Элина Кириллова

НЕстолица: как развивать стартап в Мордовии

Rusbase выясняет, какие есть возможности и препятствия для IT-бизнеса за МКАДом. Александр Бочкин, основатель и генеральный директор CrocoTime, рассказал Rusbase о том, как он создал и развивает стартап в столице Мордовии — Саранске.


Когда и как появился CrocoTime?

CrocoTime — это третий проект нашей команды. Компания «Инфомаксимум» появилась в 2008 году, в начале своей работы мы занимались научными IT-разработками на государственные гранты, иногда выполняли коммерческие заказы. Параллельно работали над системой мониторинга рабочего времени, совмещенной с управлением проектами. Примерно к середине запланированного на проект срока мы поняли, что программа получилась очень сложной. Тесты показали, что системой могли пользоваться только мы сами, нужно было упрощать.

Второй проект — система планирования CoffeePlan — появился как часть предыдущего. Но здесь мы тоже совершили ошибку: отодвинули продвижение на второй план, понадеявшись на сарафанное радио. Плюс, к этому времени на рынке уже были сильные конкуренты. Ждать чуда не приходилось, нужно было либо срочно найти решение, либо закрываться.

Тогда решили вернуться к старым наработкам и создать систему мониторинга рабочего времени. Прототип CrocoTime мы сделали за 3 месяца. Первого клиента нашли практически сразу, полученные деньги позволили продолжить разработку. Шесть месяцев ушло на то, чтобы сделать CrocoTime готовым коммерческим продуктом.

Сейчас системой пользуются известные российские и зарубежные компании: Газпром Автоматизация, Алроса, Тинькофф Кредитные системы, ECCO, Администрация Хабаровского края, Tez Tour и др. К началу бизнес-сезона мы планируем выпустить новую версию CrocoTime. Обновляем сайт и полноценно выходим на зарубежный рынок — это наши основные задачи на ближайшее время.

Александр Бочкин — основатель и генеральный директор CrocoTime

В чем отличие CrocoTime от других систем контроля рабочего времени?

Наш сервис анализирует, как именно расходуется рабочее время: сколько и на какие задачи было потрачено, было ли оно использовано продуктивно, когда сотрудник начал работу, когда закончил, как часто отвлекался. Кроме того, система фиксирует чрезмерную нагрузку и переработки.

CrocoTime можно использовать и для сотрудников на удаленке, если работа подразумевает почасовую оплату.

Годовой отчет у нас в системе формируется менее чем за секунду, есть подробная аналитика на уровне отдельных сотрудников и подразделений, групповые настройки, автоматическое разделение отработанного времени на продуктивное, непродуктивное и непрофильное, высокая производительность (можно мониторить до 10 тысяч сотрудников).

При этом CrocoTime не мониторит личные данные сотрудников, не вторгается в личное пространство работников.


Вы стартап из Саранска. Есть ли какая-то инфраструктура для таких проектов в республике Мордовия?

В городе построен Технопарк, действует Бизнес-инкубатор, стартапы поддерживает МГУ им. Н.П. Огарёва (помещениями, возможностью использовать оборудование для исследований). Мы, если честно, сотрудничали только с университетом – работали в их помещении, год назад переехали в собственный офис. Потребности в другой поддержке не возникало.


Какие мероприятия посещаете? Где собирается «IT-тусовка», если она есть?

Местные IT-мероприятия организует Агентство инновационного развития Республики Мордовия (например, Tech Meetup — неформальные технические встречи разработчиков и дизайнеров Саранска), Министерство информатизации и связи РМ, Технопарк и Бизнес-инкубатор, некоторые IT-компании Саранска (конференция IT-Саранча, например).

Постоянно на местные мероприятия мы не ходим, только выборочно, в основном на приезжих спикеров. Если приглашают организаторы, выступаем сами.

Чаще ездим в столицу на мероприятия по управлению персоналом, информационной безопасности, конференции для представителей определенных отраслей — банков, нефтегазовых компаний и т.п. (чтобы лучше узнать потребности клиентов), редко — на стартап-мероприятия.

Саранск — маленький город, все друг друга знают и организовывать мероприятие для того, чтобы увидеться, необязательно. Нужно встретиться или познакомиться с кем-то? Ты, друзья или друзья друзей по-любому знают этого человека :)


С какими проблемами сталкивается стратап в регионе? 

Основная проблема — кадровая. Найти подходящих специалистов в регионе сложно. Многие, получив образование, уезжают ближе к столицам, потому сотрудников приходится искать долго, а иногда и «хантить» из других компаний. Сегодня команда CrocoTime почти полностью сформирована из саранских специалистов, только несколько сотрудников переехали из других регионов (Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Коми).


Сейчас государство выделяет крупные суммы на развитие экосистемы в регионах. Как с этим обстоят дела в Саранске?

Что касается инфраструктуры, то её, несомненно, нужно развивать, но дело не только в ней. К вопросу необходимо подойти комплексно, нужно «подтянуть» образование — научить молодежь думать о предпринимательстве.

В городе мало инновационных проектов. Еще меньше проектов, которые известны. Мы, например, в основном работаем с крупными российскими компаниями, а в самой республике нас знают мало. Сейчас мы известны в регионе больше не за счет продукта, а за счет хорошей корпоративной культуры, личного блога руководителя в соцсетях, ну и заработной платы намного выше средней по Мордовии.


Что нужно делать стартапу, чтобы выйти на мировой рынок?

Наверное, я не скажу ничего нового: отличный продукт, продуманные каналы продвижения и продаж.

В первую очередь, конечно, нужно создать конкурентоспособный продукт. Однако, если проект успешен в собственной стране, это еще не значит, что международный рынок примет его так же. Никто не застрахован от конкурентов, которые уже «прибрали к рукам» самый большой кусок пирога. Потребителю/пользователю нужно предложить лучший продукт, лучший сервис, и это не одно-два отличия, это опережение в 5-10 раз. Только так можно успешно выйти на международную арену. Прекрасно, если ваши клиенты здесь имеют зарубежные корни, это поможет масштабировать проект до мирового уровня.

В целом же, не хотелось бы опережать события: как только мы опытным путем испытаем собственные способы выхода на западный рынок, тогда сможем обоснованно о них рассказать.


Часто бываете в Москве по делам проекта? А в США?

В Москве бываю регулярно, в США был несколько раз, но цель была — обучение, а не представление продукта, поиск инвесторов или вывод компании на рынок.


Собираетесь переезжать из Саранска? Назовите три причины остаться (или, наоборот, уехать).

Переезжать из Саранска в ближайшее время не планирую. Причины остаться? Трех не наберу, но и одна — исчерпывающая: нет смысла переезжать. Команде в родном регионе комфортно, специфика работы позволяет нам базироваться где угодно.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook