"Факты перечеркивают версию, что причина крушения "Булгарии" - перегруз"

Расскажите друзьям
Анна
Анна

Интервью с экспертом: через несколько лет в речные круизы ходить будет не на чем.

В связи с крушением пассажирского круизного судна "Булгария" RB.ru взял интервью у пожелавшего остаться анонимным специалиста в области восстановления речных теплоходов и выяснить, в каком состоянии находится пассажирский речной флот в России. Большая часть судов давно устарела, и при этом нещадно эксплуатируется. Скоро в речные круизы в нашей стране ходить будет не на чем, уверен собеседник RB.ru.

Как вы можете охарактеризовать состояние пассажирских речных судов, работающих в России?

Состояние их разное, а объединяет одно: возраст. Самые молодые теплоходы построены в 80-х годах прошлого века, им без малого 30 лет. Большая же часть судов построена и закуплена в Венгрии, Чехословакии и Австрии в середине прошлого века. Расчетный срок их эксплуатации составляет около 40 лет. О нем не стоит забывать, даже если формальные характеристики корпуса плавсредства находятся в рамках допустимых параметров. Через определенное время судно перестает соответствовать нормам.

То есть ходить в речные круизы в России опасно?

Все зависит от собственника судна. Он обязан содержать его в технически исправном состоянии, и если он нормально относится к плавсредству, то путешествовать на нем безопасно, а если же он нещадно эксплуатирует его и не следит за его состоянием, не вкладывает в него ни копейки, то ничего хорошего от путешествия на нем ожидать нельзя.

И что у нас можно наблюдать чаще?

Я знаю случаи и нещадной эксплуатации судов, знаю и добропорядочных судовладельцев. Но надо понимать, что лишних средств нет ни у кого, и все круизные суда служат инструментами для  зарабатывания денег. Условно говоря, так же, как маршрутные такси. Только у "Газелей" срок жизни - 1 год, потом ее проще выкинуть. А  судно все-таки просто так не выкинешь, это дорогостоящий объект. Его можно эксплуатировать до поры до времени, а потом придется либо в него вкладывать большие деньги, либо продать другому судовладельцу.

Как тогда определить, стоит ли отправляться в круиз на том или ином плавсредстве? Что нужно узнать о нем перед тем, как купить путевку?

Если маршрут проходит через крупные водохранилища, где возможна высокая волна, где глубоко и до берега далеко, то на состояние судна нужно обращать особое внимание. Перед круизом хорошо бы побывать на нем и посмотреть, в каком оно находится состоянии. В машинное отделение может и не пустят, но даже состояние надстройки о многом скажет.

Вы хотите сказать, что по внешнему виду можно определить, в каком состоянии находится теплоход?

Мне кажется, что да. Если на судне чисто и опрятно - это одно, а если все на нем кривое и косое, небрежно замазанное масляной краской - это другое, тут стоит насторожиться. Кроме того, очень важно ознакомится с отзывами туристов, которые на этом плавсредстве уже ходили в круиз. Есть специальные форумы в интернете, на которых люди очень тщательно обсуждают чуть ли не каждый круиз на каждом судне. Найти информацию о теплоходе сейчас не проблема.

На "Булгарию" со стороны туристов как раз были нарекания...

Вот что касается этого конкретного судна, то здесь, несмотря на то, что расчетный срок его эксплуатации уже закончился, не велика вероятность того, что его крушение произошло по техническим причинам. Сегодня представитель Приволжской транспортной прокуратуры заявил, что судно вышло в рейс с неработающим левым двигателем, а кроме того, крен на правый борт составлял около четырех градусов. Между тем, на мой взгляд, судовладелец на эти утверждения ответил грамотно. Все это действительно не сказывается на управляемости судна, так что причина катастрофы связана, скорее всего, с человеческим фактором.  

Транспортная прокуратура говорила еще про перегрузку в 50 человек...

Я хорошо знаком с судами подобного класса. При увеличении нагрузки на судно примерно на 5 тонн, осадка судна увеличивается на 1 см. Даже если эти 50 человек весили по 100 кг, и их общий вес составлял 5 тонн, то все равно этого ничтожно мало для того, чтобы сыграть какую-то пагубную роль.  

Кстати, сейчас почему-то никто не вспоминает про теплоход "Арабелла", который проходил мимо и принял на борт 77 часть терпящих бедствие пассажиров. А ведь он на год старше "Булгарии" и тоже шел с полной нагрузкой, причем его вместимость превышает 200 человек. Эти факты, на мой взгляд, сразу перечеркивают версию о том, что причиной крушения "Булгарии" послужил перегруз.

Власти заявили, что в связи с трагедией начнется проверка всего водного пассажирского транспорта. Можно ли приблизительно оценить, какая доля плавсредств, эксплуатируемых в России, имеет нарушения? 

Все зависит от желания их выявить. Они есть абсолютно на каждом судне, поскольку теплоход - это очень сложное инженерное сооружение, намного сложнее, чем многоэтажный жилой дом. Я полагаю, что если руководство проведет тотальную проверку, большая часть судов будет списана, потому что им может быть предписано проведение настолько дорогой модернизации, что собственникам проще будет пустить их на металлолом, чем вкладывать в них безумные деньги.

Так что ходить в круизы скоро будет не на чем. Тем более, что за последние 30 лет в эксплуатацию не было введено ни одного плавсредства, их постоянно списывают, и их  количество уменьшается с каждым годом. На базе устаревших судов современные лайнеры не построишь, и эксплуатируют их не от хорошей жизни, а из-за отсутствия новых кораблей.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Надежда Анисимова 00:51, 12.07.2011
    0
    Не только речной танспорт. Авиация оспаривает у кавказцев первенсво: кто из них больше уничтожит людей. В транспорте творится полна анархия. А министр транспорта Левитин не наказуем, как и все ленинградцы, окупировавшие всю власть, усроившие блокаду экономики, порядка во всех областях жизни страны.
  • владимир сабинин 10:43, 12.07.2011
    0
    Скорее всего пьяные пассажиры 3 го класса не смотря на все предупреждения(а их поверьте не мало-команда не самоубийцы) открыла в нижних каютах иллюминаторы. Далее все просто- волна поворот крен и привет. Вода в каютах- крен больше Крен больше- напор воды сильнее Геометрическая прогрессия Вобщем как говориться- достаточно одной таблетки, в данном случае нескольких минут
  • Александр Белов 12:34, 12.07.2011
    0
    При чем тут перегруз? данное судно не относится к классу "озерного" типа, на нем нет даже переборок, это типичный прогулочный теплоход для малых рек типа Вислы или Дуная. (постройка Чехии) а данное судно шло с креном и в резкий поворот маневрируя под опасным углом вот и зачерпнуло водицы. Катастрофа также произожла в открытой воде при речном шторме и с не задраенными люками и иллюминаторами
  • Александр Белов 12:46, 12.07.2011
    0
    Президенту пора обратить внимание на отечественный пассажирский речной флот! От него ничего не осталось после перестройки!!! совсем ничего господа!!! Западно-Сибирское и Обь-Иртышского пароходства уже нет в помине - в одном Новосибирске было 6 судов 305 проекта, 15 "Ракет", 12 "Восходов", 4 "Метеора", с десяток "Заря" и теплоходов класса "Москва"... теперь всего две "Москвы" а остальное продано нагло в Китай и разрезано на металл....сгорел и речной вокзал и нет более в Сибири пассажирского речного флота
  • Аслан Цутиев 15:27, 12.07.2011
    0
    Нет кораблей - значит не надо. Всё, что не нужно, естественным образом, умирает.
  • Григорий Димковский 10:32, 13.07.2011
    0
    Личное мнение : "Булгария" перевернулась из-за недосточной метацентрической высоты или метацентрическая высота была близка к "О" нулю, а может быть даже отрицательной. Капитан дальнего плавания, Григорий Димковский
  • whopmailru
    Григорий Димковский whopmailru 22:20, 15.08.2011
    0
    Говорить просто о метацентрической высоте - значит не сказать ничего. Корабль сам по себе может утонуть только на кладбище кораблей от прогнивая корпуса, в остальных случаях его топит команда по разным причинам и при различных "отягчающих" обстоятельствах. Из той скудной информации, которая к нам просачивается через мощный фильтр СК можно предположить, что основной причиной явилось попадание большого количества воды в машинное отделение, причем не через иллюминаторы, а через гнилой корпус и/или гнилые трубы, постепенно. Об этом свидетельствует остановка главных и вспомогательных двигателей до совершения маневра (поворот на новый курс), т.е. вода затопила силовые электрические провода и вызвала короткое замыкание. Машинная команда не имела права откачивать грязную (замасленную) воду в открытый водоем. А дальше все, как по нотам: крен на правый борт изначально, плюс крен от поворота налево, плюс крен от сильного порыва ветра в левый борт, плюс крен от крутой (короткой речной) волны и плюс (в последнюю очередь) некоторые открытые иллюминаторы на правом борту. Все это одновременно. Сейчас можно много говорить о факторах, приведших к катастрофе, но, судя по тому, как судно установлено в док, бесспорно, вытекает одна общая формула, характерная для всего нынешнего состояния экономики: "дешевизна плюс быстрота минус совесть". Установка судна в док на ровный киль не является технической проблемой, но свидетельствует о полном отсутствии у руководителей операции совести и ответственности. Виктор Березкин, инженер-судоводитель.
  • И. Андреев
    whopmailru И. Андреев 01:20, 16.08.2011
    0
    Булгарию пустили в 1955, Волжскую ГЭС в 1958. Поскольку конструировали чехи, которые о ГЭС и штормах на водохранилилищах ничего не знали (не было указано в техническом задании, а сами не сообразили), то не предусмотрели систему контроля "от дурака" (типа той, что в моем комментарии ниже). Самый главный дурак сидит в правительстве. игорь андреев, конструктор 250 систем доводки сложных изделий (типа двигателей к ту160).
  • Борис Пичурин 14:52, 11.08.2011
    0
    О том, какие специалисты взялмсь устанавливать причину затопления "Булгарии",можно судить даже вот по какому факту. Судно находится в доке, так что выяснить причину столь быстрого затопления судна - 3 минуты, труда не составляет. А уровень спецов показывает то, что док упорно называют сухим, хотя это серийный плавучий док. При отсутствии других факторов, ни неработающий левый главный двигатель, ни тем более перегруз к затоплению бы не привели. Скорее всего, остаются две версии - открытые иллюминаторы (там еще есть закрываемый проем на уровне первой палубы) или резкий и неудачный маневр под волну, а если они происходят совместно, то ту вероятность затопления резко повышается. Но воду мутить будут еще долго, лейтенантов Коломбо у нас нет.
  • Игорь Андреев 15:26, 11.08.2011
    0
    У ту134 не было системы посадки, у Булгарии - сигнализатора предаварийного уровня воды за бортом. Во всем виноваты вице-премьер иванов и министр левитин, а также тот, кто нанимал их на работу.Обычное слабоумие в технике, разработке техрегламентов и жадность минтранса во всем: В тюрьму надо, в тюрьму, это однозначно. По моему опыту, если сажать и выгонять каждые 3 месяца (испытательный срок), то примерно 8 министр будет нормальным.
  • Алексей пупкин 03:22, 15.08.2011
    0
    Господин Александр Белов! Не несите ерунды, если не владеете вопросом. Суда пр.785 (т/х "Булгария") имеет класс РРР "О2,0" с постройки. А на счет переборок, просто поднимите конструктивный чертеж корпуса судна, а если не знаете что это такое, то хотя бы возьмите Справочник серийных транспортных судов и почитайте и/или подсчитайте сколько на судне данного проекта поперечных водонепроницаемых переборок, и на каких шпангоутах они расположены. Больше всего бесит, когда на такие серьезные темы начинают давать свою оценку и высказывать предположения всякие дилетанты, которые насмотрелись новостей, и начинают умничать.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Big Data Conference
14 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase