Пожалуй, в каждом коллективе найдется человек, который вечно чем-то недоволен — начальником, работой или своей жизнью. Вы выслушиваете его жалобы из вежливости и даже сопереживаете, но со временем весь этот негатив начинает надоедать. Вот несколько советов, как справиться с таким негативным коллегой.
Когда вы жалуетесь коллегам на работу, то испытываете нечто вроде катарсиса. В отличие от друзей, коллеги поймут все ваши офисные страдания и могут поддержать ваше недовольство насчет слишком требовательного менеджера или сломанного лифта, из-за которого вы вечно опаздываете.
Но иногда такие жалобы превращаются в чрезмерное нытье. Специалист по организационной психологии Эми Купер Хаким, автор книги «Как работать с трудными людьми», считает, что вечно ноющий коллега может серьезно повлиять на общее настроение в офисе. Представьте, что кто-то из коллег каждые 15 минут жалуется вам в Slack, что его никто не уважает. Чрезмерные жалобы могут перерасти в токсичный негатив, который будет мешать вашей продуктивности и не давать вам замечать позитивные стороны своей работы.
Изображение: Fanatic Studio/Getty
По словам психолога Гоали Саеди Боцци, периодически выпускать пар на работе бывает полезно, но при этом можно легко переступить грань. «Все начинается с простой разрядки, и она полезна, ведь в ответ мы получаем поддержку коллег, — говорит Гоали. — Но со временем вы можете скатиться в постоянные жалобы».
Если вы заметили, что кто-то в вашем офисе отнимает у вас слишком много сил своими жалобами, воспользуйтесь следующими советами.
Научитесь определять, когда жалобы зашли слишком далеко
Переход от здорового недовольства в постоянное нытье может происходить медленно, из-за чего его трудно заметить. Саеди Боцци советует обращать внимание на то, как изменилось ваше настроение после общением с жалующимся коллегой. Если вы чувствуете, что негатив высасывает из вас все соки, пора что-то с этим делать.
Особенно это касается случаев, когда негатив выплескивается прямо на вас.
«Если человек ведет себя крайне эмоционально — кричит, ругается, проявляет агрессию — то это чистый негатив, — считает профессор организационной психологии Рональд Риггио. — Если такие эмоциональные всплески доходят до крайности, повторяются и за ними не следует каких-либо извинений, то подобное поведение является “токсичным”, а ему не место на работе».
Обозначьте рамки
Здорово, когда на работе у вас есть друзья, но вы не должны тесно дружить со всеми. Если коллеги своими рассказами и жалобами мешают вам выполнять работу, нет ничего плохого в том, чтобы попросить их оставить вас в покое. «Это здоровый профессионализм, — объясняет Хаким. — Вы не обязаны выслушивать темные секреты каждого коллеги, смотреть все фотографии собак, которые вам скидывают, или быть в курсе всех проблем другого отдела, если только эта информация не связана с вашей работой».
Фото: Unsplash
Саеди Боцци рекомендует закрывать дверь в своем кабинете — если ее у вас нет, просто скажите коллегам, что вы не можете болтать в рабочее время. «Такие рабочие границы не являются персональными и потому могут помочь, — объясняет психолог. — Вы не будете выглядеть антисоциальной личностью, потому что дадите своим коллегам понять, что не против поболтать, но только после того, как выполните свою работу».
Также чтобы показать, что вы не настроены на болтовню, можно надеть наушники, поставить статус «Занят» в Slack или отключить все уведомления.
Попробуйте прямо объяснить проблему
Если все эти сигналы не помогают и вы продолжаете постоянно выслушивать негатив, возможно, вам стоит прямо сказать коллеге, что вам все это не нравится, прежде чем подключать к проблеме начальство. Вы ведь не хотите прослыть человеком, который всегда жалуется на других, верно?
Можно высказать свое мнение без упреков в сторону конкретного человека. Например, сказать что-нибудь вроде: «Что-то мы все время жалуемся, может стоит обратить внимание на позитивные моменты?»
Но иногда коллега может не понимать, что его негатив портит вам настроение — в таком случае лучше вежливо об этом сообщить. И помните, что вы не обязаны быть ему лучшим другом.
«Говоря о проблеме, избавьтесь от всех эмоций, — советует Хаким. — Если вы будете думать о том, как бы кого не обидеть, со временем о вас все будут вытирать ноги. Но ведите себя профессионально и не допускайте грубостей. Просто объясните человеку, что на работе вы хотите заниматься своим делом».
Правильно подайте проблему начальству
Если разговор с надоедливым коллегой не помог, возможно, стоит вмешаться кому-то еще. Но Саеди Боцци не рекомендует сразу идти в отдел кадров. «Лучше обратиться к менеджерам или другим коллегам, чтобы понять, как решить эту проблему, — советует психолог. — Например, можно попросить кого-нибудь, чтобы тот отвлек назойливого коллегу, когда тот направится к вашему рабочему месту».
Фото: Unsplash
Идите к начальнику или в отдел кадров, только если ваша продуктивность действительно пострадала. В таком случае не бойтесь прямо сказать боссу: «Слушайте, мне нужна ваша помощь. Мне некомфортно работать с одним коллегой. Я знаю, что для нашей компании важно, чтобы я выполнял свою работу — и он мне мешает. Что вы можете посоветовать?». Главное излагать суть проблемы конструктивно, чтобы начальство не подумало, что вы жалуетесь просто так.
Не усугубляйте ситуацию
Если негатив на работе превратился в реальную проблему, не усиливайте его. Если вам нужно пожаловаться на начальника, нагрузку или неприятного коллегу, обратитесь к друзьям вне офиса или заведите дневник и выплескивайте в него свое негодование. Так вы еще сможете избежать возможных негативных последствий.
«Большинство людей на работе не являются вашими друзьями, — объясняет Хаким. — Я советую вам не ныть и не жаловаться даже после рабочего дня в кругу коллег. Кто-то может запомнить ваши слова и обернуть их против вас, чтобы продвинуться по карьерной лестнице».
Помните, что ваши коллеги тоже люди
Есть люди просто негативные по своей природе, а есть и те, кто испытывают такие серьезные проблемы, что не могут сдержать свой негатив. «Коллега может излучать негатив, потому что у него клиническая депрессия, — говорит Саеди Боцци. — Он может просто видеть все в негативном свете и сам того не понимать». Таким людям просто нужна помощь.
Материалы по теме:
Чему может научить вас опыт работы с плохим начальником
6 советов о том, как решить конфликт в офисе
Как поговорить с коллегой, который сильно раздражает
«Я просто унес домой ручку, что тут такого?» Почему кража имущества в офисе это серьезная проблема
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Как узнать о прочтении электронного письма
- 2 Что такое стратинициативы и как превращают внутренние стартапы в движущую силу компании
- 3 Кто такой корпоративный психолог и чем он занимается?
- 4 Как короткие перерывы в течение дня помогают восстановить силы и улучшить фокус внимания