Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чемпионат для советчиков

Архив rb.ru

Можно выделить два варианта выбора консультанта: методом тендера или путем интуитивно-эмоциональных решений.

Чемпионат для советчиков

Можно выделить два варианта выбора консультанта: методом тендера или путем интуитивно-эмоциональных решений.

Первый вариант - тендер - требует определенных усилий, но позволяет принять более объективное решение. В ходе тендера в полном объеме делается цифровая оценка всех критериев, как технических, так и финансовых. Все технические критерии оценки можно разделить на три большие группы:
1) общая характеристика аудиторской (консультационной) фирмы;
2) опыт и квалификация сотрудников фирмы;
3) качество предлагаемых методов решения проблемы.

По каждой группе все члены оценочной комиссии выставляют баллы от 0 до 100. (При этом каждой группе может быть придан свой "вес ". Например, 1 - 40%, 2 - 30%, 3 - 30%.) В результате всех оценок выявляется среднеарифметическая оценка всех предложений. Общая характеристика аудиторской (консультационной) фирмы.

Если вы осуществляете поиск долгосрочного делового партнера, то вам особенно будут важны следующие параметры.

Опыт и время существования фирмы. Желательно вести дела с теми, кто имеет опыт деятельности в данной сфере бизнеса.
Клиенты фирмы. Наличие в информационных материалах сведений об известных организациях, являвшихся клиентами фирмы, свидетельствует об определенной профессиональной зрелости.
Рекламные материалы. Профессиональная фирма стремится даже в буклете небольшого объема дать максимум информации о себе и полный спектр оказываемых ею услуг.
Офис. Месторасположение и состояние офиса являются весьма объективными и устойчивыми показателями. Общепризнанно, что офис серьезной фирмы, занимающейся профессиональными услугами, должен находиться в основной деловой части города.
Известность. Если фирма периодически попадает в поле зрения средств массовой информации, то это говорит об определенном профессиональном уровне.
Открытость информации. Если фирма предоставляет сведения о себе для публикации в печати - это, безусловно, один из критериев зрелости.
Опыт в вашей отрасли. Очевидно, что, если фирма уже работала с организациями, аналогичными вашей, ей легче вникнуть в существо проблем.
Опыт в осуществлении аналогичных проектов. Чем более сложной и комплексной является задача, тем большее значение имеет опыт осуществления многопрофильных проектов.
Информационно-методологическая поддержка профессиональной деятельности. Уровень профессионального мастерства во многом зависит от постановки информационно-методологической работы на фирме.
Взаимодействие с международными структурами (для международных компаний - опыт работы в России). Степень международного признания - серьезный показатель профессиональной зрелости отечественных фирм. Наилучшим результатом здесь является получение официальной лицензии, удостоверяющей работу по международным стандартам качества, от одной из общепризнанных международных структур.
Опыт и квалификация сотрудников аудиторской (консультационной) фирмы. Здесь важно учитывать личное впечатление от общения с сотрудниками соответствующей фирмы. Разумно также попросить представить резюме (СV) с краткими сведениями об образовании и опыте работы ключевых сотрудников.

Сотрудников целесообразно оценивать по нескольким критериям.

Общее впечатление от команды. Коммуникабельность, умение слушать и объяснять - значительные свидетельства профессионализма. Чем крупнее фирма, тем больше внимания следует обратить на то, как руководитель представляет организацию работ по проекту, а специалист - содержательную сторону вопроса.

Резюме. Если фирма имеет грамотно сделанные резюме (СV) своего персонала, это свидетельствует об определенной профессиональной зрелости. Тут нужно обратить внимание на то, насколько подробны содержащиеся в CV сведения.

Качество предлагаемых методов решения проблемы. Здесь можно выделить следующие главные критерии.

Соответствие предлагаемой методики работы вашим реальным проблемам. Необходимо выяснить, как рекомендуемая методика работы по проекту соответствует реальным проблемам предприятия.

План работы по проекту. Внимательно изучая план работы, можно понять, действительно ли фирма имеет опыт подобных проектов.
Механизм взаимодействия с клиентом
. Грамотные фирмы всегда заботятся об оперативной и постоянной обратной связи с клиентом.
Соотношение работы на объекте и в своем офисе. В зависимости от характера задачи различается оптимальное соотношение времени работы в организации и в своем офисе. Так, для аудитора время работы в организации может составлять до 90%, а для консультанта по анализу рынка может ограничиться 10%.
Результаты работы. Целесообразно оценить, насколько ожидаемые результаты соответствуют вашим потребностям, и попробовать понять, каким фирма видит свое участие в конкретном внедрении результатов работы.
Сроки выполнения работ. Очевидно, что необходимо оценить, насколько разумны и соответствуют вашим обстоятельствам предлагаемые сроки работ.
Сроки и порядок оплаты работ. При нормальной оплате работы консультантов аванс составляет около 20 - 30%. Промежуточный платеж - еще около 30 - 40%. Затем следует окончательный расчет. При анализе финансового предложения разумно быть реалистами: нет смысла платить лишние деньги, но не бывает дешевых высококвалифицированных услуг. Оценка финансового предложения производится путем сравнения всех предложений. Самая низкая цена принимается за 100%. Остальные рассчитываются как процент от самого низкого. Затем производится объединение технической и финансовой оценки. Для этого необходимо выбрать удельный вес технической и финансовой оценки: 50% и 50%, или 80% и 20% и т. д. Чем сложнее работа, тем больше вес технической оценки. При этом нужно понимать, что ваши субъективные ощущения могут быть более значимы, чем набор цифр. Например, у вас хорошее взаимопонимание с руководителями той или иной фирмы. Ничего особенного, если вы будете взаимодействовать именно с ними, несмотря на все цифры, коэффициенты и т. д. Это не проявление загадочности русской души, а нормальная, распространенная в мире практика.

Сергей Пятенко

Опубликовано в газете
"Ведомости" 17 января 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter