Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Государство пытается помочь авиакомпаниям снизить цены на билеты

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Новая ФЦП должна сэкономить перевозчикам столько же денег, сколько нужно для ее выполнения

Государство пытается помочь авиакомпаниям снизить цены на билеты
Более 80 млрд рублей экономии должна дать авиаперевозчикам новая "авиационная" Федеральная целевая программа - заявил в поддержку лоббируемого им документа глава Минтранса Игорь Левитин. Чиновник уверяет, что снижение издержек поможет авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты. В реальности ситуация выглядит далеко не такой однозначной.

Своеобразным способом попытался защитить министр транспорта Игорь Левитин новую Федеральную целевую программу "Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2015 годы". На заседании президиума правительства страны главный транспортник заявил, что "авиакомпании за счет снижения издержек смогут уменьшить стоимость авиационных перевозок".

Министр назвал предполагаемую экономию - это, по его словам, 80 млрд рублей. Занимательно, что озвученная сумма практически идеально совпала с объемом программы. Мероприятия программы потребуют около 82 млрд рублей, из которых почти три четверти поступят из федерального бюджета, а остальное покроют поступления от аэронавигационных сборов. Чиновникам довод понравился - министры одобрили выделение бюджетных денег под амбициозную ФЦП.

Громадье планов

По словам Левитина, снижение издержек авиакомпаний произойдет за счет создания более эффективной системы полетов по территории РФ. В частности, качество перевозок особенно транзитных, должно существенно улучшиться, пропускная способность трасс - увеличиться. Все вместе это позволит экономить время и средства при полете над территорией России.



Одним из элементов программы является модернизация радиолокалиционных систем (позволит улучшить метеопрогнозы), систем "взлет-посадка" в российских аэропортах (позволит сократить время), автоматизированной системы управления воздушным пространством (позволит частично снять нагрузку с диспетчерского аппарата). Планируется создание центров и закупка самолетов для улучшения организации авиационно-космического поиска и спасения.

В итоге, к 2015 году уровень безопасности воздушного движения должен вырасти в полтора раза, а покрытие территории страны авиационными поисково-спасательными силами должно составить 100%. Кроме того, через шесть лет должна увеличиться и пропускная способность воздушного транспорта - в 1,8 раза.

Сомнения

Отраслевые эксперты поставили аргумент министра под сомнение. Почти 80 млрд рублей - это огромная сумма, и пока из имеющихся данных программы не очень понятно, откуда эта экономия возьмется, говорит RB.ru отраслевой аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.

Очевидно, что новая ФЦП сможет привести к снижению расходов авиакомпаний на аэронавигационное и метеообслуживание диспетчерских служб. Однако эта не самая серьезная статья в нынешних расходах российских авиакомпаний - в себестоимости она составляет порядка 10-15%, поясняет эксперт. "Поэтому маловероятно, что снижение этих расходов вообще как-то отразится на цене", - делится своими соображениями Шаго.

Основным источников расходов в себестоимости перевозок (почти 50%) сегодня является керосин, стоимость которого продолжает расти. И, как отмечает Шаго, в обсуждаемом документе этот вопрос никак не затрагивается.

Впрочем, эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак, считает, что экономии на перевозках удастся добиться за счет оптимизации авиамаршрутов, что приведет к сокращению времени полетов, а соответственно, уменьшению расходов на топливо, рабочее время экипажа, амортизацию техники и т.д. Если оптимизировать воздушное пространство в одном из московских аэропортов, то можно сократить время захода самолетов на посадку на 20-25 минут, говорит Рыбак. Если учесть, что здесь приземляются ежегодно десятки тысяч рейсов, то можно говорить о серьезной экономии топлива, которое является основным источником расходов авиакомпаний.

Впрочем, коллега Рыбака из "Ингосстрах-инвестиций" уверяет, что воздушные маршруты в России уже и так прямые, и их оптимизация вряд ли серьезно поможет сэкономить авиакомпаниям. Даже если целевая программа все-таки позволит авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты, в любом случае придется подождать ее реализации, а это произойдет только через шесть лет. К тому времени проблема может перейти в другую плоскость: никто не знает, какими через полдесятилетия будут мировые цены на нефть, от которых в первую очередь зависит стоимость авиационного топлива.

Александр Мишарин, замминистра транспорта РФ об инвестиционной  ситуации в транспортной области. Конференция "Ведомостей" по логистике

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter