Архив rb.ru

"Факты перечеркивают версию, что причина крушения "Булгарии" - перегруз"

Архив rb.ru
Анна

Анна

Интервью с экспертом: через несколько лет в речные круизы ходить будет не на чем.

"Факты перечеркивают версию, что причина крушения "Булгарии" - перегруз"
В связи с крушением пассажирского круизного судна "Булгария" RB.ru взял интервью у пожелавшего остаться анонимным специалиста в области восстановления речных теплоходов и выяснить, в каком состоянии находится пассажирский речной флот в России. Большая часть судов давно устарела, и при этом нещадно эксплуатируется. Скоро в речные круизы в нашей стране ходить будет не на чем, уверен собеседник RB.ru.

Как вы можете охарактеризовать состояние пассажирских речных судов, работающих в России?

Состояние их разное, а объединяет одно: возраст. Самые молодые теплоходы построены в 80-х годах прошлого века, им без малого 30 лет. Большая же часть судов построена и закуплена в Венгрии, Чехословакии и Австрии в середине прошлого века. Расчетный срок их эксплуатации составляет около 40 лет. О нем не стоит забывать, даже если формальные характеристики корпуса плавсредства находятся в рамках допустимых параметров. Через определенное время судно перестает соответствовать нормам.

То есть ходить в речные круизы в России опасно?

Все зависит от собственника судна. Он обязан содержать его в технически исправном состоянии, и если он нормально относится к плавсредству, то путешествовать на нем безопасно, а если же он нещадно эксплуатирует его и не следит за его состоянием, не вкладывает в него ни копейки, то ничего хорошего от путешествия на нем ожидать нельзя.

И что у нас можно наблюдать чаще?

Я знаю случаи и нещадной эксплуатации судов, знаю и добропорядочных судовладельцев. Но надо понимать, что лишних средств нет ни у кого, и все круизные суда служат инструментами для  зарабатывания денег. Условно говоря, так же, как маршрутные такси. Только у "Газелей" срок жизни - 1 год, потом ее проще выкинуть. А  судно все-таки просто так не выкинешь, это дорогостоящий объект. Его можно эксплуатировать до поры до времени, а потом придется либо в него вкладывать большие деньги, либо продать другому судовладельцу.

Как тогда определить, стоит ли отправляться в круиз на том или ином плавсредстве? Что нужно узнать о нем перед тем, как купить путевку?

Если маршрут проходит через крупные водохранилища, где возможна высокая волна, где глубоко и до берега далеко, то на состояние судна нужно обращать особое внимание. Перед круизом хорошо бы побывать на нем и посмотреть, в каком оно находится состоянии. В машинное отделение может и не пустят, но даже состояние надстройки о многом скажет.

Вы хотите сказать, что по внешнему виду можно определить, в каком состоянии находится теплоход?

Мне кажется, что да. Если на судне чисто и опрятно - это одно, а если все на нем кривое и косое, небрежно замазанное масляной краской - это другое, тут стоит насторожиться. Кроме того, очень важно ознакомится с отзывами туристов, которые на этом плавсредстве уже ходили в круиз. Есть специальные форумы в интернете, на которых люди очень тщательно обсуждают чуть ли не каждый круиз на каждом судне. Найти информацию о теплоходе сейчас не проблема.

На "Булгарию" со стороны туристов как раз были нарекания...

Вот что касается этого конкретного судна, то здесь, несмотря на то, что расчетный срок его эксплуатации уже закончился, не велика вероятность того, что его крушение произошло по техническим причинам. Сегодня представитель Приволжской транспортной прокуратуры заявил, что судно вышло в рейс с неработающим левым двигателем, а кроме того, крен на правый борт составлял около четырех градусов. Между тем, на мой взгляд, судовладелец на эти утверждения ответил грамотно. Все это действительно не сказывается на управляемости судна, так что причина катастрофы связана, скорее всего, с человеческим фактором.  

Транспортная прокуратура говорила еще про перегрузку в 50 человек...

Я хорошо знаком с судами подобного класса. При увеличении нагрузки на судно примерно на 5 тонн, осадка судна увеличивается на 1 см. Даже если эти 50 человек весили по 100 кг, и их общий вес составлял 5 тонн, то все равно этого ничтожно мало для того, чтобы сыграть какую-то пагубную роль.  

Кстати, сейчас почему-то никто не вспоминает про теплоход "Арабелла", который проходил мимо и принял на борт 77 часть терпящих бедствие пассажиров. А ведь он на год старше "Булгарии" и тоже шел с полной нагрузкой, причем его вместимость превышает 200 человек. Эти факты, на мой взгляд, сразу перечеркивают версию о том, что причиной крушения "Булгарии" послужил перегруз.

Власти заявили, что в связи с трагедией начнется проверка всего водного пассажирского транспорта. Можно ли приблизительно оценить, какая доля плавсредств, эксплуатируемых в России, имеет нарушения? 

Все зависит от желания их выявить. Они есть абсолютно на каждом судне, поскольку теплоход - это очень сложное инженерное сооружение, намного сложнее, чем многоэтажный жилой дом. Я полагаю, что если руководство проведет тотальную проверку, большая часть судов будет списана, потому что им может быть предписано проведение настолько дорогой модернизации, что собственникам проще будет пустить их на металлолом, чем вкладывать в них безумные деньги.

Так что ходить в круизы скоро будет не на чем. Тем более, что за последние 30 лет в эксплуатацию не было введено ни одного плавсредства, их постоянно списывают, и их  количество уменьшается с каждым годом. На базе устаревших судов современные лайнеры не построишь, и эксплуатируют их не от хорошей жизни, а из-за отсутствия новых кораблей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop