Как не допустить раскола в коллективе из-за политических дебатов? Советы консультантов
Глава "Яндекс.Украина" оставил свой пост из-за записи в Facebook об одесских событиях
Высказывания Топ-менеджера "Яндекс.Украина" Сергея Петренко о событиях в Одессе на своей странице в социальной сети Facebook привели к тому, что топ-менеджер принял решение оставить свой пост на неопределенный срок. RB.ru попросил консультантов по управлению дать советы о том, как не допустить раскола в коллективе из-за политических дебатов, как понизить градус дискуссии и где проходит граница между частным мнением и репутацией компании?
"Всё хорошо. Практически зачистили город от сепаратистов. Так что летом ждем", - прокомментировал Сергей Петренко события в Доме профсоюзов. Позднее Петренко удалил некоторые свои комментарии.
RB.ru обратился в "Яндекс" за комментариями относительно правил обсуждения темы Украины в компании, на встречах с украинскими партнерами и коллегами из украинского офиса или специальных правил об озвучивании своей позиции в соцсетях.
"Сказанное Сергеем Петренко не имеет никакого отношения к компании. Это не наша официальная позиция, а личная эмоциональная реплика одессита Сергея из большого диалога в фейсбуке - в котором он, безусловно, не поддерживал сожжение людей. Мы искренне выражаем соболезнования родным и близким всех погибших в Одессе", - заявила Ася Мелкумова, пресс-секретарь "Яндекса", от остальных комментариев представитель компании отказалась.
Вечером 5-го мая стало известно, что Петренко принял решение оставить свою должность. "В текущей обстановке моя личная позиция как человека и гражданина переносится на весь «Яндекс», который соблюдает политическую нейтральность. От этого может пострадать вся компания, в которую вложен труд как мой, так и тысяч моих коллег", — написал Петренко в своем блоге.
"С моей точки зрения, человеческая жизнь бесценна и поддержка убийства (пусть только в риторике) недопустима, независимо от должностной позиции высказывающегося", - прокомментировала высказывания Петренко Марина Вишнякова, управляющий партнер PM TEAM. По мнению эксперта, если человек - публичная персона, к мнению которой прислушиваются многие, взвешенность суждений приобретает критический смысл, и в этой ситуации позволять себе спонтанную эмоциональность, невзирая на личностные особенности и стремления, нельзя.
Вопросы публичности
Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию Ward Howell, говорит, что правила, затрагивающие вопросы публичности менеджеров в СМИ и соцсетях, существуют во многих западных (да и в крупных российских) компаниях. "На уровне топов, как правило, не возникает сомнений, что лучше чего-то не сказать и лишний раз перепроверить свои высказывания с точки зрения корпоративной этики и репутации", - говорит Бурова. Консультант поясняет, что обычно такие проблемы характерны для рядовых сотрудников, размещающих эпатажные ролики и посты. Что же касается руководителей, то они способны включать самоконтроль, понимая, что есть темы, которые могут нарушить мир внутри компании или вызвать негативную реакцию внешних партнеров. "И дело здесь не в ограничении свободы слова, а в высоком уровне ответственности за сохранение конструктивной атмосферы и позитива. Роль топ-менеджера в том числе и в этом состоит, чтобы помогать сохранять баланс и равновесие компании и коллектива в бурные времена, отделяя зерна от плевел", - подчеркивает Бурова.
"Граница кулака топ-менеджера заканчивается там, где начинается граница свободы носа компании, - перефразирует известную английскую поговорку Вишнякова, - чем более значима и известна компания, чем больше у нее системообразующая отраслевая роль, тем более аккуратно должны ее сотрудники (всех уровней) высказываться публично". Эксперт считает, что в работе топ-менеджера очень высока роль дипломатии. "Если топ-менеджер не обладает дипломатичностью, умением согласовывать интересы, умением сдерживать свои эмоции, он профессионально не пригоден. Социальная ответственность крупного бизнеса настолько высока, что топ-управленцы просто не могут себе позволить радикальное «личное мнение», пока находятся на службе в серьезной компании", - отмечает Вишнякова.
Лучшее лекарство
Сегодня в интернете гуляют фотографии из неопознанных офисов о штрафах за обсуждение темы Украины на рабочем месте. В российских представительствах международных компаний (Coca Cola Hellenic, Leo Burnett, Knight Frank), куда мы обратились с официальным запросом, от комментариев отказались. Анонимно сотрудники Shell рассказали, что подобные дебаты имеют место и в их офисах, однако в рамках делового общения, но каких-либо санкций или запретов на обсуждение темы нет.
Опрошенные RB.ru эксперты сходятся во мнении, что офисные разговоры о политике случаются от избытка свободного времени, и советуют бороться с ними трудотерапией. "Разговоры напряженные возникают в расслабленной рабочей атмосфере. Поставьте дополнительные задачи, проводите чаще мониторинг выполнения поручений, предложите проанализировать лишний раз действия конкурентов или разработать идеи стратегически важных проектов, подумайте над оптимизацией ресурсов. И все это - не вникая в суть разговоров сотрудников, о чем бы они ни были - о политике или о погоде", - советует Анна Бурова.
"Особенно важно, чтобы руководители подразделений и служба персонала планировала загрузку людей в периоды «глобальных интернет-потрясений» так, чтобы все рабочее время было занято именно работой - и степень эффективной занятости напрямую влияла бы на заработок. Заодно получится мини-ассесмент: кто работу работает, а кто языком крутит в курилке", - советует Вишнякова.
Офисная дипломатия
Вишнякова говорит, что другое дело, если у компании есть, например, украинские партнеры. Она приводит пример проекта PM TEAM с ведущим холдингом в нефтехимии, у которого много активности с Украиной. "Негласно (не официально, а именно негласно, на уровне «правил хорошего тона») в компании обсуждение глобальных (а тем более, оценочных) отношений между Россией и Украиной считается недопустимым. Люди мягко сворачивают разговоры на эту тему, но при этом не прерывают деятельность - ориентируясь на свои отношения с конкретными клиентами, а не с их принадлежностью к кризисному государству", - рассказывает консультант. По словам эксперта, обсуждений правительственных решений (с обеих сторон) вообще – нет: "Ничего личного - только бизнес. Бизнес вообще очень сильно оздоровляет международную обстановку, как мне кажется. Поэтому развитие бизнеса и создание для него режима максимального благоприятстования - залог здоровой психики нации. Любой нации", - говорит Вишнякова.
Другая история
Вишнякова также напоминает о недавнем скандале, разразившемся в связи с заявлениями известного актера Ивана Охлобыстина, занимавшего пост креативного директора "Евросети", по поводу принятия закона против гей-пропаганды. "Резкость оценки нетрадиционной ориентации из уст актера была бы не так весома, если бы при этом он не был директором по маркетингу крупнейшего ритейлера, имевшего международные связи - в том числе, с клиентами, толерантно относившимися к нетрадиционной ориентации. В итоге топ-менеджер расстался со своим местом. Якобы по собственному желанию, однако всем очевидно, что, во-первых, из-за этого высказывания, а во-вторых, не по собственному желанию, а по соглашению с руководством компании, которое не могло сохранить одновременно и столь радикально невыдержанного топа, и международные контракты", - говорит Вишнякова.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 И советы, и реклама: как продавать товары с высоким чеком с помощью «Яндекс.Дзена»
- 2 Курьерская доставка: как настроить и использовать
- 3 Как удвоить трафик на сайт с помощью «Яндекс.Дзена»: кейс телеканала RU.TV
- 4 «Яндекс» открыл набор на оплачиваемую стажировку в Москве
- 5 «Яндекс.Дзен» запустил новый алгоритм
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024