Top.Mail.Ru
Истории

«Временная подработка похожа на наркозависимость». История курьера, который подсел на заказы

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Бывший программист Стив Корди рассказал о том, как начал работать в сервисе доставки еды и как подобные сервисы подработки вызывают у исполнителей зависимость, схожую с наркотической.

«Временная подработка похожа на наркозависимость». История курьера, который подсел на заказы

Когда я думаю о тех двух месяцах, что я провел, работая курьером, я вспоминаю слова моей бабушки о том, что бесплатных обедов не бывает. Тот, кто придумал эту фразу точно жил за несколько десятилетий до появления интернета. Если клиент не открывает дверь в течение 10 минут, то курьер может забрать его еду. Правда, обычно такой обед не стоит потраченного на его доставку времени.

Вы спросите, зачем 34-летний программист с двумя высшими образованиями начал работать в доставке еды? Дело в том, что я не смог конкурировать с иммигрантами и аутсорсерами. Я дважды терял работу и в итоге решил открыть собственное дело. Это был очень необычный опыт, но я о нем не жалею — я получил много ценных знаний, пусть мне и приходится теперь подрабатывать курьером.

Я жалею лишь о времени и бензине, которые мне пришлось потратить в погоне за заказами.

Когда я только устроился работать курьером, мне сказали, что теперь я буду словно наркоман искать следующую «дозу», то есть следующий заказ. Как оказалось, это сравнение было довольно точным. Большинство сервисов отдает приоритет новым курьерам (или водителям) в их первые дни работы. Таким образом у новичков складывается впечатление, что в их районе высокий спрос. Им внушают, что большинство заказов обычно качественные и хорошо оплачиваемые.

pic

Фото: Unsplash

Точно так же наркоторговцы стараются заполучить доверие и постоянство клиента. В первый раз они дают новичку более качественный продукт и делают скидки — все, чтобы подсадить его на свои услуги с помощью кратковременного чувства удовлетворения. К счастью, мне не приходилось бороться с наркозависимостью и я в этом не эксперт, но я лично знал тех, кому довелось это пережить (из талантливых профессионалов они стали совсем другими людьми). Я бы не сказал, что работа курьера так же деструктивно влияет на ваше здоровье, как употребление наркотиков, но оба этих вида деятельности похожи друг на друга в плане зависимости, которую они вызывают.

Через пару дней работы становится ясно — вы все время будете проверять те места, где у вас были удачные заказы. Это вовсе не значит, что после «злачного периода» вы перестанете получать новые заказы. Они будут поступать, но, по моему опыту, через неделю уже не так активно.

Помню, однажды я сидел в своей машине на стоянке примерно один-два часа без каких-либо заказов. Как только я решил, бросить все и отправиться домой, я тут же получил уведомление о новом заказе. У меня есть теория, что может оно пришло потому, что мой автомобиль начал двигаться. В конце концов, подобные сервисы используют продвинутые алгоритмы для выбора исполнителя заказа. Мы не знаем всех факторов, которые при этом учитываются, но одно ясно — сервисы стараются сделать так, чтобы в определенном месте и в определенное время было как можно больше исполнителей. Как им заставить вас включить приложение и показать, что вы готовы работать, в нужное время? В ход идут различные временные бонусы и поощрения — благодаря им список доступных водителей и курьеров может увеличиться за считаные минуты.

pic

Фото: Unsplash

Я работал курьером в Postmates и понял, что они мастерски умеют возвращать меня к работе. Однажды я несколько дней не запускал их приложение и внезапно получил письмо от компании о том, что я могу получить огромный бонус (от $75 до $250), если выполню определенное количество заказов в указанный срок, например, в следующие несколько дней или в определенные часы (например, за следующие два дня совершить 50 доставок с 14:00 до 17:00). Если вы, как и я — одинокий мужчина, живущий в дорогом районе, которому нужно платить за обучение, выплачивать кредит за машину и кормить свою собаку — то будете рады любой подработке. Вот только часто все эти заманчивые предложения ставят перед вами невыполнимые цели. Иногда просто до смешного невыполнимые.

В первую очередь ваш бонус зависит от количества выполненных заказов. Разумеется, в интересах компании сделать так, чтобы вам их не хватало для заветного бонуса. Таковы правила того, что называют сейчас гигономикой.

Некоторые считают, что к гигономике относятся фрилансеры и те, кто работает по временному контракту. Но я бы не назвал их участниками гигономики по одной простой причине — фрилансеры и контрактники точно знают, сколько получат за свое время.

Да, за «время», а не «работу». Рабочее время фрилансеров и контрактников начинается, когда они приходят в офис или садятся за компьютер. Рабочее время людей на подработке не такое понятное. Оно может начинаться и заканчиваться в самые разные моменты. Сервисы вроде Postmates, Uber и Lyft не оплачивают своим «независимым подрядчикам» все время, потраченное на выполнение заказа. Представьте, что вы приходите в офис, а начальник приказывает вам поехать на другой конец города и купить канцтовары. При этом он не говорит вам, что вы получите деньги только за время, проведенное в магазине канцтоваров, а ваше время в пути не будет считаться рабочим и оплату за него вы не получите. А теперь представьте, что вы работаете на таких условиях несколько недель или месяцев. При этом босс может посылать вас по самым разным направлениям.

Вы не можете обсуждать размер оплаты своего труда. Эксперты говорят, что в этом плюс гигономики — вас с начальством ничего не связывает. Вы можете бросить работу в любой момент. Но по моему опыту это проще сказать, чем сделать, особенно если тебе нужно как-то зарабатывать на жизнь. И после нескольких удачных заказов бросить становится труднее.

Источник.


Материалы по теме:

Когда твой начальник — алгоритм: откровения водителей Uber

«Я поработала в доставке Amazon Flex, и это было ужасно»

История водителя Uber, который разочаровался в гигономике

Как гигономика меняет наше будущее

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 RnD и новый транспорт: как создавать инновации на рынке шеринга
  2. 2 «Самокаты — это карманное такси»: основатели Urent о тренде на кикшеринг в России, скандалах и новом законе
  3. 3 Гиг-экономика и карьера: стоит ли опасаться и как защититься
  4. 4 «Не покупаем, не продаем, а прибыль получаем»: как зарабатывает сервис по аренде детских игрушек
  5. 5 Мы не перестанем делиться: почему рост шеринг-экономики не остановится и как бизнесу это использовать