел никак. Какие-то продажи были только с соцсетей, с рекламы в группах по интересам.

Когда мы поняли, что B2C не идет, то начали думать над B2B-продажами. Во ФРИИ очень многие проекты, которые изначально приходят с моделью B2C, перепрыгивают на B2B. Так стартапу попроще — если он найдет одного крупного клиента, то эти средства будут его поддерживать.

Изначально мы хотели сотрудничать с «железячными» стартапами, которым нужна облачная система. Вот кто-то сделал свою железку, ему нужен облачный софт — а мы могли бы быстро подключаться, чтобы стартап уже начинал это продавать. Но нужно вначале опереться на какого-то крупного клиента.


Каким бизнесам может быть интересен ваш продукт?

Назову примеры компаний, которые уже обращались к МТС с подобными запросами. Одна сеть магазинов использует розетки для включения/выключения освещения на витринах. Еще один потенциальный клиент — региональный провайдер интернета, которому нужно перезагружать маршрутизаторы на объектах.


Про сотрудничество с МТС

Как МТС помогает вам развивать продукт?

МТС сейчас строит витрину для облачных продуктов. Туда могут встать B2B-партнеры МТС, в том числе мы, а они будут нас продвигать. Выручкой будем делиться с МТС, но, кстати, это не запрещает нам продавать самим по своим каналам. Сейчас согласовываем договоры с этой платформой, чтобы там появиться.

Через МТС с нами связалась компания, которая сказала: мы недавно купили 3 тысячи розеток, но ими неудобно управлять по SMS. Предложили нам сделать сервис для управления, с правами администратора и т.д.

Мы познакомились со многими людьми из МТС, эти контакты уже используем. Иногда задаем вопросы — они быстро отвечают, иногда что-то делают для нас. Также будем контактировать с розницей МТС — у компании налажена сеть по всей стране.


Каким стартапам нужно идти на конкурс «Телеком-Идея», на ваш взгляд?

Прежде всего, проектам, связанным с телекомом. Потом — тем, кому нужны B2B-клиенты: у МТС много контактов с крупными компаниями.


Насколько МТС реально заинтересована в общении со стартапами?

Это кроссфункциональный проект и, например, подразделение M2M — заинтересовано. У всего населения сейчас по 2-3 симкарты, куда дальше расти? А компании нужно расти. Поэтому они смотрят в другие сферы, в том числе в M2M.

В Европе идет борьба: есть интернетчики, которые продвигают свой Интернет вещей, а с другой стороны — операторы. У операторов денег больше, но они пока не понимают, как это все реализовать правильно. Поэтому подразделению M2M очень интересно привлечь стартапы — они хотят нащупать, куда это все будет развиваться.

Сейчас как раз нужно идти в МТС, потому что они ищут точки роста. И есть гипотеза, что одной из точек роста будет M2M.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook