Истории

20 компаний, которые начинали практически без денег

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Многие бизнесмены верят, что инвестиции – это залог успеха. Действительно, они являются знаменателем наиболее успешных технологических стартапов, но можно справиться и без финансирования, особенно на ранних стадиях. Фонд Founder Collective собрал 50 примеров организаций, которые начинали с нескольких тысяч долларов и стали успешными бизнесами. Мы выделили 20 самых известных из них.

20 компаний, которые начинали практически без денег
Присоединиться

Некоторые стартапы, приведенные в списке, привлекали внешние инвестиции, но на поздних стадиях развития. 

Прежде чем пытаться назначить встречу с инвесторами, прочитайте эти истории. Из них вы поймете, что инвестиции – это выбор, а не необходимость. Главное – решить реальную проблему пользователей, а затем уже просить деньги. Вот что следует сделать:

Автоматизируйте повседневную работу

Самый простой способ построить полезный продукт – автоматизировать часть вашей повседневной работы.

  • MailChimp: В 2000 году сооснователь и генеральный директор Бен Честнат управлял компанией, занимающейся консалтингом в области дизайна, и к нему приходили клиенты, которые хотели разработать рассылки новостей. Проблема была в том, что он ненавидел их проектировать. Поэтому, чтобы уберечь команду от этой скуки, он решил разработать инструмент, который упростил бы этот процесс. Так родился Mailchimp – компания, которая оценивается сегодня в $400 миллионов.
  • Lynda: В конце 1990-х Линда Вайнман преподавала веб-дизайн, но техническая литература, по которой они занимались, была чересчур примитивной, поэтому она начала выпускать для учеников учебные фильмы. Она потратила следующие двадцать лет на разработку библиотеки контента и технических инструментов. В итоге в 2015 году компанию приобрела LinkedIn за $1,5 миллиарда.

Фото: Medium

Старая проблема + существующая бизнес-модель + новые технологии = $$$

Решения старой проблемы при помощи новых технологий может быть достаточно для того, чтобы построить успешный бизнес.

  • Shopify: Первоначально основатели канадского сервиса Shopify хотели открыть интернет-магазин по торговле досками для сноуборда. Им не понравился софт Microsoft Commerce и Yahoo Stores, и они решили сделать свою платформу на базе фреймворка Ruby on Rails. В итоге они открыли магазин, но продажи у него были скромные. Предприниматели пришли к выводу, что реализация их программного обеспечения может приносить куда больше, и запустили конструктор для создания магазинов. В конечном счете они привлекли внешние инвестиции, а позже вышли на IPO.

Решите собственную проблему

Многие предприниматели тратят время, «играя в CEO», разрабатывая стратегию и мечтая о том, как может разрастись их бизнес. Лучшие основатели не мечтают, они фокусируются лишь на том, что можно сделать, используя имеющиеся в распоряжении ресурсы.

  • ShutterStock: Джон Орингер был профессиональным разработчиком и фотографом-любителем. Он объединил свои навыки и использовал 30000 снимков из собственных архивов, чтобы создать сервис стоковых фотографий, который сейчас стоит $2 миллиарда.  
  • Skyscanner: Приложение Skyscanner появилось в 2001 году, когда программист Гарет Уильямс создал таблицу, которая помогала искать в интернете лучшие авиарейсы. Теперь это ведущая технологическая компания Эдинбурга, насчитывающая 500 сотрудников. Первоначально основатели не привлекали инвестиции, в 2007 году они подняли $6 миллионов, в 2016 – $192 миллиона.   

Фото: Medium

Продавайте! Продавайте! Продавайте!

Часто лучший источник капитала – клиент. Благодаря продажам вы быстро узнаете, что находит отклик у пользователей, и сможете использовать эти выводы для совершенствования предложения.

  • Grammarly: На протяжении десяти лет для проверки орфографии люди использовали Word и Google Docs, но украинский стартап Grammarly усовершенствовал свой продукт и теперь взимает у более чем 800 университетов и сотен тысяч авторов ежемесячный взнос за вычитку опечаток. Спустя примерно десять лет после запуска компания привлекла первые инвестиции – $110 миллионов. Здесь можно почитать об истории ее успеха.

Будьте осторожны с маркетингом

Маркетологи в стартапах обычно не хотят тратить время на маркетинг бренда, ведь пользу от него невозможно измерить. Эффективным предпринимателям нужно, чтобы кампании давали результат незамедлительно.

  • GoFundMe: Вирусный маркетинг может лишь навредить, если он привязан к бизнес-модели, но станет мощным двигателем, если его правильно интегрировать в продукт. А если его объединить с оптимизацией конверсии, он станет непобедимым. Основатели краудфандинговой платформы GoFundMe использовали эти две силы, чтобы построить с нуля бизнес, который сейчас оценивается примерно в $600 миллионов.

Постройте сообщество

Технологии и бизнес-модели очень важны, но сообщество верных пользователей может стать куда более мощным инструментом.

  • Basecamp: Провайдер одноименной системы управления проектами не раскрывает информацию о доходах, но основатель Джейсон Фрайд рассказал, что компания генерирует «десятки миллионов годовой прибыли». Эта организация также одной из первых выступила в защиту эффективного использования капитала, а ее истории «Bootstrapped, Profitable, and Proud» должны прочитать все, кто ищет советов, как тратить каждую копейку с умом.
  • Mojang: Компания, известная как разработчик Minecraft, никогда не привлекала инвестиции, наняла лишь 50 сотрудников и заработала около миллиарда долларов прибыли, прежде чем ее приобрела Microsoft за $2,5 миллиарда. Minecraft взимала с пользователей фиксированную плату.
  • Behance: Скотт Белски на свои средства финансировал креативное сообщество Behance пять лет, прежде чем привлечь $6,5 миллионов инвестиций, а затем быть приобретенным за $150 миллионов.
  • Craigslist: Компания была запущена во времена пузыря доткомов. Несмотря на то, что там работают лишь 40 сотрудников и она не обновляет сайт уже несколько десятков лет, Craigslist входит в список самых посещаемых сайтов в США и генерирует сотни миллионов прибыли.

Фото: wwaytv3.com

Деньги приходят к «скучным»

«Скучный» – не оценочное суждение. Большинство самых успешных компаний, которые не привлекали инвестиции в самом начале, выросли на решении острых, хотя и несколько скучных проблем.

  • SurveyMonkey была основана во времена пузыря доткомов, и хотя она не выстрелила сразу же, как ее конкуренты, она продержалась дольше. Компания пережила крах доткомов и выросла в миллиардный бизнес, подняв лишь $100 миллионов спустя одиннадцать лет после запуска.
  • JetBrains – международная компания с российскими корнями и головным офисом в Праге, которая производит программное обеспечение. В частности, JetBrains – авторы современного языка программирования Kotlin, которым пользуются в Google, Expedia и других крупных компаниях. У JetBrains 5 млн клиентов, а сотрудников больше 700. Всего этого компания добилась без привлечения инвестиций.
  • Unity стала основой индустрии мобильных игр, сосредоточившись на непривлекательных аспектах разработки игр. Они не поднимали инвестиции, сейчас же они оцениваются в $1,5 миллиарда.
  • Платформа для разработчиков GitHub стала важной частью технологической экосистемы, прежде чем привлечь финансирование. В июне 2018 года Microsoft купила GitHub за $7,5 млрд.

Отсутствие инвестиций – благословение

Фото: Unsplash

Преимущество открытия компании за пределами технологических центров заключается в том, что возможностей поднять инвестиции намного меньше. Это может показаться проклятием, но на самом деле это замаскированное благословение. Когда нет никаких надежд на привлечение финансирования, ты просто вынужден делать клиентов, которые платят, счастливыми.

  • Atlassian: Австралийская компания Atlassian построила бизнес стоимостью $13 миллиардов, но если бы у нее был более простой доступ к финансированию, ничего бы не получилось. Они бы закрылись еще до того, как понять, как масштабировать эффективность.

На какие еще компании следует обратить внимание

Удивительно то, что приведенные выше истории представляют собой лишь небольшой процент всех успешных компаний, начинавших без внешнего финансирования. Вот какие компании заслуживают отдельного внимания.

  • Autodesk, крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства, оценивается сегодня в $25 миллиардов. Все начиналось с $60000 в 1982 году. Стоит отметить, что с учетом инфляции $60000 сегодня равнялись бы $150000. Для сравнения, Y Combinator инвестирует в каждый стартап $120000.
  • Microsoft, пожалуй, самая впечатляющая компания в истории, которая начинала без внешних инвестиций.
  • Разработчик игр Valve финансировали основатели, разбогатевшие в ранние дни успеха Microsoft, и этот трюк сложно повторить. 
  • Ipsy: Birchbox впервые выдвинула идею отправлять пробники косметики потенциальным клиентам, но звезда YouTube Мишель Фан использовала свою популярность, чтобы превратить это в феномен. Ее аудитория и отношения с косметическими брендами позволили ей построить компанию по продаже косметики по подписке, которая сгенерировала $150 миллионов прибыли, прежде чем привлечь $100 миллионов инвестиций.

Не фокусируйтесь на привлечении инвестиций

Раньше стартапы определяли спрос, а затем просили денег. Сейчас они просят денег, чтобы определить спрос. Это обычно неверное решение. Прогресс без ресурсов – лучший способ заинтересовать инвестора.

Эта статья ни в коем случае не призывает отказываться от внешних инвестиций. Напротив, они помогли многим ведущим технологическим компаниям – от Apple до Zappos. Просто поймите, что, для того чтобы начать, не обязательны деньги. Вам не нужно одобрение инвесторов. Поэтому в следующий раз, когда вам откажут в финансировании, вспомните эти три принципа:

  • Можно запустить успешный бизнес с нуля без внешнего финансирования. 
  • Можно масштабировать технологический бизнес с небольшим внешним финансированием.
  • Часто в интересах основателя – ограничить объем внешнего финансирования, который использует компания.

Источник.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Материалы по теме:


9 лет без инвестиций: как Grammarly достиг 6,9 млн ежедневных пользователей

Как звезда Youtube и основатель $800-миллионной компании Мишель Фан меняет косметическую индустрию

9 лет без инвестиций: как Grammarly достиг 6,9 млн ежедневных пользователей

Как фейсбук для компьютерщиков превратился в бизнес стоимостью в $2 млрд

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как получить оффер и уехать жить в Европу: история выпускницы МГЛУ
  2. 2 Найти клиентов и сделать кастдев: зачем предпринимателю преподавать
  3. 3 Как стать разработчиком, если вы живете в регионе: советы и мотивация для новичков
  4. 4 Как стать IT-специалистом без техобразования: две позиции, с которых можно начать
  5. 5 «Я тянул все проекты, а клиенты думали, что работает человек пять»: история тестировщика, который начал свое дело
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список