Индивидуальная помощь

Расскажите друзьям

Главная составляющая управления - это общение с людьми


Если в обычной жизни проблемы взаимоотношений с окружающими сплошь и рядом мешают людям жить, было бы наивно полагать, что они не мешают управлению предприятием.

Управленческая война

Крупная российская торговая компания преобразовала отдел кадров в подразделение по работе с персоналом и наняла для него нового начальника. Руководителям других отделов реформы нового управленца пришлись не по душе, и они стали неявно саботировать его работу. Очень часто подобные ситуации заканчиваются уходом нового управленца, но в данном случае менеджер предпочел обратиться за индивидуальной помощью к консультантам. Совет, который он получил, был прост, но эффективен. Нужно установить доверительные отношения с ключевыми сотрудниками компании, объяснить им, почему сложившаяся ситуация противоречит интересам дела, и добиться официального закрепления своих полномочий.

По мнению заместителя директора ИКФ "АЛЬТ" (Санкт-Петербург) Дмитрия Сироткина, подобные "управленческие войны" возникают очень часто. "Даже в самых преуспевающих компаниях возможно соперничество, - говорит Сироткин. - И решение этих проблем зависит от руководства компании и от личности самого менеджера. Он должен знать внутреннюю политику в компании, понимать, кто есть кто, уметь себя правильно вести с разными людьми. Иначе он проиграет и будет "министром без портфеля", а точнее, начальником без отдела".

Для того чтобы помочь менеджеру справиться с соперниками внутри компании, консультант негласно проводит диагностику ситуации. После этого совместно с клиентом вырабатывает алгоритм действий для достижения цели. "Если дело происходит в компании с упорядоченным менеджментом, то, как правило, процесс инициируется с помощью официального письма руководству или выступления", - говорит директор отдела инвестиционных проектов консультационной кадровой компании Abercade Владимир Авдеенко. Кроме этого клиент пытается создать благоприятную для себя неформальную ситуацию.

Крупный холдинг купил новый завод. На место директора претендовали несколько руководителей департаментов головного офиса. Один из претендентов обратился за персональной помощью к консультанту. Тот выяснил, кто и как принимает решение о назначении, что представляют собой соперники его клиента, каковы условия, при которых возможно такое назначение, и дал клиенту несколько рекомендаций. Во-первых, претендент на директорское место подчеркнуто отказался от лоббирования своих интересов в структуре своей компании. Во-вторых, пользуясь уже имеющимися полномочиями, он стал часто посещать купленное предприятие, чтобы изучать его и общаться с менеджерами (они в свою очередь смогли оценить его деловые качества). В общении с сотрудниками по офису клиент, наоборот, вел себя очень сдержанно, не выказывая особой заинтересованности в этом назначении (чтобы другие претенденты не воевали против него). В-третьих, он начал писать подробный инвестиционный план по этому проекту, в котором продемонстрировал хорошее знание тонкостей работы предприятия. В результате у руководства холдинга сложилось то впечатление, которого добивались консультант и его клиент-управленец. Руководители холдинга пришли к выводу, что в то время, когда большинство претендентов интриговали, чтобы получить это место, этот управленец вел себя достойно и конструктивно. В результате он получил директорское место.

Подобные индивидуальные консультации стоят от $2000 до $10 000 в зависимости от сложности задачи. "Как правило, таких заказов не бывает много, - говорит Владимир Авдеенко. - В месяц приходят несколько человек. И лишь один из них становится клиентом. Остальным достаточно одной-двух консультаций".

Работа над собой

Управленческие войны - это экстремальная ситуация, которая встречается не каждый день. Но довольно часто груз жизненных установок и комплексов тормозит работу управленца, мешает ему эффективно общаться с подчиненными, коллегами или партнерами. Чтобы перестроить свое поведение, иногда человеку нужен взгляд со стороны. В этом случае помогает "коачинг", т. е. индивидуальные тренировки для высвобождения у менеджера или предпринимателя скрытого делового и психологического потенциала.

Владелец крупного бизнеса с большим предпринимательским талантом привык работать по 14 - 16 часов ежедневно. Вечером нередко падал от изнеможения. Желая сделать труд не таким изматывающим и при этом более эффективным, он обратился к консультантам. Первым этапом работы был индивидуальный "ассесмент" - системная оценка психологических и деловых качеств с целью составления "портрета личности". В результате исследования выяснилось, что загруженность его была так высока прежде всего потому, что он привык все контролировать лично. Во-вторых, оказалось, что он тратит так много времени на работу потому, что не обладает навыками приоритезации (ему все вопросы казались одинаково важными). Кроме этого он не умел анализировать сложившуюся ситуацию, охотно брался за разные выгодные предприятия, но не оценивал заранее их последствия. Это плохо сказывалось на бизнесе. Выяснилась и еще одна личная особенность. Предприниматель считал, что, если он не падает от усталости, значит, работал в этот день плохо.

"Данная мера позволяет человеку увидеть, чего он добился, и понять, почему он не добился большего", - говорит заместитель генерального директора консультационной компании "RHR International/Экопси" Марк Розин. По словам Розина, очень важно, чтобы клиент принял составленный психологом "портрет" и согласился изменить себя.

Далее составляется план действий. Бизнесмену, который перерабатывал, было рекомендовано поменять стиль работы с людьми. "Для многих менеджеров, предпринимателей очень важно научиться руководить людьми не по процессу, а по целям, "отпускать" подчиненных "на длинном поводке", научиться делегировать полномочия и контролировать лишь результаты, а не весь процесс выполнения", - говорит Марк Розин.

Стоимость подобной услуги складывается из двух частей - платы за ассесмент и платы за сам коачинг. Индивидуальный ассесмент стоит от $1500 до $10 000. Цена подскакивает в том случае, если необходимо не только составить психологический портрет, но и проанализировать занимаемую клиентом позицию, а также составить так называемый "профиль успеха". Далее, встречаясь с консультантом два раза в месяц, клиент платит за коачинг от $1000 до $2000 в месяц. "Прежде всего за этой услугой обращаются топ-менеджеры и предприниматели, - говорит Марк Розин. - Обращаются те люди, от личных качеств и состояния которых зависит бизнес".

Однако помимо изощренного коачинга (обычно он длится от шести месяцев до года) есть и более простые методы. "Многие руководители компаний нуждаются во внешнем советнике, - говорит старший консультант, партнер компании Pathways Consulting Олег Трояновский. - Им нужен человек, с которым они могут делиться мыслями, обсуждать важные вопросы. Но при этом такой человек должен быть профессионалом и не зависеть от компании". На эту роль часто подходит внешний консультант, который может выступать как аналитик, давать советы по оптимизации управления компанией, а также помогать руководителю выстроить свой имидж, изменить стиль руководства. Стоимость услуг такого внешнего советника-консультанта в зависимости от сложности решаемых вопросов обычно колеблется от $100 до $300 в час.

В поисках своего места

В кризис многие компании вынуждены были резко сократить штат. Результатом стало внезапное перенасыщение рынка труда большим количеством высококлассных профессионалов. "Несмотря на то что потерявшие работу люди были хорошими специалистами, многие из них не умели искать новое место, - говорит глава московского представительства кадровой компании Nicholson International Александр Забузов. - И тогда мы создали специальный пакет услуг, которые могли бы помочь таким людям найти себе новое достойное место". Bristol Myers Squibb после кризиса решила закрыть московское отделение одной из своих компаний - Clairol. Сорок специалистов пришлось уволить. Для них в Nicholson International были заказаны индивидуальные услуги. Консультанты протестировали каждого специалиста, чтобы выявить его достоинства и недостатки. Потом провели исследование рынка труда под каждого конкретного человека. Таким образом определился сектор бизнеса, где специалист может быть востребован. Для некоторых удалось найти новые места работы. В ходе подобной индивидуальной консультации психолог также объясняет, как держать себя перед работодателем, как писать резюме, на какие профессиональные и личные качества напирать в разговоре с нанимателем и т. п. Бывшему главе упраздненного московского представительства Clairol Андрею Дасковскому консультанты посоветовали поехать за границу и получить MBA. Несколько дней назад он вернулся с учебы из Лондона. "Все без исключения мои бывшие сотрудники в данный момент находятся на позициях лучших, нежели те, что они имели в Clairol. И это не без помощи консультантов", - говорит Андрей Дасковский. По словам Александра Забузова, этот род услуг подходит не только тем, кого уволили, но и тем, кто хочет сменить индустрию, хочет поработать в другом секторе рынка. Для такого клиента консультант становится как бы проводником по незнакомой местности. Только важно знать, что один рабочий день такого консультанта может стоить $900 - 950.

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 18 октября 2005 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase