Как разобраться в условиях франшизы

Расскажите друзьям

Советы брокера

Задавшись целью найти подходящую франшизу, человек просматривает десятки, а то и сотни предложений. Что-то не подходит по деньгам, к чему-то душа не лежит. Как правило, в итоге остается 2-3 концепции, условия которых стоит внимательно изучить. Сделать это самостоятельно не всегда просто. Помочь разобраться мы попросили брокера Департамента развития франчайзинга Deloshop Дмитрия Подкидышева.

1.    За что Вы платите?
Первый вопрос, который мне обычно задают потенциальные франчайзи: «что входит в обозначенную сумму инвестиций?». Любого человека волнует, сколько денег он потратит, и за что их с него берут. Обычно в заявленную стоимость франшизы входят:
•    Паушальный взнос. Это единовременная выплата, которая взимается франчайзером за право работы под принадлежащей ему маркой. Другими словами Вы покупаете право присоединиться к существующей сети.
•    Товарное наполнение. Если речь идет о товарной франшизе, то в стоимость закладывается товарное наполнение, рассчитанное на минимальную торговую площадь с 2-3 месячным запасом, а также доступ к общей     базе (например, 1С) для подсортировки. Если мы имеем дело с франшизой услуг или общественного питания, то в стоимость входят расходные материалы, программное обеспечение, сопутствующие услуге товары и пр.
•    Торговое оборудование. Некоторые франчайзеры обязывают закупать оборудование только через них. Но есть и такие, которые позволяют партнерам изготавливать оборудование на месте. В этом случае его стоимость вычитается из общего объема инвестиций. Схемы и чертежи присылаются бесплатно.

2.    Каковы дополнительные расходы?
Франчайзер продает Вам непосредственно концепцию/идею/формат. Ни одно франчайзинговое предложение не учитывает расходы на аренду торговой площади, заработную плату персонала и коммунальные платежи. Также придется дополнительно оплачивать:
•    Логистика. Если оборудование для Вас изготавливает франчайзер, то за его транспортировку платить будете Вы. Именно поэтому многие предпочитают делать торговое оборудование в своем регионе. Расходы на доставку товара также ложатся на франчайзи.
•    Дизайн-проект. Администрации торгового центра, с которым у Вас есть договоренность, необходимо понимать, как будет выглядеть будущий магазин/кафе/студия. Для этих целей существует дизайн-проект – изображение точки в реальном интерьере. Как правило, дизайн-проект стоит  в районе 10-20 тысяч рублей.
•    Роялти. Это ежемесячный платеж за право пользования лицензией, технологией, патентом и т.д. Может быть фиксированным или привязанным к деятельности франчайзи. Надо понимать, что франчайзер в любом случае должен зарабатывать на франчайзи, иначе в его деятельности просто  нет смысла.  Поэтому роялти есть в любой франшизе: просто в услугах и общепите он выделен как отдельный платеж, а в товарных концепциях скрыт в стоимости закупки.
•    Выезд команды. Перед открытием к Вам в город приедет команда специалистов, которая поможет подобрать и обучить сотрудников, поработает на точке вместе с персоналом, чтобы на практике передать наработанный опыт, проследит за соблюдением стандартов компании. Проживание и транспортные расходы лягут на принимающую сторону.

3.    Когда я выйду «в ноль»?
Большинство франчайзинговых предложений содержат срок окупаемости инвестиций. Надо понимать, что показатель этот усредненный и довольно условный, ведь та же ставка аренды, тарифы на электроэнергию, заработная плата, да просто площадь точки у каждого франчайзи своя. Именно поэтому всегда делайте собственные расчеты.  Хорошо, если франчайзер предоставляет электронный калькулятор, в который вставляются реальные затраты франчайзи на открытие точки. Для категории инвестиций до 500 тысяч рублей адекватный срок окупаемости франшизы до полугода. От 500 тысяч до 1, 5 миллиона около года. От 1, 5 до 3 миллионов – до 2 лет.

4.    Кто ищет помещение?
Поиском торгового помещения франчайзи занимается самостоятельно. Франчайзер может предоставить рекомендательные письма и презентации марки для торговых центров, однако процесс переговоров и утверждения полностью ложится на плечи франчайзи. В редких случаях, помочь клиенту с подбором помещения  может брокер  - случается, что торговые центры присылают нам информацию по свободным площадям.  
Хороший франчайзер заинтересован  в том, чтобы его партнер работал долго и успешно. Именно поэтому подобранную торговую площадь могут и не утвердить. Если франчайзеру все равно, куда Вы встаете, задумайтесь – думает ли  он о долгосрочном сотрудничестве или его задача просто продать франшизу и быстро заработать на этом?

5.    Где я могу продавать?
Во франчайзинге существует понятие эксклюзива на территорию. Это может быть регион, город, район и даже улица,  на которой никто кроме Вас не может продавать такой товар или кормить людей такими гамбургерами. Посмотрите внимательно, что именно Вам предлагается и на какой срок. Обычно франчайзер предоставляет эксклюзивное право на первый год работы, далее франчайзи ставят перед выбором – либо открывать еще одну точку, либо терять эксклюзив.
Также важно уточнить, работает ли франчайзер с оптовиками в Вашем регионе, и каков будет их статус при открытии фирменной точки. 

Deloshop.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
MY.TECH
22 мая 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase