Ольга Самофалова
Сделка по приобретению сокового производителя "Нидан" закрыта
Компания Coca-Cola заявила о завершении сделки по покупке "Нидан Соки", четвертого в России производителя соков, выпускающего продукцию под брендами "Моя семья", "Да!" и Caprice. Сумму сделки стороны не раскрывают, однако эксперты оценивают ее в $300 млн без учета долга. Три года назад фонду Lion Capital покупка 75% соковой компании "Нидан" обошлась дороже - в $400 млн.
О планах Coca-Cola купить четвертого по величине производителя соков в России "Нидан" стало известно еще в начале года. В марте компания подала заявку в ФАС на одобрение приобретения 100% "Нидана": 75% у фонда Lion Capital и остальные у миноритарных акционеров Игоря Шилова, Леонида Шаймана и Чабы Бальера. Сегодня компания официально сообщила о закрытии сделки. Гендиректор соковой компании Чаб Бальер в скором времени покинул "Нидан".
ФАС изначально говорила о положительном решении, а на прошлой неделе ведомство официально дало добро на сделку. По сути, у Coca-Cola уже есть производитель соков "Мултон" (торговая марка "Добрый"), однако по документам этот актив принадлежит другой структуре. "Мултон" в 2007 году был приобретен компанией Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CCHBC) - это боттлер продукции Coca-Cola. Сама Coca-Cola владеет лишь миноритарным пакетом в размере 23% CCHBC. Если бы "Мултон" - третий по величине производитель соков в России - принадлежал Coca-Cola, то ФАС никогда не одобрила бы сделку с "Нидан". По данным "Бизнес Аналитики", на начало 2010 года "Мултон" занимала 19% сокового рынка по стоимости, а "Нидан" - 13%. В итоге препятствий для одобрения регулирующим органом слияния Coca-Cola и "Нидан" не было. Проблемы могут возникнуть только в том случае, если Coca-Cola купит своего боттлера.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Однако по примерной оценке аналитика ИК "Финам" Максима Клягина, Coca-Cola заплатила за 100% "Нидан" $300 млн без учета долгов. Три года назад фонд Lion Capital заплатил за 75% "Нидан" $400 млн.
Потенциал российского рынка
Приобретение российского сокового производства говорит об уверенности Coca-Cola в потенциале российского рынка. "Нидан" производит соки под брендами "Моя семья", "Да!", "Чемпион" и Caprice на заводах в Москве и Новосибирске. Покупка Coca-Cola этой компании происходит в рамках стратегии по усилению позиций в сегменте негазированных напитков. Сделка поможет американскому производителю оптимизировать затраты и увеличить доходы от работы в России, говорится в сообщении.
По словам Зорана Вучинича (Zoran Vucinic), президента компании Coca-Cola в России, Украине и Белоруссии, это важная сделка для компании. "Теперь мы сможем еще больше расширить свой ассортимент здесь (в России - прим. RB.ru). Наша долгосрочная стратегия в России направлена на рост объемов продаж, наращивание инвестиций и создание новых рабочих мест. Партнерство с "Ниданом" позволяет нам достичь каждой из поставленных целей", - цитируются слова Вучинича в сообщении.
В ближайшие три-пять лет Coca-Cola намерена вложить в развитие своей инфраструктуры в России $1 млрд, говорится в сообщении компании. Солидные инвестиции, объем которых не раскрывается, будут направлены в "Нидан".
Конкуренция марок
Впрочем, "Нидан" уже пришлось слегка притеснить себя. Компания решила отказаться в этом году от производства кваса под собственным брендом "Моя семья", которое было запущено в начале 2008 года. Дело в том, что у Coca-Cola есть квас под собственной маркой "Кружка и бочка", и хотя эта продукция появилась на рынке год спустя после кваса "Моя семья", ей удалось занять свое место на рынке. По данным "Бизнес Аналитики", марка "Кружка и бочка" заняла 8% рынка в деньгах в 2009 году, тогда как квас "Моя семья" - лишь 1%.
Как только стало понятно, что Coca-Cola купит "Нидан", в последней закрыли проект кваса "Моя семья", чтобы не конкурировать с продуктом своего нового владельца. Пресс-секретарь Coca-Cola Company в России Владимир Кравцов отмечает, что о закрытии каких-либо брендов кваса говорить рано, так как интеграция активов еще не произошла. В компании также нет ясности о том, как будет корректироваться ассортимент и брендовый портфель компаний "Нидан" и "Мултон", чтобы их продукция не конкурировала друг с другом на полках магазинов. Между тем, соки "Моя семья" ("Нидан") и "Добрый" ("Мултон") находятся в одной ценовой нише. А более дорогой Caprice является явным конкурентом Rich - марки "Мултона". "Вполне вероятно, что в ходе интеграции "Нидана" в общую структуру портфель брендов компании может быть пересмотрен и оптимизирован с целью не создавать конкуренцию уже развиваемым торговым маркам корпорации", - считает Максим Клягин. Он не исключает, что Coca-Cola может перепозиционировать некоторые марки по цене, и закрыть малоэффективные проекты, не оправдавшие себя.
Рынок соков растет
Продажи соков и нектаров в России в прошлом году выросли до 2,8 млрд. литров, причем наибольшим спросом пользуются фруктовые и фруктово-овощные соки: на них пришлось 2,6 млрд литров. Однако доля овощных соков выросла с 7,7% в 2005 году до 10% в 2009 году, что объясняется появлением на рынке новых овощных соков типа морковного, сельдереевого. Цена соков растет куда более серьезно. В 2009 году по сравнению с 2005-м объем рынка соков в России в денежном выражении вырос в 1,8 раза - с 73 до 132 млрд. рублей. Средняя цена одного литра соков выросла за тот же период на 40% - с 33 рублей в 2005-м до 47 рублей в 2009-м (данные BusinesStat). Практически 80% российского рынка контролирует четыре крупнейших производителя сока - это "Мултон", "Лебядинский", принадлежащий Pepsi, "Вимм билль Данн" и "Нидан", который теперь принадлежит Coca-Cola.
О планах Coca-Cola купить четвертого по величине производителя соков в России "Нидан" стало известно еще в начале года. В марте компания подала заявку в ФАС на одобрение приобретения 100% "Нидана": 75% у фонда Lion Capital и остальные у миноритарных акционеров Игоря Шилова, Леонида Шаймана и Чабы Бальера. Сегодня компания официально сообщила о закрытии сделки. Гендиректор соковой компании Чаб Бальер в скором времени покинул "Нидан".
ФАС изначально говорила о положительном решении, а на прошлой неделе ведомство официально дало добро на сделку. По сути, у Coca-Cola уже есть производитель соков "Мултон" (торговая марка "Добрый"), однако по документам этот актив принадлежит другой структуре. "Мултон" в 2007 году был приобретен компанией Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CCHBC) - это боттлер продукции Coca-Cola. Сама Coca-Cola владеет лишь миноритарным пакетом в размере 23% CCHBC. Если бы "Мултон" - третий по величине производитель соков в России - принадлежал Coca-Cola, то ФАС никогда не одобрила бы сделку с "Нидан". По данным "Бизнес Аналитики", на начало 2010 года "Мултон" занимала 19% сокового рынка по стоимости, а "Нидан" - 13%. В итоге препятствий для одобрения регулирующим органом слияния Coca-Cola и "Нидан" не было. Проблемы могут возникнуть только в том случае, если Coca-Cola купит своего боттлера.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Однако по примерной оценке аналитика ИК "Финам" Максима Клягина, Coca-Cola заплатила за 100% "Нидан" $300 млн без учета долгов. Три года назад фонд Lion Capital заплатил за 75% "Нидан" $400 млн.
Потенциал российского рынка
Приобретение российского сокового производства говорит об уверенности Coca-Cola в потенциале российского рынка. "Нидан" производит соки под брендами "Моя семья", "Да!", "Чемпион" и Caprice на заводах в Москве и Новосибирске. Покупка Coca-Cola этой компании происходит в рамках стратегии по усилению позиций в сегменте негазированных напитков. Сделка поможет американскому производителю оптимизировать затраты и увеличить доходы от работы в России, говорится в сообщении.
По словам Зорана Вучинича (Zoran Vucinic), президента компании Coca-Cola в России, Украине и Белоруссии, это важная сделка для компании. "Теперь мы сможем еще больше расширить свой ассортимент здесь (в России - прим. RB.ru). Наша долгосрочная стратегия в России направлена на рост объемов продаж, наращивание инвестиций и создание новых рабочих мест. Партнерство с "Ниданом" позволяет нам достичь каждой из поставленных целей", - цитируются слова Вучинича в сообщении.
В ближайшие три-пять лет Coca-Cola намерена вложить в развитие своей инфраструктуры в России $1 млрд, говорится в сообщении компании. Солидные инвестиции, объем которых не раскрывается, будут направлены в "Нидан".
Конкуренция марок
Впрочем, "Нидан" уже пришлось слегка притеснить себя. Компания решила отказаться в этом году от производства кваса под собственным брендом "Моя семья", которое было запущено в начале 2008 года. Дело в том, что у Coca-Cola есть квас под собственной маркой "Кружка и бочка", и хотя эта продукция появилась на рынке год спустя после кваса "Моя семья", ей удалось занять свое место на рынке. По данным "Бизнес Аналитики", марка "Кружка и бочка" заняла 8% рынка в деньгах в 2009 году, тогда как квас "Моя семья" - лишь 1%.
Как только стало понятно, что Coca-Cola купит "Нидан", в последней закрыли проект кваса "Моя семья", чтобы не конкурировать с продуктом своего нового владельца. Пресс-секретарь Coca-Cola Company в России Владимир Кравцов отмечает, что о закрытии каких-либо брендов кваса говорить рано, так как интеграция активов еще не произошла. В компании также нет ясности о том, как будет корректироваться ассортимент и брендовый портфель компаний "Нидан" и "Мултон", чтобы их продукция не конкурировала друг с другом на полках магазинов. Между тем, соки "Моя семья" ("Нидан") и "Добрый" ("Мултон") находятся в одной ценовой нише. А более дорогой Caprice является явным конкурентом Rich - марки "Мултона". "Вполне вероятно, что в ходе интеграции "Нидана" в общую структуру портфель брендов компании может быть пересмотрен и оптимизирован с целью не создавать конкуренцию уже развиваемым торговым маркам корпорации", - считает Максим Клягин. Он не исключает, что Coca-Cola может перепозиционировать некоторые марки по цене, и закрыть малоэффективные проекты, не оправдавшие себя.
Рынок соков растет
Продажи соков и нектаров в России в прошлом году выросли до 2,8 млрд. литров, причем наибольшим спросом пользуются фруктовые и фруктово-овощные соки: на них пришлось 2,6 млрд литров. Однако доля овощных соков выросла с 7,7% в 2005 году до 10% в 2009 году, что объясняется появлением на рынке новых овощных соков типа морковного, сельдереевого. Цена соков растет куда более серьезно. В 2009 году по сравнению с 2005-м объем рынка соков в России в денежном выражении вырос в 1,8 раза - с 73 до 132 млрд. рублей. Средняя цена одного литра соков выросла за тот же период на 40% - с 33 рублей в 2005-м до 47 рублей в 2009-м (данные BusinesStat). Практически 80% российского рынка контролирует четыре крупнейших производителя сока - это "Мултон", "Лебядинский", принадлежащий Pepsi, "Вимм билль Данн" и "Нидан", который теперь принадлежит Coca-Cola.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
29 апреля 2024
30 апреля 2024
30 апреля 2024
30 апреля 2024