Top.Mail.Ru
Истории

«Я учусь робототехнике в ИТМО»

Истории
Анна Екомасова
Анна Екомасова

Внештатный журналист и автор RB.RU.

Дарья Кушнир

Мы запускаем новую серию материалов, в которой разбираемся, как устроена учеба на интересных направлениях в российских университетах. Наш первый герой – Антон Потапов, третьекурсник факультета систем управления и робототехники ИТМО в Санкт-Петербурге.

«Я учусь робототехнике в ИТМО»

Вуз: ИТМО, г. Санкт-Петербург

Направление: Робототехника

Стоимость обучения: 226 000 рублей в год

Герой: Антон Потапов, 3 курс

О поступлении

До поступления я учился в шуйской гимназии в Ивановской области. В небольшом городе мало занятий, поэтому я много времени посвящал учебе. Когда пришло время выбирать вуз, я понял, что хочу заниматься робототехникой. Престижных мест, где есть эта специальность, не так много. Выбор пал на ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики – Прим. Rusbase). Я убежден, что робототехника – очень перспективная специальность, которая позволяет развиваться в разных направлениях физики и информатики. 

У меня были хорошие преподаватели в школе, поэтому к репетиторам я не обращался, готовился сам. Сейчас есть много сайтов, которые тебе в этом помогут. Из ЕГЭ я сдавал русский, математику, информатику и физику, но при поступлении последняя не учитывалась. В итоге я получил 257 баллов за три предмета, с учетом личных достижений – 266. Это на 20 баллов выше порога (минимальной суммы баллов для поступления на бюджетное место – Прим. Rusbase). Не могу сказать, что поступление было сложным. После него первое время была небольшая разница между мной и другими ребятами, но я очень быстро догнал и даже в чем-то их опередил. 

Об учебном процессе 

Раньше в ИТМО было две разных робототехники: мехатроника и интеллектуальная робототехника. На первой – больше механики и конструирования, а на второй – больше теории автоматического управления и теории систем. То есть одна программа, но на разных кафедрах. Я учусь на первом направлении, но с прошлого года кафедры соединили в одну, так что теперь ребята учатся по новой программе. Им добавили программирование, которого нам не хватает, и уклон на управление, чего у нас тоже нет.

В целом меня все устраивает в моем обучении. В вузе появляются новые лаборатории по нашей специальности, в университете сильная международная активность: к нам часто приезжают студенты из других стран, проходят открытые свободные лекции с иностранными лекторами, есть возможности поехать за границу по обмену или на конференции. А еще в ИТМО очень сильное студенческое самоуправление, оно реально имеет вес во многих вопросах. 

Нагрузка у нас не очень большая. Большое внимание уделяют самообразованию студента. И многое зависит от преподавателя.

По некоторым предметам хочется больше материала, потому что информация очень ограниченная и сжатая, многое приходится самому добирать.

Как мне кажется, у меня все предметы полезные. За четыре года мы изучаем общеинженерные дисциплины вроде матанализа, физики, сопромата, также у нас есть предметы вроде электроники, электрических машин, теории автоматического управления и много разной механики. Еще мы проходим инженерную графику, основы взаимозаменяемости и техническое зрение, где учат классификации изображении, благодаря которым робот понимает, что видит. У нас есть и непрофильные предметы вроде философии и истории. Самое большое разочарование – нехватка курсов по программированию. За полных два года в ИТМО у нас их было всего два-три.

Я знаю, что на новой программе, по которой учатся нынешние первый и второй курс, появляются предметы вроде soft skills, которые, на мой взгляд, абсолютно бесполезны. В нашей программе и без этого достаточно предметов, которые не относятся к специальности. Я понимаю, что расширение кругозора – это здорово, но все хорошо в меру. Проблема еще в том, что такие предметы интересно изучать по доброй воле, а не ради зачета. Безусловно, я не могу говорить за всех студентов и про все предметы. История и философия, например, мне нравятся. Преподаватели действительно стараются делать свои курсы интересными и найти подход к студентам.

О возможностях

ИТМО – прогрессивный вуз, мне кажется, он во многом опережает своих конкурентов в России. Сейчас в вузе все очень стремительно развивается, ремонтируются общежития. Есть компьютеры в библиотеках, существует удобная система для взаимодействия (Информационная система управления – ИСУ), через которую можно заказывать нужные справки, бронировать аудитории, записываться на курсы и многое другое. 

Когда кто-то спрашивает, чему мы учимся на робототехнике, говорю, что делаем роботов. А если серьезно, обучение направлено на производство, например, станков, конвейеров и так далее. После бакалавриата ты точно умеешь делать различные роботизированные устройства. В процессе обучения мы рассматриваем робота с разных сторон: как устроена их механика, электроника и т.д. Думаю, все слышали про американскую компанию Boston Dynamics. Если у университета и лаборатории робототехники будет столько людей и такое финансирование, как там, то мы вполне сможем воплощать подобные проекты. 

Многие мои знакомые ездили учиться по обмену в зарубежные вузы. А в магистратуре есть даже программа двойного диплома: один год ты учишься в России, а другой – в Эстонии. Я рассматриваю возможность продолжать учебу здесь в магистратуре, но пока думаю. 

Но проблемы тоже есть. Если ты сам не найдешь интересное место для практики, то она будет состоять из пары экскурсий, а это грустно и скучно. Но можно самому договориться с интересной компанией. Например, я с друзьями на втором курсе проходил практику в «Моторике», которая специализируется на выпуске и разработке функциональных тяговых и бионических протезов верхних конечностей.

О перспективах 

Если говорить о трудоустройстве после выпуска, то, как мне кажется, с этим нет проблем. Глава той же «Моторики», Илья Чех –выпускник нашей кафедры. Выпускники нашей специальности устраиваются инженерами в разные места: на заводы или предприятия по созданию коптеров и сложных самоуправляемых аппаратов. Например, мой знакомый из магистратуры одно время работал в РЖД над созданием устройства с самоуправляемыми нейронными сетями

У нас много ребят, кто совмещает учебу и работу, но это тяжеловато.

Самый популярный выбор – кружки робототехники, где ты занимаешься с детьми. Я знаю, что в некоторых подобных местах неплохо платят. Сам я тоже работаю по специальности, в основном, из дома. Если работа пересекается с учебой, то я договариваюсь преподавателями, чтобы отпускали пораньше. 

После университета было бы здорово устроиться в какую-нибудь большую компанию, связанную с робототехникой, в R&D отдел. Насколько я слышал, если ты хорошо учился и разбираешься в своем деле, то твоя зарплата на начальном этапе будет около 50 000 рублей в Москве и в Санкт-Петербурге. С опытом и знаниями вполне реально получать больше 100 000 рублей. Еще ты всегда после выпуска можешь устроиться на завод или в военную отрасль.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Кто вы? Где я? Что я буду делать?»: бизнес перечислил самые странные вопросы соискателей
  2. 2 «Вам нужен местный PR-друг, который мечтал о встрече с вами» — как строить пиар-кампанию во Вьетнаме
  3. 3 Вредные советы по обратной связи, или Как гарантированно испортить репутацию
  4. 4 Топ-10 фильмов и сериалов про стартапы, бизнес и венчур
  5. 5 Ярмарка шпаргалок, курсовая в масле от беляшей и первый бизнес: студенческие истории предпринимателей