Истории

Как я уехал из Новосибирска на учебу в Москву, а потом нашел работу в Чикаго

Истории
Полина Константинова
Полина Константинова

Ex-UGC-редактор RB.RU

Полина Константинова

Упорству и трудолюбию этого героя Rusbase стоит поучиться — Виктор Попов окончил школу в Новосибирске с золотой медалью, поступил в Бауманку на факультет робототехники, а потом — в магистратуру в Нью-Йорке. Сразу после окончания вуза в США ему удалось устроиться в компанию Opex Analytics, которая работает в сфере ИИ. 

Виктор дал советы, как поступить в магистратуру в Америке, и объяснил, что нужно сделать для того, чтобы найти работу в этой стране.

Как я уехал из Новосибирска на учебу в Москву, а потом нашел работу в Чикаго

О жизни в Новосибирске

Я родился в Новосибирске в 1996 году. Мои родители — очень технические люди: мама работает инженером-энергетиком, а отец окончил физфак НГУ. Когда стоял вопрос, в какую школу меня отдать, у родителей была большая дискуссия. Мама хотела, чтобы я учился в обычной школе. Отец предлагал отправить меня в Гимназию №1, лучшую школу Новосибирска. 

Главным аргументом мамы против гимназии было то, что я не смогу потянуть программу. На что отец сказал, что в школу послабее можно будет всегда перевестись, а вот переход в более сильную — процесс трудный. В итоге я отучился в гимназии 11 лет и окончил ее с золотой медалью.

С первого класса у меня хорошо получалось решать задачки по математике. Также я с большим удовольствием занимался в школьном шахматном кружке. Только в средней школе к моим интересам добавились еще два предмета — информатика и физика. Я посещал все спецкурсы по этим дисциплинам и участвовал в олимпиадах. 

С девятого класса в нашей школе начиналась специализация. Я выбрал физико-математический класс (ФМШ). Привычные уроки по 45 минут сменились парами в университетском формате, а зимой и летом, когда остальные ребята уже уходили на каникулы, у нас была сессия. Заниматься приходилось много. Я продолжал участвовать в олимпиадах по математике, физике и информатике. Мне было очень интересно, и я даже не замечал, как пролетает время.

«Я был не в восторге от идеи обучения за рубежом» 

Говорят, что родители хотят, чтобы их дети достигали того, о чем они когда-то мечтали, но им не удалось этого добиться. Так и мой отец хотел, чтобы я поступил в США. Для этого мы на осенних каникулах в 10 классе отправились в Америку, чтобы посетить различные университеты. 

Заставь искусственный интеллект самообучаться и совершенствоваться – выбирай онлайн-курсы в каталоге курсов по машинному обучению.

Я был не в восторге от идеи обучения за рубежом, так как был домашним ребенком и очень плохо владел английским языком. Мы с отцом сошлись во мнении, что фундаментальное образование намного лучше развито в России, и что его нужно получать именно здесь, а потом более узкую специализацию можно будет получить в магистратуре в США. 

На самом деле, я надеялся, что за время моего бакалавриата отец забудет про наши мысли об образовании в Америке, и я останусь в России. Однако мое видение ситуации поменялось во время бакалавриата, но об этом позже.

Новосибирск. Здесь и далее фото из архива Виктора Попова

В школе мне очень нравились математика, физика и информатика. Также мне всегда нравилось что-то делать руками. Поэтому, когда пришла пора задумываться о выборе университета, я подумал, что лучшим направлением для меня будет робототехника, так как она объединяет в себе все три области, которые мне нравились. После этого я загуглил список лучших университетов России с программой по робототехнике, и на первом месте оказалась Бауманка, что моментально и стало моей целью номер один.

После сдачи ЕГЭ на 287 баллов из 300 и получения аттестата я полетел на несколько дней в Москву и первым делом поехал именно в Бауманку. К моему удивлению, мне сказали, что меня могут зачислить сразу. 

К такому развитию событий я был совершенно не готов, так как даже не взял оригинал аттестата с собой. Я позвонил домой и попросил переслать мне его. Когда получил его, то сразу же вернулся в Бауманку, заполнил все документы и улетел обратно в Новосибирск.

 

Обучение в Бауманке

Первый год в Бауманке дался мне легко: большинство материала, который мы проходили, было для меня уже знакомым. Большую часть времени я тратил на инженерную графику и начертательную геометрию.

Меня очень напрягало то, что учебный план был неизменным, и, поступая на какое-либо направление, ты знал, какие курсы и когда у тебя будут проходить. В этом плане меня всегда привлекала американская система с их core & electives subjects (обязательные курсы и курсы по выбору).

Начиная со второго курса, в программе начали появляться предметы по специальности. Однако идя на направление «робототехника», я был неприятно удивлен тем, что из программирования у нас был только Delphi, зато аж целых два семестра, и Matlab. Я же представлял робототехнику именно как синергию механических и электронных компонентов под управлением систем искусственного интеллекта. Но после того как я увидел программу по информатике, стало ясно, что в сфере ИИ придется развиваться самостоятельно.

В этот момент я впервые начал серьезно присматриваться к западным университетам для продолжения обучения уже там.

Летние школы в Berkeley и Stanford

Со второго курса у всех студентов была обязательная летняя производственная практика. Послушав отзывы старшекурсников, которые были, мягко говоря, не в восторге от того, что им приходилось там делать, я принял решение провести это время по-другому. 

Мне хотелось получить какую-либо стажировку в США, но, посмотрев описание вакансий, я понял, что мне не хватает навыков для этого. В результате каждое лето я проводил в летних школах в Калифорнии.

В Калифорнии

Один раз — это был Berkeley на программе academic writing, а два последующих года — Stanford, где в первый год я брал курсы по Programming Methodology и Technology Entrepreneurship, а во второй прошел сертификатную программу Data Science Intensive.

Вид из окна общежития в Berkeley

За это я очень благодарен деканату своего факультета в Бауманке, который позволил мне провести лето в этих учебных заведениях вместо стандартной практики.

 

Магистратура в США: особенности обучения

Американская система образования меня привлекала своей практической направленностью и возможностью выбора предметов, которые ты хочешь изучать. Моим основным требованиям к вузу для магистратуры было наличие большого числа курсов по ИИ.

Также мне очень хотелось, чтобы в вузе был упор не только на технические предметы, но и на бизнесовые. В этом плане среди других топовых университетов выгодно выделялся Cornell Tech — новый инженерный кампус университета лиги плюща Cornell. В программе был всего один обязательный технический курс, а остальные были по выбору. Все курсы были практическими, и теория давалась в минимальном объеме.

Помимо технических предметов, там каждый семестр были так называемые studio-классы. В начале каждого семестра студенты со всех программ университета разбивались на команды и выбирали себе компанию, для которой они бы хотели выполнить какой-либо проект. Основное требование к проекту – он должен был решать конкретную проблему компании. 

В течение семестра команда встречалась с ментором от компании, а также с преподавателями университета для обсуждения идей. Это был очень полезный опыт, так как все команды были очень кросс-функциональными из-за наличия ребят из разных программ.

Команда класса Studio первого семестра (проект для Pitney Bowes)

В первом семестре мы сотрудничали с Pitney Bowes и делали приложение, которое бы матчило глобальные компании, которые хотят выйти на рынок в новой для них стране, с локальными инфлюенсерами, живущими в этих странах, которые бы помогали продвигать их бренд. Во втором семестре наша команда выбрала Citibank Innovation, для которой мы разработали программу автоматического поиска персональных данных в их базах данных, так как раньше это делалось вручную.

Также плюсом было то, что это была ускоренная программа, что означало, что вся учебная нагрузка, рассчитанная на стандартную двухгодичную программу, должна быть выполнена за год.

Как поступить в магистратуру в США: советы для студентов

Процесс поступления в магистратуру — непростое занятие. Все начинается со сдачи стандартизированных тестов, для моей программы это были TOEFL (экзамен на знание английского языка) и GRE (экзамен по английскому языку и математике, своего рода ЕГЭ только для выпускников бакалавриата).

 

TOEFL

Экзамен TOEFL состоит из четырех частей: 

  1. чтение, 
  2. аудирование, 
  3. говорение,
  4. письмо. 

Для подготовки к нему я взял за правило каждый день распечатывать статью, которая мне понравится на новостных порталах NYTimes, Forbes, Economist, WSJ, и перед сном прочитывать ее, выделяя все новые слова маркером. На следующий день, перед переходом к новой статье, я прочитывал предыдущую и освежал в памяти новые слова. 

Помимо этого, я начал смотреть разные каналы на Youtube на английском языке и сериалы. Главное в этом деле — потреблять материал по интересной для тебя тематике, тогда подготовка к экзаменам будет в удовольствие. Также я перевел все свои девайсы в режим английского языка.

 

GRE 

GRE оказался для меня намного более сложным. Хотя математическая его часть никогда не вызывала у меня проблем, и я всегда терял максимум один балл, так называемая вербальная часть была для меня чем-то непреодолимым. Основная трудность заключалась в том, что в используемых там текстах — сложные слова и выражения, которые не употребляются в реальной жизни. 

Я был очень удивлен, когда узнал, что даже американцы специально расширяют свой вокабуляр и учат слова специально для этого экзамена. Для этого я обзавелся набором флеш-карточек (из серии 500 самых частых/сложных слов GRE, всего набралось около 2500), перемешал их, разделил на группы по 20 карточек и каждый день выучивал новую стопку.

Раз в неделю я вспоминал все, выученное за неделю, и раз в месяц – все выученное за месяц, отбирая при этом карточки, которые не удалось запомнить, и вновь добавляя их в общую колоду. 

Я много раз слышал, что это очень неэффективный метод расширения вокабуляра в долгосрочной перспективе, и я с этим полностью согласен. Однако другого способа выучить такое количество слов за короткий промежуток времени я не видел. 

 

Рекомендательные письма

Помимо стандартизированных экзаменов, нужно также получить рекомендательные письма от трех человек (как правило), которые приводят твою характеристику, говорят, чем именно ты отличился при взаимодействии с ними и выражают свое мнение относительно того, будешь ли ты хорошим кандидатом на то, чтобы быть студентом той или иной программы. Здесь рекомендуется получить рекомендательные письма от профессоров твоего университета и очень желательно – работодателя.

 

Мотивационное письмо

Мотивационное письмо играет чуть ли не самую важную роль во всей заявке. Здесь нужно подробно (но не превышая установленного университетом лимита слов) отразить, почему ты хочешь обучаться именно на этой программе, как ты будешь использовать полученные знания и, самое главное, какую пользу получит университет, если ты станешь его студентом. 

 

Справка из университета

Кроме этого, нужно будет взять справку из университета с текущими оценками (если ты хочешь поступить в магистратуру США сразу после окончания бакалавриата, тебе нужно подавать заявку уже осенью последнего курса, соответственно диплома у тебя еще не будет). И заполнить анкету на сайте университета, где нужно указать общую информацию о тебе, образовании, выбрать направление (или несколько), которые интересны.

Я бы рекомендовал начать работать над заявкой уже летом перед последним курсом, так как топовые американские университеты начинают прием заявок в конце августа/начале сентября и закрывают в декабре/январе, а процесс это, как вы могли заметить, непростой и очень ответственный. 

 

Как я искал работу в США

После окончания учебной программы у тебя есть всего 60 дней, чтобы получить работу по визе F-1 OPT (F-1 — стандартная студенческая виза, а OPT — Optional Practical Training — ее расширение, представляющее собой разрешение на работу после окончание университета в США на срок от одного года до трех). 

Работу я начал искать с первого месяца магистратуры. Очень помогал центр карьеры Корнелла. Его специалисты давали советы по коррекции резюме, рекомендовали компании по интересам.

В кампусе университета

Как мне рассказали в этом центре карьеры, моя основная проблема была в том, что у меня не было:

  • американского опыта работы;
  • разрешения на работу, поэтому начать работать я бы смог только летом (практически через год с момента подачи заявки), когда бы получил это разрешение;
  • я подавался на позиции по Data Science и Machine Learning, но у меня не было опыта работы по ним даже в России;
  • мой бакалавриат был сконцентрирован на электронике и механике, но не машинном обучении. 

Чтобы преодолеть эти моменты, я начал брать множество курсов на платформах Coursera и Udemy. Также я начал развивать свой github-аккаунт, добавляя туда различные проекты по машинному обучению, которые выполнял в рамках курсов в магистратуре или на платформе Kaggle. 

Я зарегистрировался на всевозможных рекрутинговых платформах — Dice, Monster, Glassdoor, подробно заполнил свой профиль и прикрепил туда резюме. Для тех, кто хочет работать в стартапе, очень рекомендую сайт https://angel.co/ (AngelList), где публикуются вакансии во все топовые проекты. 

Помимо этого, в США очень популярен LinkedIn, куда я отправился в первую очередь, вбивал в поиске названия интересовавших меня компаний или просто слово «recruiter» и добавлял всех этих людей.

На территории университета

Уже ближе к концу первого семестра меня начали приглашать на первые собеседования. Самой большой трудностью было то, что в США принято себя выгодно «продавать» перед потенциальным работодателем. Так как в России не очень принято себя расхваливать, здесь мне нужно было произвести небольшой переворот в своем сознании.

Я провел два дня с блокнотом, красиво расписывая различные детали из моего прошлого, которые могли бы оказаться полезными для работодателя. Во время каждого интервью я рассказывал одну и ту же историю, стараясь делать паузы, чтобы не выдать, что заучил этот текст. 

Одним из самых больших успехов для меня в первом семестре было то, что я прошел до финального раунда интервью компании Wayfair на позицию Business Analyst. После финального раунда спустя несколько дней мне позвонили и сказали, что не могут меня взять. Я до сих пор не знаю, в чем именно была причина, потому что мне казалось, что все прошло очень хорошо.

Как проект по Data Science помог найти работу

Первый семестр закончился в начале декабря. В тот момент я почувствовал, что на занятиях нам рассказывали про различные алгоритмы ИИ, однако у меня не сформировалось полной картины того, как эти алгоритмы соотносятся друг с другом. Поэтому я начал систематизировать свои знания и переписывать конспекты. Я сделал карту всех известных мне алгоритмов. 

После того как я закончил работу над несколькими такими конспектами, начал думать, как бы поделиться рукописями с другими людьми. Однажды вечером в группе по ИИ на Facebook я наткнулся на пост русского парня, который жил и работал в Амстердаме (Андрей, привет!) примерно со следующим содержанием: «Всем привет! Я недавно создал вебсайт, где планирую создать интерактивный учебник по Data Science. Дайте фидбек». 

Я посмотрел сайт, на нем была создана карта алгоритмов ИИ очень похожая на ту, которую создал я для своих конспектов. Я тут же написал этому человеку, прикрепил к сообщению несколько примеров своих конспектов и сказал, что с большим удовольствием бы перевел их в электронный формат и опубликовал на этом сайте. На что он ответил, что с удовольствием будет сотрудничать со мной на этом проекте.

В кампусе

Так пролетели мои зимние каникулы. Я был настолько увлечен процессом написания статей, что занимался этим до поздней ночи. Мы работали вдвоем, проводили ревью статей друг друга, давали фидбек, вносили правки. К концу каникул я с гордостью добавил в свое резюме строчку с заголовком thelearningmachine.ai — название нашего сайта.

Теперь проект вырос до 20 человек, но основные принципы остаются неизменными — простое, понятное, структурированное изложение материала, использование большого числа примеров, визуальной информации. Сейчас мы находимся в процессе переезда на новый сайт.

Второй семестр был более насыщенным в плане интервью, на которые меня приглашали. Абсолютно на всех интервью у меня спрашивали про thelearningmachine.ai, а в компаниях, где я получил оффер, мне сказали, что это сразу выделяет на фоне других кандидатов, так как все говорят, что машинное обучение — это их страсть, однако не все что-то делают в этой области за пределами учебы или работы.

Как проходит собеседование на позицию по ИИ 

В среднем процесс интервью на позицию по ИИ или машинному обучению занимал пару месяцев, за которые проходили следующие этапы интервью. 

  1. Скриниг — разговор с рекрутером или менеджером о твоем бэкграунде и оценка софт-скиллов.
  2. Техническое интервью, где тебя просят объяснить принцип работы какого-то алгоритма ИИ, его плюсы, минусы и другие технические детали.
  3. Кодинг-интервью или кейс, который дают на дом. В кодинг-интервью с тобой созванивается интервьюер, присылает ссылку на сайт, где ты можешь писать код, а он видит, что происходит на твоем экране и дает тебе различные задачки. Кейс-интервью было намного более сложным и интересным для меня, так как в нем просят решить какую-то конкретную бизнес-задачу и предоставляют полную свободу в выборе подхода для его решения. На кейс дают одну-две недели, после чего ты присылаешь свое решение и презентацию на проверку. Если компании все нравится, тебя приглашают на интервью в офис, завершается все презентацией кейса перед сотрудниками.

Выпускной

Так получилось, что все финальные раунды интервью у меня выпали на одну неделю: в субботу в конце мая у меня был выпускной в магистратуре в Нью-Йорке, во вторник я полетел в Чикаго, в среду вернулся в Нью-Йорк, а в четверг поехал в Коннектикут. К этому моменту три компании сделали мне офферы, и я выбирал из них.

О работе в Чикаго

В итоге я выбрал компанию Opex Analytics и стал работать на позиции Data Science Consultant в Чикаго. Это компания, которая предоставляет услуги AI-консалтинга. В отличие от традиционного консалтинга результатом твоей работы здесь является не презентация, а готовый программный продукт, который клиент может использовать и подкручивать в соответствии со своими потребностями. 

Поначалу меня больше всего удивляла доброжелательность людей. Это было очень непривычно после России, и казалось, что всем от тебя что-то нужно. Однако это просто такая манера общения. Также очень радует, что весь офис — это один большой open space, где рядовые сотрудники и руководители компании сидят за соседними столами. Всегда есть возможность подойти к любому из них, задать вопрос, на который они подробно ответят. Общение происходит на равных, а не в рамках начальник-подчиненный.

Вид из окна квартиры Виктора в Чикаго

Также все коллеги очень открыты к критике. Каждый понимает, что он не может знать абсолютно всего, и что каждый другой знает что-то, чего не знаешь ты сам, а значит, есть чему поучиться. Причем, что тоже поначалу удивляло, так это что критика тут звучит скорее как комплимент, тебе говорят: «Молодец, что сделал это и это. Может быть вот это стоит немного улучшить так-то, как думаешь?».

Каждый день мы собираемся на обед на большой кухне внутри компании и беседуем на самые разные темы, обсуждая как проекты, так и внерабочие мероприятия. Помимо этого, мы часто ходим ужинать вместе. Каждую пятницу на работе происходит так называемый happy hour, когда мы собираемся, каждый выбирает себе напиток по душе (в офисе стоит огромный холодильник с большим выбором газировки, пива и более крепких напитков), и мы сидим и общаемся. 

У тебя нет жестких часов, когда ты должен быть в офисе. Пришел, когда захотел. Ушел, когда захотел. А если не захотел — можешь вообще работать из дома. Это идеальные условия для поддержания work-life-баланса. Главное — выполнять задачи, которые перед тобой ставятся. 

 

О будущем

В ближайшее время я планирую работать в этой же компании, так как чувствую, что здесь огромный потенциал для роста. Компания сотрудничает с большим количеством крупных заказчиков из разных индустрий, в которых я не являюсь экспертом, и поэтому мне предстоит научиться многим новым для себя вещам.

Чикаго

Однако задерживаться в Чикаго я не планирую, так как хочется побывать и в других городах США. Мне по-прежнему доставляет огромное удовольствие делиться своими знаниями с другими людьми, поэтому я продолжу писать статьи по ИИ. 

У меня есть желание в будущем создать стартап, и комбинация технических и бизнесовых навыков определенно будет плюсом при воплощении этого желания в жизнь. Пока четкой идеи у меня нет, но думаю, это будет связано с использованием искусственного интеллекта на благо общества. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Если придешь на пару позже, сидишь на полу». Как устроена учеба в австрийских вузах
  2. 2 «У дата-сайентистов довольно много рутины». Как выглядит рабочий день такого специалиста и что нужно, чтобы им стать?
  3. 3 Где учиться в ОАЭ: 7 самых перспективных вузов
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти