Top.Mail.Ru
YOUNG

«Глупо хотеть «гелик», если можно инвестировать в развитие стартапа»: история успеха Марии Фроловой

YOUNG
Мария Фролова
Мария Фролова

Основательница стартапа OpenMind School

Илья Голубев

До того, как Марии Фроловой исполнилось 18 лет, ее главной финансовой проблемой оказалось получение своих же денег. Несовершеннолетним в России не положено вести серьезный бизнес: не откроешь ООО, а ИП — только c массой препятствий.

В этом году выручка ее компании OpenMind выходит на отметку в 60 млн рублей. Недавно Мария стала самой юной героиней списка «100 женщин российского венчура». 

В колонке для RB она рассказывает, как зарабатывать, когда многие все еще видят в тебе ребенка.

«Глупо хотеть «гелик», если можно инвестировать в развитие стартапа»: история успеха Марии Фроловой

О доверии партнеров и инвесторов

Часто слышу, что подростку не доверяют, но не вижу в этом суперсерьезной проблемы. Если не хотят иметь с тобой дело — всегда найдут, к чему придраться, неважно, 15 тебе лет или 40. Просто когда твое уязвимое место — возраст, именно на него и будут ссылаться.

Лично мне возраст, скорее, всегда помогал, потому что это необычная история для России — всем интересно посмотреть на предпринимателя 16-17 лет. На переговоры соглашаются все, задают массу вопросов. Так ты можешь быстро находить контакты, выходить на людей, знакомиться.

Но когда привлекаешь инвестиции, поднимаешь второй раунд, там, да — возникают вопросы о гарантиях, потому что тебе доверяют деньги. Тем более, у меня и правда мало опыта в операционке, так что страх инвесторов понятен. Тогда на помощь приходит моя команда, где есть люди старше, опытнее и с нужным бэкграундом. Это, плюс метрики — и все вопросы снимаются.

Недоверия я почти не встречала именно в бизнес-среде, а вот за ее пределами со стороны старших начинаются очень странные вещи: «Предприниматели же воруют, как же, и ты туда же!». Никак не могу привыкнуть, что эти стереотипы еще не вымерли.

О несерьезном отношении окружающих

Твои идеи и цели непонятны обычному человеку — это проблема. Ты говоришь, что хочешь в этом месяце сделать два миллиона, а все на тебя смотрят и думают — прямо в глазах написано: «Ну давай, девочка. Помечтай, ничего. Поиграешь и успокоишься». Критически важно найти людей, которые с тобой на одной волне. Я сменила пять школ, чтобы найти окружение, с которым круто, интересно и хочется двигаться дальше.

В школах это не получалось, мне просто было неинтересно с ровесниками, не хотелось обсуждать журналы, мальчиков. Хотелось говорить про метрики, про стартапы, про то, что мир захватим.

Тебе про мальчиков, а ты такая: «Ребята, b2b, такая стратегия, послушайте, пожалуйста». И понимаешь, что и тебя не слышат, и ты не слышишь, профита в отношениях нет.

Потом я начала «искать своих» не в школе, а на специальных программах. Это была «Стартап Академия» Сколково, где сейчас есть вариант Junior для подростков и годовая программа Британского университета. 

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Важно вовремя оказаться не среди тех, кто курит за гаражами, а в окружении людей, глядя на которых думаешь: «Я же тоже так могу!». Вы можете даже балбесничать вместе, но все равно будете говорить про метрики. И о чем бы ни общались в чате — все равно на своем стартаперском языке.

Я бы даже сказала, что среда в этом возрасте важнее, чем само содержание учебы, потому что инструменты можно добирать и позже. Главное — атмосфера и правильные люди рядом, хотя у меня нет определения, что такое «правильный».

О недостатке опыта

Главное достоинство подростков в бизнесе — скорость.

Ты быстро можешь тестировать любые гипотезы, создавать проекты, сайты, приложения, что угодно. Ты не знаешь, сколько времени это занимает в больших компаниях, поэтому делаешь очень быстро. У тебя нет ограничений вроде мужей, детей, ипотеки, ты никому ничего не должен. И границ в твоей голове нет — поэтому у нас так хорошо получается работать с иностранными компаниями.

А главная сложность в этом возрасте — удержать фокус. Вот я на днях буквально умирала в слезах и говорила, что жизнь несправедлива. Потому что хочется всё и сразу: и b2c российское, и за рубежом, и b2b там же, и еще что-то… Когда играешь во что-то, так можно, а когда надо компанию растить, приходится держать фокус на том, что генерит выручку, а потом уже обращать внимание на остальное. 

Но в то же время — жизнь тебя все время бьет по голове. Когда нет опыта и готовых схем, больше поле для ошибок. Эта проблема снимается, если рядом есть старший товарищ, который давно прошел этот путь, и его жизнь тысячу раз так ударила.

Ты ему доверяешь, любишь и можешь поделиться чем-то важным для тебя. Нужен наставник, который скажет, даже когда ты в эйфории: «Стоп, давай посчитаем». Для меня таким наставником стала Даша Люлькович [исполнительный продюсер «Стартап Академии» Сколково].

Очень важно, чтобы был человек, который и утешит, и скажет твердое «Нет!» в правильный момент — и ты хоть и в слезах, но фокусируешься на том, что сейчас нужно.

О том, как общаться с родителями

Я не знаю, кто такой идеальный родитель для подростка-предпринимателя, но догадываюсь. Тот, который дает всё попробовать. Не «нельзя», а «давай разберем». Ты смотришь на мир как на шарик — тебе показывают его с разных сторон, а не запрещают.

В таких семьях и поддержка проектов детей строится правильно. Не «мам, дай сто тысяч, потому что я твой сын». А «я хочу сделать стартап, я посчитал: чтобы получить первых клиентов, от которых такая-то выручка, мне в моменте нужно столько-то, я тебе верну в течение трех месяцев». Это важно, когда взрослые отношения, и можно на равных поговорить на серьезные темы.

Мне повезло с семьей. Мама всегда говорит, что ее ключевая задача как родителя — показать спектр возможностей, которые меня окружают. У нас не такие отношения, что «сейчас расцелую», но я живу с сознанием — что бы я ни сделала, с чем бы ни пришла в семью, близкие будут рядом и поддержат. Мы можем поссориться, хлопнуть дверью, но это осознание никогда не уходит.

Когда я решила не поступать в университет, любой родитель бы сказал: «Камон, ты че?». Мои так не сказали, поддержали мой выбор. Но нет такого, что я все знаю сама и к близким не прислушиваюсь. Бабушка говорила, что важно заниматься журналистикой и английским — и я занималась, хотя тогда не вполне понимала, зачем мне это.

Бабушка повторяла: «Вот увидишь, что я была права». И действительно: журналистика научила меня убеждать, а английский — вести переговоры, масштабироваться и тестить гипотезы на международном рынке.

О фокусе на развлечениях

Иногда слышу, что подростки больше тратят на «хотелки», чем взрослые люди, и не могу сказать, что это неправда, но… Мне еще год назад казалось, что я хочу только денег. Помню, выступала с презентацией, говорю про доход, а сама думаю: «Куплю гелик». И такая логика у большинства.

Но когда появляется фокус на развитие стартапа, понимаешь, как глупо вытаскивать часть денег, чтобы поиграть в игрушки, если ты можешь инвестировать их и преумножить в несколько раз.

Появляется новая ценностная шкала. Это тоже влияние окружения: постепенно я стала думать менее материально, понимать, что важнее эмоции. Вещи отходят на второй план, когда знаешь, что пару лет — и все будет, что захочешь.

Правда, я не отказалась от идеи в виде исключения купить гоночную машинку в следующем году. Но у человека, который развивает стартап, мысли не могут быть только о личных ценностях: ты всегда думаешь, что надо сделать очень сильный продукт.

Это не какой-то отказ от вещей, развлечений. Наоборот, ты хочешь быстрее все сделать, потому что расчеты перед глазами. Так что мышление автора стартапа особенное — ты хочешь и мир захватить, и машину купить, и одно не мешает другому. А главное — хочешь создать крутой реальный продукт, потому что без него ни машины не будет, ни мир не захватится.

Фото на обложке: Мария Фролова

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
  2. 2 Финфлюенсеры вместо семейного совета: как финтех-приложения сегодня привлекают внимание зумеров
  3. 3 UI для поколения TikTok: как создавать образовательные веб-интерфейсы для подростков
  4. 4 Сопроводить от чужака к адепту: особенности онбординга нового поколения
  5. 5 Продюсирование эмоций: выводим образовательный продукт на новый уровень
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!