Ольга Самофалова
Новая ФЦП должна сэкономить перевозчикам столько же денег, сколько нужно для ее выполнения
Более 80 млрд рублей экономии должна дать авиаперевозчикам новая "авиационная" Федеральная целевая программа - заявил в поддержку лоббируемого им документа глава Минтранса Игорь Левитин. Чиновник уверяет, что снижение издержек поможет авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты. В реальности ситуация выглядит далеко не такой однозначной.
Своеобразным способом попытался защитить министр транспорта Игорь Левитин новую Федеральную целевую программу "Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2015 годы". На заседании президиума правительства страны главный транспортник заявил, что "авиакомпании за счет снижения издержек смогут уменьшить стоимость авиационных перевозок".
Министр назвал предполагаемую экономию - это, по его словам, 80 млрд рублей. Занимательно, что озвученная сумма практически идеально совпала с объемом программы. Мероприятия программы потребуют около 82 млрд рублей, из которых почти три четверти поступят из федерального бюджета, а остальное покроют поступления от аэронавигационных сборов. Чиновникам довод понравился - министры одобрили выделение бюджетных денег под амбициозную ФЦП.
Громадье планов
По словам Левитина, снижение издержек авиакомпаний произойдет за счет создания более эффективной системы полетов по территории РФ. В частности, качество перевозок особенно транзитных, должно существенно улучшиться, пропускная способность трасс - увеличиться. Все вместе это позволит экономить время и средства при полете над территорией России.
Одним из элементов программы является модернизация радиолокалиционных систем (позволит улучшить метеопрогнозы), систем "взлет-посадка" в российских аэропортах (позволит сократить время), автоматизированной системы управления воздушным пространством (позволит частично снять нагрузку с диспетчерского аппарата). Планируется создание центров и закупка самолетов для улучшения организации авиационно-космического поиска и спасения.
В итоге, к 2015 году уровень безопасности воздушного движения должен вырасти в полтора раза, а покрытие территории страны авиационными поисково-спасательными силами должно составить 100%. Кроме того, через шесть лет должна увеличиться и пропускная способность воздушного транспорта - в 1,8 раза.
Сомнения
Отраслевые эксперты поставили аргумент министра под сомнение. Почти 80 млрд рублей - это огромная сумма, и пока из имеющихся данных программы не очень понятно, откуда эта экономия возьмется, говорит RB.ru отраслевой аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.
Очевидно, что новая ФЦП сможет привести к снижению расходов авиакомпаний на аэронавигационное и метеообслуживание диспетчерских служб. Однако эта не самая серьезная статья в нынешних расходах российских авиакомпаний - в себестоимости она составляет порядка 10-15%, поясняет эксперт. "Поэтому маловероятно, что снижение этих расходов вообще как-то отразится на цене", - делится своими соображениями Шаго.
Основным источников расходов в себестоимости перевозок (почти 50%) сегодня является керосин, стоимость которого продолжает расти. И, как отмечает Шаго, в обсуждаемом документе этот вопрос никак не затрагивается.
Впрочем, эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак, считает, что экономии на перевозках удастся добиться за счет оптимизации авиамаршрутов, что приведет к сокращению времени полетов, а соответственно, уменьшению расходов на топливо, рабочее время экипажа, амортизацию техники и т.д. Если оптимизировать воздушное пространство в одном из московских аэропортов, то можно сократить время захода самолетов на посадку на 20-25 минут, говорит Рыбак. Если учесть, что здесь приземляются ежегодно десятки тысяч рейсов, то можно говорить о серьезной экономии топлива, которое является основным источником расходов авиакомпаний.
Впрочем, коллега Рыбака из "Ингосстрах-инвестиций" уверяет, что воздушные маршруты в России уже и так прямые, и их оптимизация вряд ли серьезно поможет сэкономить авиакомпаниям. Даже если целевая программа все-таки позволит авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты, в любом случае придется подождать ее реализации, а это произойдет только через шесть лет. К тому времени проблема может перейти в другую плоскость: никто не знает, какими через полдесятилетия будут мировые цены на нефть, от которых в первую очередь зависит стоимость авиационного топлива.
Александр Мишарин, замминистра транспорта РФ об инвестиционной ситуации в транспортной области. Конференция "Ведомостей" по логистике
Своеобразным способом попытался защитить министр транспорта Игорь Левитин новую Федеральную целевую программу "Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2015 годы". На заседании президиума правительства страны главный транспортник заявил, что "авиакомпании за счет снижения издержек смогут уменьшить стоимость авиационных перевозок".
Министр назвал предполагаемую экономию - это, по его словам, 80 млрд рублей. Занимательно, что озвученная сумма практически идеально совпала с объемом программы. Мероприятия программы потребуют около 82 млрд рублей, из которых почти три четверти поступят из федерального бюджета, а остальное покроют поступления от аэронавигационных сборов. Чиновникам довод понравился - министры одобрили выделение бюджетных денег под амбициозную ФЦП.
Громадье планов
По словам Левитина, снижение издержек авиакомпаний произойдет за счет создания более эффективной системы полетов по территории РФ. В частности, качество перевозок особенно транзитных, должно существенно улучшиться, пропускная способность трасс - увеличиться. Все вместе это позволит экономить время и средства при полете над территорией России.
Одним из элементов программы является модернизация радиолокалиционных систем (позволит улучшить метеопрогнозы), систем "взлет-посадка" в российских аэропортах (позволит сократить время), автоматизированной системы управления воздушным пространством (позволит частично снять нагрузку с диспетчерского аппарата). Планируется создание центров и закупка самолетов для улучшения организации авиационно-космического поиска и спасения.
В итоге, к 2015 году уровень безопасности воздушного движения должен вырасти в полтора раза, а покрытие территории страны авиационными поисково-спасательными силами должно составить 100%. Кроме того, через шесть лет должна увеличиться и пропускная способность воздушного транспорта - в 1,8 раза.
Сомнения
Отраслевые эксперты поставили аргумент министра под сомнение. Почти 80 млрд рублей - это огромная сумма, и пока из имеющихся данных программы не очень понятно, откуда эта экономия возьмется, говорит RB.ru отраслевой аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.
Очевидно, что новая ФЦП сможет привести к снижению расходов авиакомпаний на аэронавигационное и метеообслуживание диспетчерских служб. Однако эта не самая серьезная статья в нынешних расходах российских авиакомпаний - в себестоимости она составляет порядка 10-15%, поясняет эксперт. "Поэтому маловероятно, что снижение этих расходов вообще как-то отразится на цене", - делится своими соображениями Шаго.
Основным источников расходов в себестоимости перевозок (почти 50%) сегодня является керосин, стоимость которого продолжает расти. И, как отмечает Шаго, в обсуждаемом документе этот вопрос никак не затрагивается.
Впрочем, эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак, считает, что экономии на перевозках удастся добиться за счет оптимизации авиамаршрутов, что приведет к сокращению времени полетов, а соответственно, уменьшению расходов на топливо, рабочее время экипажа, амортизацию техники и т.д. Если оптимизировать воздушное пространство в одном из московских аэропортов, то можно сократить время захода самолетов на посадку на 20-25 минут, говорит Рыбак. Если учесть, что здесь приземляются ежегодно десятки тысяч рейсов, то можно говорить о серьезной экономии топлива, которое является основным источником расходов авиакомпаний.
Впрочем, коллега Рыбака из "Ингосстрах-инвестиций" уверяет, что воздушные маршруты в России уже и так прямые, и их оптимизация вряд ли серьезно поможет сэкономить авиакомпаниям. Даже если целевая программа все-таки позволит авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты, в любом случае придется подождать ее реализации, а это произойдет только через шесть лет. К тому времени проблема может перейти в другую плоскость: никто не знает, какими через полдесятилетия будут мировые цены на нефть, от которых в первую очередь зависит стоимость авиационного топлива.
Александр Мишарин, замминистра транспорта РФ об инвестиционной ситуации в транспортной области. Конференция "Ведомостей" по логистике
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter