Top.Mail.Ru
YOUNG

Как помочь школьнику «включить» математический склад ума

YOUNG
Александр Гальбуш
Александр Гальбуш

Руководитель проекта «Наглядная математика»

Анна Меликян

Некоторые родители думают, что только их ребенок ленится учить математику. Опросы показывают, что половина из них не знают полностью таблицу умножения. А это говорит о том, что из почти 2 млн школьников, пришедших в первый класс в 2019 году, примерно 1 млн «выпадут» из математики и вряд ли станут талантливыми учеными, изобретателями и предпринимателями. Может быть знание математики в полном объеме и не нужно, но для финансовой грамотности знание базовых принципов необходимо каждому. 

Расскажу, как побороть «математическую тревожность» и полюбить этот важный предмет.  

Как помочь школьнику «включить» математический склад ума

Кому нужна математика 

Что объединяет Николу Тесла, Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Павла Дурова? Увлечение математикой с самого раннего детства. Любой человек, внесший весомый вклад в развитие человечества, окажется любителем математики. А если вы откроете перечень именитых выпускников какого-нибудь математического факультета, то удивитесь тому, сколько там известных каждому успешных бизнесменов. Увлечение математикой дает возможность приносить пользу обществу. 

Почему не знать математику – вредно

Понять математику дано не всем – так я считал, пока не увлекся работой нашей памяти и внимания. Мои наблюдения показали, что каждый человек способен развить любой навык, если он ему интересен. 

Но почему элементарная математика оказывается по силам не всем детям? Для большинства это может показаться открытием, но всего несколько трудных тем в математике, с которыми ребенок сталкивается в начальной школе, решающие в формировании математического склада ума у ребенка. К примеру, если ребенку трудно запомнить таблицу умножения, он задумывается над тем, а для чего ему собственно нужна математика? Если ребенок не понял «состав числа», то у него не будет базы, чтобы понять арифметические действия.

В старших классах у него сформируется такое же отношение и к другим связанным с математикой предметам – физике, химии, алгебре, геометрии, информатике. А это половина школьных предметов.  

Учителя будут прилагать максимальные усилия, чтобы дети полюбили их предметы, но это может помочь не всем школьникам. Родители в свою очередь ведут их к репетиторам. Но и эта помощь чаще оказывается временной мерой: как правило до экзаменов или каникул, затем школьники все забывают. 

Полагаю, что все дети способны понять и полюбить математику. Но у учителя в начальной школе физически не хватает времени и внимания на всех детей в классе. Поэтому, если вы заметили, что вашему ребенку не дается математика, то скорее всего он не понял какой-то ее «пазл» и от этого пропал весь интерес. 

Математическая тревожность – что это такое 

«Математическая тревожность» у детей выражается в страхе оценки, страхе перед решением задач, учителем математики. И что характерно, она не проходит после окончания школы. Взрослые часто не могут подсчитать сдачу в магазине, совершают необдуманные покупки и берут непосильные кредиты. 

Как вызвать интерес к математике

Родители должны сами контролировать этот процесс. Очень важно, чтобы ребенок понимал, для чего ему нужно знать математику: не важно, чтобы ходить в магазин или для будущей профессии.

  • Пробудить интерес можно через вопросы, которые помогут ребенку «самому догадаться», что математика очень важна и крайне необходима. 
  • Попробуйте настольные игры. Они компенсируют слабость абстрактного мышления, которое необходимо детям для изучения математики. У ребенка мышление образное, а математика абстрактна, и игры позволяют «материализовать» математику. 
  • На мой взгляд, первый самый большой камень, который возникает у детей на дороге изучения математики – это механическое запоминание таблицы умножения, то есть зубрежка. Если использовать для запоминания, например, той же таблицы умножения методики осмысленного, а не механического запоминания, то значительно повышается вероятность сохранить интерес к математике. 

Итак, чтобы сформировать математический склад ума у ребенка, надо приложить усилия еще в начальной школе. Если не уверены в своих возможностях, пригласите репетитора, который сможет вызвать у ребенка интерес к математике. А интерес к математике пробуждает интерес к самостоятельному изучению и других сопредельных с математикой предметов – физики, информатики.

Фото на обложке: Shutterstock / Rido

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему популярное разделение на «физиков» и «лириков» мешает жить
  2. 2 «У нас нет табу на разговоры о деньгах». Многодетная мама-предпринимательница о финансовом воспитании
  3. 3 «Вместо основ программирования школьников учат управлять дронами». Как использовать современные технологии в образовании