План развития бизнеса представляет собой стратегию, придерживаясь которой предприниматель может увеличить прибыль, удержать постоянных клиентов и найти новых партнеров. И если его правильно разработать, это обеспечит доходность компании в перспективе ближайших нескольких лет.
Содержание
- Что такое стратегия развития компании
- Разновидности стратегий развития
- Цели разработки стратегии
- Этапы разработки стратегии развития предприятия
- Возможные риски при воплощении в жизнь бизнес-стратегии
- Как оценить эффективность стратегии
- Какие ошибки можно допустить
Что такое стратегия развития компании
Стратегией развития бизнеса называют последовательность действий, которые предпринимает фирма для достижения поставленных целей. Она помогает понять, какие задачи стоят перед компанией. Используя ее, определяют, сколько новых сотрудников потребуется, составляют список необходимых для реализации плана ресурсов.
Бизнес-стратегия помогает работникам из разных отделов действовать слаженно. Каждый понимает не только личные обязанности, но и общее направление развития компании.
Разработкой стратегии занимаются:
- владельцы или руководители организации;
- специалисты или команды, управляющие бизнес-процессами.
Можно нанимать людей со стороны, обладающих нужными знаниями, навыками, опытом. Они способны разработать план на 5–10 лет. Но такое решение подойдет не каждому собственнику. Придется предоставлять постороннему человеку сведения не только о целях предприятия, но и о финансовых показателях.
Чаще всего стратегию составляют на 3–5 лет. Но во время экономических кризисов лучше сократить сроки до 1–2 лет.
Разновидности стратегий развития
Выделяют 3 типа стратегий для развития бизнеса. Можно разработать только одну или сочетать сразу несколько. Стратегии бывают:
- Базовые. Включают план развития товаров, услуг, всей компании и ее подразделений, филиалов. Направлены на рациональное распределение ресурсов между отделами, корректировку системы управления, внедрение бизнес-процессов для роста показателей. Самая масштабная, сложная для исполнения разновидность.
- Конкурентные. Помогают занять лидирующую позицию на рынке. Нужны, чтобы переманивать у других компаний в нише клиентов, добиться роста показателей. В частности, суммы прибыли или объемов продаж.
- Функциональные. Направление этого вида — на внутренние процессы, работу отделов и подразделений. Предполагают составление плана по финансам, созданию продуктов, продажам и рекламным акциям. В каждом департаменте отдельно налаживают процессы, чтобы обеспечить бесперебойную работу. К этой же категории относят идеи, теории, эксперименты, предваряющие выход нового продукта.
У конкурентных стратегий есть 3 подвида:
- Сведение издержек к минимуму. Нужны, чтобы сократить расходы на рекламу и изготовление товара, сделать их ниже, чем у конкурентов.
- Дифференциация. Целью становится разработка уникального торгового предложения (УТП). Например, разработка для ресторана меню, в котором будут позиции, отсутствующие в других заведениях общепита.
- Фокусирование. В основе этого вида потребности узкого сегмента целевой аудитории.
Функциональные бизнес-стратегии делят на 5 групп:
- НИОКР. Определяет главные идеи будущего товара или услуги. Бывает инновационной либо имитационной.
- Производственная. Составляют перечень ресурсов, которые нужны для создания продукта. В ходе работы находят место для оборудования, продумывают этапы производства, вычисляют расходы.
- Управления персоналом. С помощью этой стратегии ищут способы поднять мотивацию подчиненных, повысить привлекательность условий для новых кандидатов. Разрабатывают план обучения работников, поддержания их количества на стабильном уровне.
- Маркетинговая. Сначала выясняют, в каком состоянии пребывает рынок. На основе этих сведений придумывают услуги, которые можно предложить дополнительно, чтобы привлечь потребителей. Определяют цели рекламы, методы достижения. Потребность в маркетинговых стратегиях есть у типов бизнеса, занимающихся массовыми продажами.
- Финансовая. Нужна, чтобы предсказать прибыль в следующие месяцы, годы. Помогает оценить, в какие проекты и продукты стоит инвестировать.
План продаж: что это и как его составить
Цели разработки стратегии
Бизнес-стратегия необходима по ряду причин:
- Планирование. Определяются главные задачи, которые необходимо выполнить, чтобы достичь стоящих перед компанией целей.
- Понимание сильных и слабых сторон. При разработке стратегии можно определить недостатки организации, затем заняться их устранением. Если совсем избавиться от проблемы невозможно, то постараться свести ее влияние к минимуму.
- Повышение эффективности. Предприниматель может грамотно распределять ресурсы, благодаря чему производительность повысится. Можно заранее устанавливать сроки, дедлайны по отдельным задачам, распределять ответственность между подчиненными, чтобы вовремя достигать целей.
- Контроль. Легко провести анализ любого вида деятельности, его важности для компании, результатов, которых он помогает достичь. При этом предпринимателю проще контролировать, чем будут заниматься подчиненные, распределять обязанности.
- Преимущество перед конкурентами. При наличии бизнес-стратегии можно сконцентрироваться на сильных сторонах компании, преимуществах продукта. При этом компания сможет выделиться среди прочих в занятой нише.
Стратегия развития требуется как микро-, или малому бизнесу, так и среднему, крупным корпорациям. С ее помощью можно занять лидирующую позицию в нише, выйти на новые рынки, поднять продажи.
Этапы разработки стратегии развития предприятия
Стратегия составляется в несколько этапов. Потребуется уделить время анализу, изучению компании, ее внутренних процессов, сильных и слабых сторон.
Исследование макросреды
Макросредой называют внешние обстоятельства, оказывающие воздействие на бизнес. Сюда можно отнести состояние экономики в мире или стране, изменения цен на отдельные ресурсы (например, материалы, нужные на производстве). К этой категории причисляют:
- изменения в законодательстве, влияющие на деятельность организации (например, для продажи товара, которым фирма торгует, могут потребовать получить лицензию);
- сделки лидеров ниши, например слияния, появление новых продуктов или филиалов, из-за которых конкуренция возрастет;
- уровень доходов населения (при его падении с премиальных продуктов лучше перейти на эконом-сегмент, поскольку продажи дорогих товаров могут упасть).
Анализ микросреды
Микросредой называют те объекты, с которыми компания взаимодействует. Это поставщики, конкуренты, клиенты, работники, партнеры. Влиять на нее возможно. Например, если поставщик не выполняет обязательства, можно заключить контракт с другим. Или найти новых партнеров, чтобы расширить бизнес.
Микросреду изучают посредством маркетинговых исследований. Выясняют, какие сейчас есть тренды, прогнозы, перспективы, что мотивирует людей выбирать отдельные продукты, какой тактики придерживаются фирмы-конкуренты. Анализ полученных сведений показывает, как развивается ниша, что важно для потенциальных клиентов, какого уровня цен лучше придерживаться.
Фото в тексте: Freepik
SWOT-анализ
Метод необходим, чтобы выявить сильные стороны бизнеса, обнаружить слабые. Помогает в постановке долгосрочных целей, предотвращении угроз.
Используется таблица с 4 колонками. В ней указывают:
- какие преимущества у фирмы есть перед конкурирующими;
- перечень выявленных недостатков, проблем;
- внешние факторы, с помощью которых можно вырасти, увеличить финансовые показатели;
- угрозы среды, неблагоприятные условия, способные помешать развитию и росту бизнеса.
Матрица Ансоффа
Этот инструмент используют, чтобы найти, продумать позиционирование продукта. Из 4 направлений придется выбрать одно:
- рост продаж уже существующего продукта на старом рынке;
- вывод созданного ранее продукта на новый рынок;
- продажа новых продуктов на уже занятом рынке;
- создание нового продукта и его вывод на новый рынок.
Вариант выбирают на основе данных SWOT-анализа, а также изучения макро- и микросреды. Эти сведения показывают, какое решение будет более прибыльным.
Определение целей и задач
Цели и задачи ставят четкие, выполнимые, измеримые. Например, открыть новый филиал к концу квартала, в 3 раза увеличить прибыль к декабрю. Затем составляют пошаговый план, ведущий к достижению цели.
Важно прописать этапы, ведущие к результату. Например, продажи будут выше, если поднять производительность менеджеров, нанять и обучить нескольких новых, улучшить скрипты для общения с клиентами, перенастроить рекламу.
Возможные риски при воплощении в жизнь бизнес-стратегии
При составлении стратегии невозможно совсем избежать рисков. На некоторые явления предприниматель повлиять не может. Они при этом станут мешать развитию, усложнять путь к цели. На другие воздействовать можно, но придется приложить силы, потратить время, ресурсы. К рискам относят:
- политические изменения;
- появление новых законов, правил в сфере экономики;
- нарушения стандартов производства, из-за которых снижается качество товара;
- избыток продуктов на рынке;
- высокую конкуренцию;
- низкое качество сервиса и так далее.
Как оценить эффективность стратегии
Чтобы понять, приносит ли стратегия результаты, ее нужно оценить по четким критериям. Анализ следует проводить регулярно. Так можно будет сразу обнаружить проблемы, отклонения, скорректировать курс.
Руководителю нужно выяснить, что стимулирует сотрудников работать. Например, это может быть продвижение по карьерной лестнице, прибавка к заработной плате или дополнительное обучение, повышение квалификации.
Когда правильная мотивация будет найдена, нужно проанализировать показатели работы: число обработанных заявок, сумму продаж у каждого сотрудника. Важно ввести систему поощрений, чтобы мотивировать людей выполнять план или даже опережать его. Например, выписывать премии.
Потребуется система связи между подразделениями. Это нужно, чтобы собирать точные сведения о ситуации на рынке и внутри компании. Персоналу следует объяснить, какие показатели должны возрасти или, наоборот, снизиться. Нужно сообщить, каким должен быть результат, за какое время.
При оценке эффективности учитывают 5 параметров:
- Планомерность. Стратегия должна совпадать с миссией организации, не противоречить ей.
- Пригодность. Должны быть возможности воплотить план в текущих условиях.
- Выполнимость. У команды должны быть ресурсы на реализацию запланированного. Если их не хватает, можно указать в плане, как их добыть, в каком количестве.
- Приемлемость. Стратегия должна соответствовать интересам главных сотрудников. В противном случае они не будут замотивированы на работу, могут даже перейти в компанию конкурента.
- Превосходство. Следует оценить, насколько конкурентоспособна стратегия. Найти нужно и параметры, по которым можно обогнать другие предприятия на рынке.
Разработчик или бизнесмен должен точно знать:
- что компания продает, какие ресурсы для этого необходимы;
- сколько денег нужно вложить, чтобы достичь цели;
- какими методами можно привлекать клиентов, делать их постоянными;
- какие отделы будут выполнять главные задачи;
- как стимулировать сотрудников работать, повышать эффективность труда;
- что требуется, чтобы достичь цели, где и как можно получить эти ресурсы.
Стратегию недостаточно составить, ее придется регулярно анализировать, корректировать. При этом нужно учитывать произошедшие внутренние и внешние изменения, их влияние на числовые показатели. Если из-за некоторых факторов старый план станет неосуществимым или неэффективным, лучше отказаться от него сразу, не тратить время и деньги на движение к цели, утратившей актуальность.
Диверсификация бизнеса в 2024 году
Что такое бизнес-план и как его составить
Какие ошибки можно допустить
Представители микро- и малого бизнеса часто планируют не системно. Поскольку квалифицированных сотрудников на таких предприятиях не много, возникают затруднения со сбором сведений и составлением четкого плана.
Крупные организации могут разрабатывать стратегии, но не воплощать их, не следовать им. Происходит это, если владельцам бизнеса не удается достичь понимания между собой, варианты дальнейших действий у них не согласованы. Возможны и ситуации, когда реализация невозможна из-за нехватки финансов.
Есть и другие причины, по которым стратегия может не работать:
- Информация при разработке плана не была учтена. Предприниматель опирается на личное мнение, игнорируя объективную информацию, например результаты исследований. При этом часто отсутствует понимание, к какому результату должны привести решения.
- План содержит противоречия. Нередко одной стратегией бизнесмены пользуются, чтобы достичь сразу ряда целей. Но долгосрочное планирование помогает сосредоточиться на 1 главной задаче. Попытки охватить несколько одновременно приводят к неграмотному распределению сил, ресурсов.
- План не синхронизирован между носителями. Большая часть бизнесов состоит из отделов, которые могут работать независимо друг от друга, почти не взаимодействуя. В ситуациях, когда у организации 2 и более владельцев, они не всегда могут договориться, прийти к общему решению. Нужно четко понимать, какие задачи встают перед компанией, сообщить об этом сотрудникам. Так каждый будет знать, что от него требуется, каковы его обязанности, к чему стремится все предприятие.
- План не был зафиксирован в форме документа. Внутренние распоряжения часто озвучивают, но не прописывают. Если главные тактические шаги не будут обозначены на бумаге, часть подчиненных могут не осознавать, что от них требуется. При этом отсутствуют документы, положения которых подтверждали бы или опровергали их теории, предположения.
- Задачи сформулированы нечетко. Отсутствие конкретики приводит к непониманию, что делать, снижению эффективности сотрудников. Каждый работник должен точно понимать, что от него требуют. Тогда он сможет придерживаться плана, не тратя при этом время на действия, от которых можно отказаться.
- Сотрудники не ознакомлены со стратегией. Важно объяснить всем, какие цели стоят перед всей компанией, какие обязанности есть у каждого члена команды, иначе нужных результатов не дождаться. Надо, чтобы каждый осознавал, что должен делать. Предпринимателю необязательно беседовать со всеми работниками. Можно донести сведения до руководителей отделов, чтобы они провели беседу с подчиненными.
- Сотрудники не разделяют стратегию. Подчиненным могут не понравиться нововведения. Стоит организовать собрание с главными сотрудниками. Не следует принимать все их предложения. Нужно показать, что подчиненные услышаны, могут повлиять на решения руководства. Тогда они станут позитивнее относиться к изменениям, поскольку будут ощущать причастность к разработке плана.
- Стратегия была составлена формально. Если план требовался только его создателю, компания продолжит работать как раньше. Изменения приняты не будут. Чтобы замотивировать людей следовать плану, нужно не только объяснить им новые задачи, но и какие положительные перемены ожидают самих работников.
- Стратегия была забыта. Составление плана само не принесет результат. Важно продумывать каждый шаг, следить за его выполнением. Задачи подчиненным нужно регулярно обновлять. При этом стоит напоминать сотрудникам о главной цели, объяснять, как ее достижение позитивно повлияет на их жизнь.
Если процессы на предприятии отлажены, компания работает эффективно, отдельную бизнес-стратегию можно не продумывать. Долгосрочное планирование помогает в решении проблем, которые наблюдаются сейчас.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter