Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чемезов и Лужков требуют отобрать у "Аэрофлота" $100 млн

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Без этих денег авиакомпания рискует стать легкой добычей "Авиалиний России"

Чемезов и Лужков требуют отобрать у "Аэрофлота" $100 млн
Противостояние "Аэрофлота" и создаваемого госхолдинга "Авиалинии России" обостряется. Учредители последнего - госкорпорация "Ростехнологии" и мэрия Москвы - просят правительство отобрать у госкомпании роялти, которое платят ей иностранные авиакомпании за пролет своих самолетов над территорией России.  Без этих денег пока еще крупнейший российский авиаперевозчик рискует стать убыточным и оказаться легкой добычей для "Авиалиний России". 

Госхолдинг "Авиалинии России" на базе нескольких крупных авиакомпаний задумывался как конкурент "Аэрофлоту". В обеих компаниях у государства контрольный пакет. Но учредителем "Авиалиний России"  (50% минус 1 акция) выступает мэрия Москвы, а 30% "Аэрофлота" контролируются Национальной резервной корпорацией, которой владеет экс-депутат Госдумы Александр Лебедев. О котором известно, в частности, что он давний оппонент мэра Москвы Юрия Лужкова.  

Недавно "Аэрофлот" попросил у правительства государственный блокпакет "Сибири" - крупнейшего авиаперевозчика на внутреннем рынке, с тем, чтобы в дальнейшем полностью поглотить конкурента. Решение пока не принято, но идею уже одобрил Минстранс. В этом случае "Авиалинии России" получает мощного конкурента, который пока остается крупнейшим авиаперевозчиком России. Сами "Ростехнологии" также претендовали на "Сибирь", но сделку заблокировало Минэкономразвития. Теперь противостояние получило новый виток. 

Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов и мэр Лужков попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить "Аэрофлот". По информации "Ведомостей", в письме на имя главы ФАС указывается, что "Аэрофлот" получает роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, что существенно сказывается на финансовом состоянии перевозчика и ставит его в неравные конкурентные условия по отношению к другим авиакомпаниям".  

В письме Чемезов и Лужков не называют суммы получаемых "Аэрофлотом" роялти. Также они не дают рекомендаций о том, что делать с этими деньгами. Но в мэрии Москвы поясняют, что "Аэрофлот" следует лишить этих преференций: платежи от иностранных перевозчиков не должны идти в бюджет отдельно взятой компании. Иначе другие авиакомпании не смогут на равных конкурировать с "Аэрофлотом".  

В "Аэрофлоте" говорят, что и так направляют получаемые средства туда, куда решит правительство: на нужды Росавиации, Росаэронавигации и даже убыточным авиакомпаниям, подконтрольным государству. Но часть суммы "Аэрофлот" все же оставляет себе, сколько - неизвестно. Как рассказал ранее глава компании Виктор Окулов, в виде роялти "Аэрофлот" получает около $300 млн. По оценкам экспертов, опрошенных "Ведомостями", себе авиакомпания в 2007 г. оставила около $100 млн, при чистой прибыли $313 млн. А вот прогноз по чистой прибыли за 2008 г. "ниже роялти": всего $85 млн. 

По договору о вступлении в ВТО России в 2013 г. придется отказаться от взимания платы за пролеты над своей территорией самолетов иностранных авиакомпаний. Тогда "Аэрофлоту" придется тяжело, к тому же с 2009 г. ожидается еще и спад пассажиропотока. Поэтому планы "Аэрофлота" поглотить "Сибирь" могут пробить серьезную брешь в бюджете компании, после чего она рискует стать легкой добычей "Авиалиний России".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России