Архив rb.ru

Благодаря кризису Россия оказалась главной на рынке бриллиантов

Архив rb.ru

"Алроса" вынуждена складывать свою продукцию в хранилище, запасаясь на будущее

Благодаря кризису Россия оказалась главной на рынке бриллиантов
Присоединиться
Россия в этом году опередила прежнего мирового лидера De Beers в роли крупнейшего производителя бриллиантов. Однако ситуация на мировом рынке бриллиантов сейчас выглядит настолько удручающе, что компания "Алроса", 90% которой принадлежат российскому государству, не продала ни одного алмаза на свободном рынке с декабря и вынуждена складывать свою продукцию в хранилище.

Мировая рецессия привела к спаду спроса на все виды сырья, однако грузы с алмазами все еще регулярно приходят в российскую государственную компанию "Алроса", где их сортируют и складывают в ожидании экономического подъема. Ежедневно алмазы в "Алросе" моют, сортируют по размеру, чистоте, форме и качеству, после чего упаковывают в бумагу и отправляют в хранилища, которые ежемесячно пополняются алмазами общей ценностью примерно в 3 млн карат.

Возможно, пишет New York Times, пройдут годы, прежде чем какой-то из этих камней попадет в руки счастливой владелицы. 

Как пишет газета, сейчас именно от России зависят цены на алмазы в мире. Ее решения о производстве и продаже определят стоимость бриллиантов в кольцах и прочих ювелирных украшениях в ближайшие годы. Это New York Times называет одним из самых "неожиданных последствий рецессии".

Во многом из-за того, что на рынке драгоценностей установилась тенденция на понижение, состояние De Beers сильно сократилось. Испытывая недостаток в наличных деньгах, компания вынуждена была только за последние полгода привлечь $800 млн, полученные от акционеров.

Кроме того, рецессия совпала с решением антимонопольных органов ЕС о приостановлении политики складирования запасов бриллиантов совместно с "Алросой" в целях удержания цен на высоком уровне.

Хотя Россия является одним из основных производителей сырья в мире, за ней не было ранее замечено политики искусственного поддержания высоких цен. Например, в том, что касается нефти, пишет газета, Россия получает выгоду от сокращений добычи, осуществляемых ОПЕК, но сама в них традиционно не участвует.

Однако бриллианты представляют исключение. "Если не поддерживать цены,  - говорит пресс-секретарь компании "Алроса" Андрей Поляков, - цена алмаза сводится просто к стоимости углерода".

В попытке организовать свое возвращение на мировой рынок, избежав при этом дальнейшего падения цен, Россия полагается на две вещи: Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и инвесторов, которые, как рассчитывает "Алроса", будут покупать бриллианты в качестве инвестиций, как золото.

Россия выходит на лидирующие позиции и на других фронтах. Генеральный директор "Алросы" Сергей Выборнов говорит, что помог убедить Центробанк Анголы, которая, как и Россия пока относительно комфортно себя чувствует благодаря нефтедолларам, купить 30% продукции ангольских алмазных месторождений, что выведет эти камни со свободного рынка.

Сейчас, правда, не самый удачный момент для триумфального выхода на бриллиантовый рынок, учитывая его нынешнее состояние. По данным аналитической компании Polished Prices, специализирующейся в этой индустрии, рынок бриллиантов (обработанных алмазов), объем которого сейчас составляет  $21,5 млрд, в 2009 году сократится до $12 млрд.

Цены на алмазы упали еще больше - на 75% по сравнению с пиком, достигнутым в июле прошлого года на некоторых аукционах.

Выборнов считает, что в этом спаде виноваты трейдеры, которые предложили бриллиантовые активы в качестве кредитного обеспечения. Когда кредиты истощились, банки и другие кредиторы перепродали эти бриллианты, заполнив ими рынок. К декабрю "Алроса" предпочла вообще уйти с рынка, чтобы избежать размывания цен.

"Алроса" надеется спровоцировать спрос продажей камней по долгосрочным контрактам оптовым покупателям в Бельгии, Израиле, Индии и других странах. В рамках этих контрактов, шесть из которых уже были подписаны, цены установлены в пределах средних значений между пиком прошлого августа и показателями за эту зиму и зафиксированы на несколько лет вперед.

"Бриллиантовое кольцо не должно стоить $100, - говорит Выборнов. - Нам не нужны такие клиенты".

"Алроса" также сотрудничает с инвестбанком "Лидер", являющимся дочерним предприятием "Газпрома" с целями продвижения бриллиантов инвесторам. Согласно плану, инвесторы должны покупать бриллианты, но их нельзя реализовывать их ювелирам в течение нескольких лет.

Россия расширяет влияние в Африке. Видеосюжет телеканала "Вести"

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Альфа-Банк» и «Алроса» запустили ЦФА на редкие бриллианты