Обзор посевных инвестиций в России: индикатор того, насколько развита стартап-экосистема
Посевные инвестиции – самый массовый тип инвестиций в стартапы в ИТ и телекоме во всем мире. Они являются индикатором того, насколько развита стартап-экосистема и есть ли в той или иной стране предпрнимательская прослойка самостоятельных инвесторов. Россия, по состоянию на 2011-2013 годы, пока только приближается к показателям латиноамериканских стран, прошедших этапы становления этих механизмов венчурного рынка в конце 1990-х-начале 2000-х годов.
Что такое посев?
Seed (посев) инвестиция – это инвестиция в компанию, находящуюся на сверхранней стадии своего развития. Обычно у нее уже существует сложившаяся команда исполнителей вокруг инициатора идеи, начаты работы по созданию продукта или сервиса, решаются вопросы с юридическим статусом. В этот период оценка стоимости самой компании находится на самом низком значении – за рубежом стартапы из области ИТ и телекома редко когда стоят дороже нескольких миллионов долларов. В России же при аналогичном раскладе максимальная стоимость такого проекта только приближается к 2-3 млн долларов, но только после завершения посевного раунда. Эксперты, опрошенные RusBase, отмечают, что российский рынок посевного инвестирования до сих пор имеет элементы как предпосевного, так и классического посевного. Иными словами, инвесторы могут очень гибко оценивать как саму компанию, так и свои доли в них.
Из чего формируется инвестиционное предложение для посева?
Основное свойство посевных инвестиций – высокий риск неисполнения прогноза развития стартапа. Это значит, что инвестор, руководствующийся логикой, по которой каждый его рубль, внесенный в компанию стоимостью в 1 млн рублей, принесет в конечном итоге по прошествии определенного времени десятки рублей, может легко ошибиться и потерять как сам рубль, так несколько десятков рублей, если речь идет о нескольких стартапах. Вместе с тем, именно сверхранняя и ранняя стадия проекта позволяет приносить многократное умножение инвестированного капитала за счет роста оценки бизнеса стартапа на последующих этапах развития.
За рубежом инвестор, работающий с проектами на посеве, руководствуется принципами оценки стартапа по емкости рынка выпускаемого продукта, затрат на создание и развитие этого продукта, а также динамику развития самого проекта. По этой причине он отдает себе отчет в том, сколько стоит построить тот или иной сервис для проверки гипотезы или начала сбора первых предзаказов, какие перспективы по сотрудничеству с имеющимися игроками на рынке есть у такого стартапа и может ли текущая команда проекта развивать его на протяжении конкретного времени, которое требуется для перехода из ранней стадии в стадию роста или зрелости.
В России, несмотря на мировую практику посевного инвестирования, когда ранние инвесторы могут «зайти» в проект под достаточно комфортную для себя низкую оценку, после чего, предоставив проекту средства для развития убедиться в адекватности вложения и наблюдать мультипликативный рост стоимости стартапа и, соответственно, вложенных средств в него, посевные инвестиции являются «дорогим» удовольствием. Инвесторы вкладывают достаточно небольшие по западным меркам средства (около 100-300 тыс долл, что хватает на год работы обычному стартапу) в ограниченное количество проектов, ожидая увидеть высокий рост вложений и получить свои деньги при следующем раунде.
Посевные инвестиции в России являются специализацией для очень небольшого количества фондов – ими занимаются около 7-8 компаний, относящихся к типу венчурного фонда, а также порядка 15-20 бизнес-ангелов. Дополнительно к ним на рынке существуют и институты развития, которые выделяют грантовое финансирование и субсидии стартапам на сверхранней и ранней стадии (Фонд Бортника, фонды при департаментах по развитию предпринимательства в Москве, Казани, Петербурге и пр.). Порядка 20 млн. долларов было вложено некоммерческими фондами и иными инфраструктурными объединениями в более чем 60 команд в период с 2010 года, тогда как ранее грантовая поддержка была эпизодическим явлением и являлась мизерной по объему. Сейчас они предоставляются практически всем обратившимся и прошедшим внутреннюю селекцию командам без особого конкурсного отбора (у большинства государственных и частных грантодателей в портфеле есть проекты с пересекающимися профилями).
Какова результативность посевных инвестиций?
Посевные инвестиции в России, по данным RusBase, увеличились в количественном измерении за 2 года четырехкратно – сейчас их имеют более 150 команд. Средний размер инвестиций такого рода уменьшился почти вдвое – это произошло за счет увеличения игроков на рынке, предоставляющих такие инвестиции. При этом команды, получившие инвестиции в 2011-2012 году, и команды, профинансированные в 2013 году, одинаково выходят на сделки на следующий раунд финансирования – инвесторы ускоряют жизненный цикл стартапа.
Проблемой посевных инвестиций в России является чрезмерное желание инвесторов иметь контроль над стартапом – эти деньги стоят очень «дорого» для создателей проекта, поскольку инвестор забирает большую долю в управлении (от 30% до 80%), а также оказывает ряд услуг, которые ставят стартап в зависимость от него (оказывает собственные менторские услуги, предоставляет инфраструктуру – офисы, исполнительный штат, клиентскую базу и так далее), что осложняет дальнейшую адекватную оценку бизнеса и поиск и привлечение других инвесторов в проект, особенно если речь касается зарубежных фондов.
Специфика российских инвесторов состоит в том, что они почти никогда не вкладываются на стадии идеи или прототипа, если видят, что это будет сверхрискованным вложением. Для них становится неинтересным получение минимальной и неконтрольной доли в проекте, перспективы которого недостаточно для них понятны или идут вразрез с уже существующим портфелем стартапов или компаний, которыми они владеют или управляют.
Продажа стартапа вместе с командой крупному игрокам в России также отсутствует. На Западе Google, Facebook, Microsoft и успешные стартапы активно покупают стартапы даже на стадии прототипа или только что выпустившие продукт. Если на Западе эти проекты оцениваются от $5 млн до $25 млн, то в России основатели вместе со стартапом почти всегда поглощаются даром по балансовой оценке (до 1 млн долларов в лучшем случае). Если для инвесторов на Западе поглощения на ранней стадии являются интересным исходом, то в России это верный провал.
Инфографику можно скачать здесь.
На основе данного обзора RusBase была подготовлена статья РБК "Российскому венчурному рынку не хватает «ранних» денег".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter