Top.Mail.Ru
Истории

НЕстолица: как развивать стартап в Мордовии

Истории
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова

Rusbase выясняет, какие есть возможности и препятствия для IT-бизнеса за МКАДом. Александр Бочкин, основатель и генеральный директор CrocoTime, рассказал Rusbase о том, как он создал и развивает стартап в столице Мордовии — Саранске.

НЕстолица: как развивать стартап в Мордовии

Когда и как появился CrocoTime?

CrocoTime — это третий проект нашей команды. Компания «Инфомаксимум» появилась в 2008 году, в начале своей работы мы занимались научными IT-разработками на государственные гранты, иногда выполняли коммерческие заказы. Параллельно работали над системой мониторинга рабочего времени, совмещенной с управлением проектами. Примерно к середине запланированного на проект срока мы поняли, что программа получилась очень сложной. Тесты показали, что системой могли пользоваться только мы сами, нужно было упрощать.

Второй проект — система планирования CoffeePlan — появился как часть предыдущего. Но здесь мы тоже совершили ошибку: отодвинули продвижение на второй план, понадеявшись на сарафанное радио. Плюс, к этому времени на рынке уже были сильные конкуренты. Ждать чуда не приходилось, нужно было либо срочно найти решение, либо закрываться.

Тогда решили вернуться к старым наработкам и создать систему мониторинга рабочего времени. Прототип CrocoTime мы сделали за 3 месяца. Первого клиента нашли практически сразу, полученные деньги позволили продолжить разработку. Шесть месяцев ушло на то, чтобы сделать CrocoTime готовым коммерческим продуктом.

Сейчас системой пользуются известные российские и зарубежные компании: Газпром Автоматизация, Алроса, Тинькофф Кредитные системы, ECCO, Администрация Хабаровского края, Tez Tour и др. К началу бизнес-сезона мы планируем выпустить новую версию CrocoTime. Обновляем сайт и полноценно выходим на зарубежный рынок — это наши основные задачи на ближайшее время.

Александр Бочкин — основатель и генеральный директор CrocoTime

В чем отличие CrocoTime от других систем контроля рабочего времени?

Наш сервис анализирует, как именно расходуется рабочее время: сколько и на какие задачи было потрачено, было ли оно использовано продуктивно, когда сотрудник начал работу, когда закончил, как часто отвлекался. Кроме того, система фиксирует чрезмерную нагрузку и переработки.

CrocoTime можно использовать и для сотрудников на удаленке, если работа подразумевает почасовую оплату.

Годовой отчет у нас в системе формируется менее чем за секунду, есть подробная аналитика на уровне отдельных сотрудников и подразделений, групповые настройки, автоматическое разделение отработанного времени на продуктивное, непродуктивное и непрофильное, высокая производительность (можно мониторить до 10 тысяч сотрудников).

При этом CrocoTime не мониторит личные данные сотрудников, не вторгается в личное пространство работников.


Вы стартап из Саранска. Есть ли какая-то инфраструктура для таких проектов в республике Мордовия?

В городе построен Технопарк, действует Бизнес-инкубатор, стартапы поддерживает МГУ им. Н.П. Огарёва (помещениями, возможностью использовать оборудование для исследований). Мы, если честно, сотрудничали только с университетом – работали в их помещении, год назад переехали в собственный офис. Потребности в другой поддержке не возникало.


Какие мероприятия посещаете? Где собирается «IT-тусовка», если она есть?

Местные IT-мероприятия организует Агентство инновационного развития Республики Мордовия (например, Tech Meetup — неформальные технические встречи разработчиков и дизайнеров Саранска), Министерство информатизации и связи РМ, Технопарк и Бизнес-инкубатор, некоторые IT-компании Саранска (конференция IT-Саранча, например).

Постоянно на местные мероприятия мы не ходим, только выборочно, в основном на приезжих спикеров. Если приглашают организаторы, выступаем сами.

Чаще ездим в столицу на мероприятия по управлению персоналом, информационной безопасности, конференции для представителей определенных отраслей — банков, нефтегазовых компаний и т.п. (чтобы лучше узнать потребности клиентов), редко — на стартап-мероприятия.

Саранск — маленький город, все друг друга знают и организовывать мероприятие для того, чтобы увидеться, необязательно. Нужно встретиться или познакомиться с кем-то? Ты, друзья или друзья друзей по-любому знают этого человека :)


С какими проблемами сталкивается стратап в регионе? 

Основная проблема — кадровая. Найти подходящих специалистов в регионе сложно. Многие, получив образование, уезжают ближе к столицам, потому сотрудников приходится искать долго, а иногда и «хантить» из других компаний. Сегодня команда CrocoTime почти полностью сформирована из саранских специалистов, только несколько сотрудников переехали из других регионов (Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Коми).


Сейчас государство выделяет крупные суммы на развитие экосистемы в регионах. Как с этим обстоят дела в Саранске?

Что касается инфраструктуры, то её, несомненно, нужно развивать, но дело не только в ней. К вопросу необходимо подойти комплексно, нужно «подтянуть» образование — научить молодежь думать о предпринимательстве.

В городе мало инновационных проектов. Еще меньше проектов, которые известны. Мы, например, в основном работаем с крупными российскими компаниями, а в самой республике нас знают мало. Сейчас мы известны в регионе больше не за счет продукта, а за счет хорошей корпоративной культуры, личного блога руководителя в соцсетях, ну и заработной платы намного выше средней по Мордовии.


Что нужно делать стартапу, чтобы выйти на мировой рынок?

Наверное, я не скажу ничего нового: отличный продукт, продуманные каналы продвижения и продаж.

В первую очередь, конечно, нужно создать конкурентоспособный продукт. Однако, если проект успешен в собственной стране, это еще не значит, что международный рынок примет его так же. Никто не застрахован от конкурентов, которые уже «прибрали к рукам» самый большой кусок пирога. Потребителю/пользователю нужно предложить лучший продукт, лучший сервис, и это не одно-два отличия, это опережение в 5-10 раз. Только так можно успешно выйти на международную арену. Прекрасно, если ваши клиенты здесь имеют зарубежные корни, это поможет масштабировать проект до мирового уровня.

В целом же, не хотелось бы опережать события: как только мы опытным путем испытаем собственные способы выхода на западный рынок, тогда сможем обоснованно о них рассказать.


Часто бываете в Москве по делам проекта? А в США?

В Москве бываю регулярно, в США был несколько раз, но цель была — обучение, а не представление продукта, поиск инвесторов или вывод компании на рынок.


Собираетесь переезжать из Саранска? Назовите три причины остаться (или, наоборот, уехать).

Переезжать из Саранска в ближайшее время не планирую. Причины остаться? Трех не наберу, но и одна — исчерпывающая: нет смысла переезжать. Команде в родном регионе комфортно, специфика работы позволяет нам базироваться где угодно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  2. 2 Как организовать собственное производство косметики
  3. 3 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  4. 4 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
  5. 5 Как агентству из региона найти клиентов на федеральном рынке
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее