Сверкающие дворцы и суперяхты уже никого не волнуют. Теперь главное мерило статуса в мире элиты технологий – это освоение космоса.
Взрыв было слышно за 50 километров. 1 сентября в 9:07 утра ракета SpaceX, содержавшая почти 300 кубических метров жидкого азота и ракетного керосина превратилась в сгусток пламени, который можно было увидеть с орбиты, а серое небо над стартовой площадкой на мысе Канаверал стало черным от дыма.
Рендер, на котором один художник изобразил капсулу корабля SpaceX Dragon на Марсе. Фото: Reuters
На борту находился спутник связи стоимостью в $200 млн и весом в 5,5 тонн – часть проекта Марка Цукерберга Internet.org, в рамках которого он планировал обеспечить доступ в интернет жителям окрестностей пустыни Сахара.
Цукерберг на своей странице в Facebook позже написал с ноткой горечи, что «крайне разочарован неудачной попыткой запуска SpaceX, в ходе которой был уничтожен наш спутник». Основатель SpaceX Илон Маск заявил в интервью СNN, что «это был самый тяжелый и сложный провал» за всю 14-летнюю историю компании.
Также это был уже второй драматический взрыв у SpaceX за девять месяцев после «быстрого незапланированного сброса» ракеты-носителя, когда она должна была приземлиться после успешной миссии на МКС.
Чуть позже в тот же день в официальном Twitter-аккаунте NASA появилась запись: «Сегодняшний инцидент со @SpaceX, хоть и не связан с NASA, еще одно напоминание нам о том, что полеты в космос – очень тяжелое дело».
«Они были гиками, выросшими на научной фантастике и видении космоса, преобладавшем в 60-х и 70-х годах. Теперь у них появились деньги, чтобы сделать эти мечты реальностью», – Эшли Вэнс, писатель и журналистИ несмотря на все это, небольшая группа миллиардеров-технократов не прекращает вкладывать сотни миллионов долларов в свои космические предприятия. Сверкающие дворцы и суперяхты уже никого не волнуют. Теперь главное мерило статуса в мире элиты технологий – это освоение космоса.
Маск, который основал SpaceX в 2002 году – пожалуй, самая заметная фигура в новой космической гонке среди миллиардеров. Став очевидным прообразом Тони Старка, персонажа Роберта Дауни-младшего из фильмов Marvel, Маск стал иконой для инженеров, заработав состояние как основатель PayPal, а затем как генеральный директор производителя премиальных электрокаров Tesla и компании экологичной энергетики Solar City. Хотя, как говорят близкие к Маску источники, именно космические амбиции движут им в первую очередь. «Его мечта – колонизировать Марс», – рассказал один из инсайдеров.
С 2006 года SpaceX удалось совершить 32 успешных запуска, доставить грузы на Международную космическую станцию и заключить контракты с NASA и другими клиентами на сумму более $10 млрд. Между тем, амбиции Маска намного шире. Он уже рассказывал, что планирует создать для человечества «план Б» на случай, если Земля станет непригодной для жизни, а однажды отпустил ставшую известной шутку о том, что хотел бы умереть на Марсе – только не от столкновения с планетой.
Альтернатива вымиранию – стать «мультипланетарной» расой
Маск уже озвучил свои планы по заселению Красной планеты, которое может начаться уже в 2022 году. В сентябре на Международном конгрессе астронавтики в Мексике он рассказал о 120-метровом корабле, который уже в ближайшее десятилетие сможет доставить на Марс 100 поселенцев.
Мыс Канаверал, декабрь 2013 года. SpaceX успешно завершила свою первую миссию на геостационарной орбите, доставив спутник SES-8 на целевую орбиту. Фото: Тоби Смит/Getty Images
«Мы можем остаться на Земле навсегда, и тогда наше вымирание неизбежно, – заявил он аудитории из ученых и инженеров. – Другой вариант – стать цивилизацией, освоившей космос, мультипланетарным биологическим видом».
По мнению Эшли Вэнса, журналиста в области технологий и автора книги «Илон Маск: Tesla, SpaceX и погоня за фантастическим будущим», эти амбиции вызваны сочетанием предпринимательского любопытства, альтруизма и эгоизма. «Нынешние властители мира раньше были ботаниками, – говорит он. – Это гики, которые выросли на научной фантастике и том видении космоса, которое преобладало в 60-х и 70-х годах. Теперь у них появились деньги, чтобы сделать эти мечты реальностью».
Как никто другой под это описание подходит основатель Amazon Джефф Безос, обладатель состояния $67 млрд. Компания Blue Origin, которую он основал в 2000 году и держал в тайне до 2006 года, раскрыла планы по созданию своей ракеты-носителя New Glenn длиной 82 метра, способной также доставить пассажиров на Марс. Компания провела 12 тестовых полетов, включая испытания системы аварийного покидания корабля для ракеты New Shepard в октябре.
В июне 2015 года Blue Origin заключила небольшой контракт с NASA для проведения суборбитальных исследовательских миссий, но коммерческий запуск еще не был совершен. В июне 2016 году Безос рассказал журналистам, что в следующем году компания начнет проводить тестовые запуски с людьми на борту. Многие свои письма и твиты предприниматель заканчивает девизом Blue Origin «Gradatim Ferociter» (лат. – «Яростно, шаг за шагом»).
Альтруизм или эгоизм?
На конференции в июне Безос сравнил нынешнюю космическую индустрию с началом эры интернета – в частности, с тем, как появление волоконно-оптического кабеля заложило основы голосовой связи в 60-х и 70-х и в конце концов привело к развитию новой «экономики данных».
Основатель Amazon и Blue Origin Джефф Безос объявляет о своих планах построить завод по производству ракет и стартовую площадку на мысе Канаверал. Фото: Reuters
«Я на собственных ошибках учусь создавать инфраструктуру, – сказал он. – Я вкладываю собственные ресурсы в то, чтобы построить инфраструктуру для создания ракет… чтобы будущие поколения предпринимателей имели в своем распоряжении такую же динамичную, интересную и многообразную солнечную систему, каким сегодня мы видим интернет».
Безос заинтересован в создании ничем не сдерживаемой экономики будущего, когда бóльшая часть нынешней промышленности будет расположена в космосе, а Земля будет спасена от загрязнения. «Нужно выйти в космос, чтобы спасти Землю, – заявил Безос – мы брали пробы из самых разных концов Солнечной системы. Поверьте, это лучшая планета, на которой только можно жить».
По словам Эшли Вэнса, Безос и Маск ввязались в глубокое личное соперничество. «Прошло время, и их компании добились успеха, а амбиции выросли. Маск и Безос были друзьями, но теперь они непримиримые соперники».
Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX: «Его страсть – колонизация Марса». Фото: Брендан Смяловски/Getty Images
В 2013 году SpaceX и Blue Origin боролись за доступ к стартовой площадке NASA и за патент на технологию посадки ракет на воду – тогда Маск в обоих случаях победил. Когда Blue Origin пыталась помешать SpaceX использовать стартовую площадку в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде, Маск написал ресурсу Space News гневное письмо, в котором ставил под сомнение способность Blue Origin построить ракету, удовлетворяющую стандартам NASA. «Скорее, нам удастся увидеть в пламеотводящих каналах нашей ракеты танцующих единорогов».
После успешного тестового полета и приземления аппарата Blue Origin в ноябре 2015 года Безос в своем первом в жизни твите похвастался своим «редчайшим зверем – использованной ракетой». Маск не оставил это без ответа: «Не такой уж он "редчайший". SpaceX Grasshopper за три года совершил шесть суборбитальных полетов и до сих пор в строю».
The rarest of beasts a used rocket. Controlled landing not easy, but done right, can look easy. Check out video: https://t.co/9OypFoxZk3
— Jeff Bezos (@JeffBezos) 24 ноября 2015 г.
@JeffBezos Not quite "rarest". SpaceX Grasshopper rocket did 6 suborbital flights 3 years ago & is still around. pic.twitter.com/6j9ERKCNZl
— Elon Musk (@elonmusk) 24 ноября 2015 г.
Спустя месяц Безос снова поддел Маска, когда корабль SpaceX Falcon повторил достижение Blue Origin и совершил вертикальную посадку своей многоразовой части: «Поздравляю @SpaceX с посадкой суборбитальной ступени носителя Falcon. Добро пожаловать в Клуб!»
Congrats @SpaceX on landing Falcon's suborbital booster stage. Welcome to the club!
— Jeff Bezos (@JeffBezos) 22 декабря 2015 г.
«Прошло время, и их компании добились успеха, а амбиции выросли. Маск и Безос были друзьями, но теперь они непримиримые соперники», – Эшли Вэнс, журналист и писательНе так уж важно, движут ими благие намерения или желание вписать свое имя в историю, считает Ханна Кернер, исполнительный директор некоммерческой организации Space Frontier Foundation, которая занимается популяризацией идеи заселения космоса людьми. «Альтруизм и эгоизм здесь неразрывны, – считает она. – Когда люди стремятся помочь другим, они чувствуют собственную важность. То же самое происходит, когда они меняют на общество. Они хотят быть теми, кто оказывает влияние».
Помимо общих амбиций, у Маска и Безоса есть еще кое-что общее: глубокое и устойчиво чувство безысходности по поводу успехов в освоении космоса. Как и многие из нас, они ожидали, что спустя 40 лет после того, как человек первый раз высадился на Луне, люди будут вовсю летать в космос в отпуск и создавать колонии на Марсе. Между тем, реальность оказалось куда прозаичнее. Вместо отправки астронавтов на дальние рубежи галактики, NASA занялось исследованием других планет с помощью беспилотных аппаратов. Бóльшая часть бюджета была направлена на Международную космическую станцию и полеты шаттлов для перевозки запасов и астронавтов. Американская космическая программа все меньше походила на сериал «Звездный путь» и все больше походила на просто очень дорогую службу доставки.
Сделать исследование космоса дешевле
Главной преградой была цена. Преодоление гравитационного поля Земли и сопротивления атмосферы оказалось очень дорогостоящим предприятием. По сообщениям NASA, каждый запуск шаттла обходится в среднем в около $450 млн, хотя в 2011 году ученые Университета Колорадо рассчитали другую сумму – $1,5 млрд. В общей сложности за 30 лет существования программы шаттлов до ее закрытия в июле 2011 года было потрачено около $200 млрд.
Для того, чтобы космическая отрасль стала привлекательной для частных лиц и компаний, эти расценки должны быть существенно снижены. Здесь в игру вступают энтузиасты-миллиардеры из Кремниевой долины, которые надеются преобразить традиционную аэрокосмическую индустрию с помощью своего предпринимательского подхода и современных методов производства.
Международная космическая станция. На МКС сосредоточены основные усилия и ресурсы NASA, поэтому реализация более смелых идей остается делом предпринимателей. Фото: NASA/Getty Images
Маск и Безос пытаются придумать, как экономить десятки миллионов долларов, используя крайне дорогие ракеты многократно, а не давать им сгорать в атмосфере после каждого запуска. Это верное направление для решения проблемы, считает доктор Шон Кейси, управляющий директор инкубатора Silicon Valley Space Center, который помогает новым стартапам в области освоения космоса. «Никто не уничтожает 747-е "Боинги" сразу после перелета через океан. Эти самолеты исправно служат по 40 лет. Только в космической индустрии используют одноразовые корабли».
SpaceX оценивает стоимость запуска своей ракеты Falcon 9 в $60 млн. Запуск более крупной Falcon Heavy, которая может достигать орбит с бóльшим радиусом, оценивается в $90 млн. В этих расценках не учитывается сумма, которую можно сэкономить за счет повторного использования ракет. SpaceX удалось посадить шесть ракет, но ни одну из них еще не запускали в космос повторно. Президент SpaceX Гвинн Шотуэлл заявила, что стоимость запуска Falcon 9 снизится примерно на 30% при многократном использовании носителя.
Частная Blue Origin пока не объявляла расценок на запуск своих аппаратов и отказалась комментировать эту тему.
«Альтруизм и эгоизм здесь неразрывны. Они хотят быть теми, кто оказывает влияние», – Ханна Кернер, исполнительный директор Space Frontier FoundationСооснователь Microsoft Пол Аллен и британский бизнесмен Ричард Брэнсон действуют иначе. В июне 2015 года компания Аллена Vulcan Aerospace представила крупнейший в мире самолет – Stratolauncher. Он имеет размах крыльев 107 метров и может доставлять спутники массой 454 килограмма на низкую земную орбиту. Vulcan пока не озвучивала стоимость запуска, но представитель компании заявил, что полеты начнутся уже к концу декады.
Компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона была запущена в 2004 году. Главная ее цель – продвижение коротких суборбитальных полетов и создание индустрии космического туризма. Билеты на путешествие на корабле SpaceShip Two заранее приобрели уже более 700 клиентов, среди которых Том Хэнкс, Эштон Кутчер и Леонардо ДиКаприо, хотя дата первого полета еще не объявлена. Также компания планирует использовать этот корабль для доставки небольших спутников массой 91 кг. Стоимость запуска оценивается в $10 млн, то есть в шесть раз дешевле, чем у SpaceX, однако о сроках начала работы пока ничего не известно.
Еще сильнее отличается подход российского предпринимателя Юрия Мильнера, которого назвали в честь Юрия Гагарина. В апреле 2015 года Мильнер объявил об инвестициях $100 млн в проект по запуску миниатюрных роботов в космос с помощью лазера на скорости, в пять раз меньшей скорости света. Основатель компании Digital Sky Technologies надеется, что позже в рамках его программы Breakthrough Starshot будет создан корабль, который сможет добраться до Альфы Центавра – ближайшей к Солнечной системе звезды – за 20 лет.
Ричард Брэнсон на фоне корабля Virgin Galactic в штаб-квартире компании в пустыне Мохаве. Фото: Барри Холмс/Observer
Если в области «земных» технологий прогресса добиться нелегко, то в космосе до этого в буквальном смысле далеко. Несмотря на то, что бóльшая часть запусков SpaceX прошла успешно, неудачные запуски заставили акционеров и потенциальных пассажиров поволноваться. (Недавно компания закончила расследование причин взрыва на стартовой площадке в сентябре, и сообщается, что следующая миссия запланирована на следующий месяц.)
В случае с освоением космоса гипербола всегда побеждает реальность. Джордж Уайтсайдс, генеральный директор Virgin Galactic and Spaceship Company, в 2014 году рассказал Guardian, что до 2010 года компания была лишь немногим более маркетинговой организации, но теперь она способна проектировать и строить собственные космические корабли.
Однако пока все находится в зачаточном состоянии. Те 700 с лишним пассажиров, которые выложили немалые деньги за полет, все еще ждут, хотя по первоначальному плану Брэнсона рейсы должны были начаться еще шесть лет назад. На момент написания статьи и ракеты Blue Origin не достигли орбиты. Stratolauncher будет готов только через несколько лет, а могут пройти еще десятилетия, пока будет создана система, способная долететь до звезд с живым человеком на борту, если это вообще возможно.
Саймон «Пит» Уорден, бывший директор принадлежащего НАСА Исследовательского центра Эймса, известен в Кремниевой долине как «спец по космосу». Он провел множество долгих дискуссий с Маском и другими предпринимателями об их космических амбициях. Уорден считает, что все они мечтают о космосе, как и все выросшие на научной фантастике гики, однако практическая мотивация у всех разная.
«Что до Илона, он действительно мечтал об этом всю свою жизнь. Его страсть – колонизировать Марс. Юрием движут вопросы о жизни во Вселенной. Одиноки ли мы? Есть ли жизнь где-то еще? Безос хочет создать новую экономику, в которой все производство будет расположено в космосе. И мне достаточно очевидно, что Брэнсон думает только о звездах. Ему нравится сама идея полетов в космос. Не думаю, что он собирается много заработать на Virgin Galactic», – говорит Уорден.
Для амбициозных предпринимателей, стремящихся изменить мир, планета Земля – дело вчерашнее. Теперь их взоры направлены в космос.
Материалы по теме:
SpaceX вновь отложила возобновление полетов
Virgin Galactic Брэнсона успешно испытала первый космолет для туристов
Boeing решила обогнать Илона Маска и первой отправить человека на Марс
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Юрий Мильнер инвестировал во французский ИИ-стартап H в раунде на $220 млн
- 2 Миллиардер Юрий Мильнер отказался от российского гражданства
- 3 Партнеры DST Global Юрия Мильнера вложились в венчурный фонд криптобиржи Binance
- 4 Финтех-стартап Qonto из портфеля DST Global Юрия Мильнера стал «единорогом»