Архив rb.ru

Директор "ВымпелКом": "Если бы я начал свою карьеру в США, мои шансы были бы в тысячу раз ниже"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Тимур Аляутдинов рассказал RB.ru о том, как прошел путь от оператора call-центра до должности директора одной из крупнейших компаний России

Директор "ВымпелКом": "Если бы я начал свою карьеру в США, мои шансы были бы в тысячу раз ниже"
Присоединиться

Карьерный рост не в одной компании, а в нескольких - явление вполне обыденное и даже логичное. Однако есть в российском бизнес-сообществе яркие примеры выдающихся карьер, построенных в одной компании с нуля. Одна из них - карьера директора по развитию монобрендовой сбытовой сети и мобильного оборудования "ВымпелКом" Тимура Аляутдинова. В это трудно поверить, но в компанию он пришел в 2000 году на должность оператора call-центра. О своем карьерном пути Тимур Аляутдинов рассказал RB.ru.

"Честно говоря, я с самого детства мечтал стать профессиональным хоккеистом и с 5 лет очень плотно занимался хоккеем в Школе Олимпийского Резерва "Спартак-Москва". Все мои мечты были связаны с карьерой профессионального спортсмена, поэтому в момент окончания школы серьезного отношения к образованию у меня не было, мне просто надо было его получить. Выбор пал на Московский энергетический институт, факультет электрического транспорта, так как там была своя хоккейная команда, да и точные и естественные науки мне давались легче, чем гуманитарные.

К сожалению, уже во время учебы в институте в одном из матчей я получил серьезную спортивную травму, после которой мечту о хоккее пришлось оставить, но именно спорт научил меня идти до конца и не сдаваться, действуя зачастую рискованно и стремительно.

Получив после производственной практики представление о будущей работе, я понял, что наши "скорости" не совпадают, и поэтому параллельно с основной программой обучения получил второе образование по специальности "Производственный менеджмент". Может показаться данью моде того времени, но именно это обучение дало толчок моему дальнейшему развитию с точки зрения бизнеса, а не спорта. После института я, как и десятки тысяч студентов в начале 2000-ных годов, столкнулся с общей проблемой - куда пойти работать, тем более инженеру электрического транспорта.

Приглашение на работу в "Билайн" на глаза попалось случайно - в автобусе прочитал объявление в газете о наборе операторов абонентской службы. На дворе 2000 год, "Билайн" очень популярен, требования к набору на должность совпадают с моими возможностями: в дополнение к высшему образованию надо еще знать английский и быть коммуникабельным! Это было про меня. Я прошел собеседование, которое завершалось вопросом: "Кем вы себя видите в нашей компании через пять лет?". Мой ответ был спонтанный, без домашней заготовки, возможно, поэтому короткий, но смелый и дерзкий - "Директором!" Дома я прокрутил ситуацию в голове еще раз и убедился - да, мне это интересно, мне нравится то, что делает "Билайн", я хочу там работать и я стану директором. Правда, на тот момент я еще не понимал, каким именно :)

Таким образом, моя история в "Билайн" началась в 2000 году в качестве оператора call-центра. Это тот сотрудник, кто отвечает на звонки клиентов по разным вопросам. Тогда мы не представлялись абонентам по имени, у нас были номера. Мой - 261. Приветственная фраза "Мой номер 261" до сих пор со мной, я и сейчас могу быстро и качественно проконсультировать клиента, хотя, честно сказать, мои показатели никогда не были наивысшими.

Мои диалоги с клиентом далеко не всегда соответствовали установленным правилам с точки зрения всех правил и норм этики (имеется в виду "Извините, пожалуйста", "Не будет ли Вам удобно" во всех случаях жизни), но я очень хорошо понимал, что именно надо каждому  клиенту, и мог находить правильный язык общения вне зависимости от того, кто тебе звонит. В этом мне помогло мое увлечение психологией, которую я самостоятельно изучал еще в старших классах школы. И до сих пор одна из любимых книг - "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" Дейла Карнеги. Период работы оператором call-центра считаю самым главным, потому что именно тогда был заложен базис понимания работы отрасли и сервисных компаний.

После полутора лет работы "на линии", я понял, что могу большее, и заявил о себе, как о кандидате в участники нового и очень важного  на тот момент проекта для компании - замена биллинга на платформу Amdocs (основной системы оператора мобильной связи для оказания услуг). Проект длился около 11 месяцев, за которые я, вместе с командой других ребят из call-центра читал лекции по новой биллинговой системе для несколько сотен наших коллег-операторов. Последующие 2 года я проработал в подразделениях поддержки процессов call-центра, помогая выстраивать бизнес-процессы самого многочисленного подразделения в компании и участвуя в кросс-функциональных проектах. Именно тогда я заметил боевых и "наглых" ребят, которые гордо несли звание "Менеджер проекта" и координировали работу рабочей группы для достижения результата. Тогда я решил, что я хочу быть одним из этих парней и подал свое резюме в дирекцию по продуктам. Я прошел собеседования и стал тоже гордо называться "Менеджер проекта".

В 2004 году началась целая серия больших федеральных проектов под моим руководством. К примеру, могу назвать координацию и внедрение таких услуг, как "Привет", введение принципа бесплатных входящих звонков, перевод денег со счета на счет, координация программы строительства сети 3G. Первый в России "официальный" iPhone продала также наша команда. И это был забавный случай: перед нами стояла задача стать именно первыми в России. Был определен день, час, продажа должна была состояться в Москве. И вдруг по инсайдерскому каналу мы узнаем, что наш партнер по рынку делает такую же продажу в этот же день, но, правда, во Владивостоке! Я вспомнил, что есть еще Петропавловск-Камчатский, в котором разница с Владивостоком +1 час. За один день мы подготовили все необходимые мероприятия на Камчатке и стали первыми!

Работа менеджером проекта подняла меня на новый уровень, так как я отвечал уже не за конкретную "поляну", а за результат всего проекта в целом, где важны слаженные командные действия, единение команды, заряженность на результат. Тут мне, безусловно, помогло мое занятие профессиональным спортом.

Проектная история длилась до конца 2009 года, и на тот момент перестала придавать мне драйв и приносить удовлетворение. Тогда меня впервые посетила мысль о том, что, возможно, надо менять работу, мне все уже было понятно в этой части. Но в памяти всплыло "обещание", данное во время собеседования (стать директором чего-либо). И к тому времени я уже четко понимал, что мне необходимы другие качества - управлять бизнесом: планировать выручку, анализировать рынок, в общем, заниматься коммерческой работой. "ВымпелКом" к тому моменту стал развивать новый для себя сегмент - услуги широкополосного доступа.

Я не побоялся задач, а они были чрезвычайно сложными, и выдвинул свою кандидатуру на должность руководителя службы по маркетингу проводного интернета. Это был серьезный риск, так как с одной стороны я не обладал глубинными знаниями в области маркетинга, не говоря уже про проводной интернет.

Кроме того, команда, которая пришла из "Корбины", существенно отличалась культурой от команды "Вымпелкома", что, безусловно, накладывало свои отпечатки на взаимодействие. Однако нам удалось в течение последующих двух лет нам удалось выполнить поставленную акционерами цель – нарастить число абонентов проводного интернета до 2 млн и число абонентов IP TV - до 900 тысяч. К концу этого периода я уже руководил департаментом маркетинга и стал понимать бизнес изнутри.

В конце 2011 года основной целью перед командой ШПД стала эффективность, а команда оказалась без лидера и я, как и в предыдущие разы, понимая уровень ответственности, предложил свою кандидатуру, и выбор пал на меня. Не знаю, что сработало, скорее всего, спортивная закалка - любимый хоккей, и уже в новой должности я решил доказать руководству, что новый бизнес может прочно стоять на ногах и поставил перед командой задачу добиться положительного потока Cash Flow и отстоять позиции этого направления.

На этой должности - директора по развитию ШПД - я понял, что управление, менеджмент как таковой - целое искусство, наука, которая приходит вместе с опытом, не обязательно с возрастом, а скорее, с ошибками, оплеухами, потерями, разочарованиями, но я уже был достаточно зрел, чтобы это понять. Сейчас ШПД занимает свое место в общем бизнесе компании, а я занимаюсь новой задачей - развитием собственной сети розничных продаж, возглавляя дирекцию.

Поэтому сегодня, говоря о том, какой участок работы я считаю самым сложным, наверное, я бы назвал управление людьми. В других задачах ты рискуешь сам, но когда ты возглавляешь команду, ты также несешь ответственность за других.

Говоря о рекомендациях в построении карьеры сегодняшним молодым специалистам, я бы не стал акцентировать внимание на особенностях российского бизнеса. Но они, безусловно, есть. Наши особенности - в огромных возможностях, которые сегодня существуют на рынке, причем не только на рынке телекоммуникаций. Если бы я начал свою карьеру, скажем, в США, мои шансы были бы в тысячу раз ниже, чем у нас. Да, возможны гениальные всплески, например, Стив Джобс, Сергей Брин - роль личности никто не отменял. Но в целом система выстроена намного строже и жестче.

При этом именно эти примеры, выходящие за четко очерченные рамки,  подтверждают мое глубокое убеждение, что надо идти за тем, что говорит твое сердце. Искать не карьерное продвижение, а интересные задачи, не обижаться на замечания, а работать над собой, не отсиживаться на работе, а искать что-то новое и активно это предлагать. Работать там, где тебе интересно, вкладывать душу в то, что ты делаешь, отдаваться работе и верить в себя! В моей истории это одна компания, которая дает возможность развиваться, поддерживать внутренний интерес, ставить новые цели, преодолевать себя. Это компания "Билайн". Но это совершенно не означает, что так должно быть у всех.

Успех, в чем бы он ни выражался - в высоком уровнем зарплаты, статусе, карьере, наградах, восхищенных взглядах, статьях в журналах, - это побочный результат каждодневной искренней и сложной работы".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Карьера frontend-разработчика — какой путь развития выбрать?
  2. 2 Низкая продуктивность и выгорание? Это может исправить «сознательная негибкость»
  3. 3 Издатель Atomic Heart назначил на должность CEO экс-главу Electronic Arts Russia
  4. 4 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  5. 5 Попали под сокращение? Вот как обновить профиль в LinkedIn, чтобы не отпугнуть рекрутеров