Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Китайская угроза российскому автопрому

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Чиновники могут дать "зеленый свет" китайской Great Wall на строительство завода в России

Китайская угроза российскому автопрому

  Great Wall может стать первым и, возможно, единственным китайским автопроизводителем, который добьется от МЭРТ и Минпромэнерго права на промышленную сборку автомобилей в России. Промсборка даст возможность китайцам беспошлинно ввозить автокомплектующие.

Непробиваемая китайская стена

Great Wall - первая китайская компания, которая захотела построить завод в России в 2005 году. Однако, китайцев постоянно преследовали неприятности. В августе прошлого года Great Wall временно заморозила проект, поскольку не получила одобрения регулирующих органов.

Правда, уже в сентябре министр экономического развития Герман Греф успокоил: с российской стороны все принципиальные вопросы решены, остались только "технические". Затем Great Wall учредила с правительством Татарии СП по производству автомобилей - ОАО "Грейт Вол Алабуга Мотор" с долей 75 % акций. Проект предусматривал строительство завода мощностью 70 тыс. автомобилей за $100 млн в особой экономической зоне "Алабуга" (Татарстан). Китайцы намерены выпускать внедорожники Hover, два седана класса B - Peri и Florid, а также седан представительского класса Cowry. Производство должно было начаться в 2007 году.

Однако, заявку в Минэкономразвития на получение права создавать производство в режиме промышленной сборки китайская компания подала только в апреле этого года. В это же время Great Wall направила заявку в РосОЭЗ на получение статуса резидента промышленно-производственной зоны "Алабуга" в Татарстане. Тогда заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Дмитрий Левченков отметил, что сборка автомобилей в рамках режима промсборки компанией-резидентом ОЭЗ, не противоречит законодательству. Правда, из-за этого к Great Wall будут ужесточены требования. Например, если у других автопроизводителей уровень локализации должен составлять 30%, то Great Wall должна будет локализовать 50% комплектующих.

Красный свет для китайцев

Китайских автопроизводителей в России не рады видеть в первую очередь отечественные компании. Легковые автомобили из Поднебесной являются прямыми конкурентами продукции "АвтоВАЗа". Чиновники решили устранить китайскую угрозу российскому автопрому. Как сообщал "Коммерсант", в июле МЭРТ и Минпромэнерго провели совещание, на котором неофициально было решено оттягивать процесс подписания соглашений о промышленной сборке с китайскими автоконцернами до последнего момента.

Режим промышленной сборки дает китайским производителям возможность удешевить производимый автомобиль как минимум на $1 тыс. Такое снижение цены для бюджетного автомобиля очень существенно. Поэтому-то китайцы так стремятся подписать получить право на промсборку (см. доп.материал).

Профильные ведомства уже подписали такие договора практически со всеми западными автоконцернами, подавшими соответствующую заявку. Остались только японская Mitsubishi и корейская Hyundai, а также четыре китайских автопроизводителя. Однако, до сих пор ни один китайский производитель права на промсборку не получал и считается, что уже никогда не получит.

У Great Wall есть шанс стать исключением. Во всяком случае,  зампредседателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь уверяет, что уже в ближайшее время российские чиновники примут решение по проекту строительства завода Great Wall "Информация о том, что для строительства китайских автозаводов в России создаются препятствия, не соответствуют действительности" - резюмировал чиновник, передает Прайм-Тасс.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter