Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Компании увеличивают затраты на персонал – новая гонка зарплат?

Архив rb.ru

В большинстве компаний кризис преодолен

Компании увеличивают затраты на персонал – новая гонка зарплат?
 

Последнее всероссийское исследование Kelly Services, проведенное среди ведущих российских и западных компаний показало - в 2011 году большинство работодателей декларируют увеличение расходов на зарплаты и бонусы, а также на иные компенсации и льготы для своих сотрудников.  

Аналитический центр международной компании по предоставлению решений в области управления персоналом Kelly Services и отделение «Кадровый консалтинг» Kelly Outsourcing & Consulting Group в марте - мае 2011 года провели третье всероссийское исследование «Управление затратами на персонал в 2011 году», фиксирующее изменения в структуре расходов на персонал, производимых компаниями.

В первом подобном исследовании, проведенном в апреле 2009 года, приняли участие 94 ведущие российские и западные компании, в 2010 году количество участников достигло 106, в 2011 году данные для исследования предоставили 209 компаний из 20 отраслей.

В рамках исследования проводился анализ следующих аспектов:

1.                       Динамика изменения численности персонала в 2010-2011 гг.;

2.                       Динамика изменений заработной платы сотрудников 2010-2011 гг. и основные факторы, влияющие на принятие решения об изменении размера оклада сотрудников;

3.                       Динамика изменений размера бонусов и премий, выплачиваемых сотрудникам в 2010-2011 гг.;

4.                       Изменение портфеля дополнительных компенсаций и льгот для сотрудников;

5.                       Тенденции бюджета на развитие HR-бренда компании.

1.                       Изменение численности персонала в 2010-2011 гг.

В 2010 году около 40% компаний заявили о планах увеличить до конца года численность персонала, средний рост предполагался на уровне 36%. В результате, за период со 2 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года численность сотрудников выросла в 45% компаний, рост составил в среднем 29%. «Оптимизация» персонала продолжилась лишь в 13% компаний, штат которых сократился в среднем на 14%.

До конца 2011 г. планы работодателей все также ориентированы на рост. Среди респондентов 49% компаний планируют увеличить численность персонала в среднем на 22% и только 9% компаний планируют уменьшение численности.

В соответствии с прогнозом до конца 2011 года наиболее быстрыми темпами с точки зрения роста численности персонала отличаются отрасль Услуги для бизнеса (28,5%), Финансы, инвестиции и страхование (27,9%), а также отрасль Химии и материалов (24,6%).



  Полученные данные отражают тенденции восстановления российской экономики, начавшиеся во втором квартале 2010 г.

2.                       Изменение размера фиксированной части заработной платы (оклада) сотрудников в 2010-2011 гг.

В период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. только 6% работодателей сократили зарплаты своим сотрудникам, 12% участников исследования никаких изменений не проводили, 18% участников исследования проводили выборочные повышения в индивидуальном порядке, и 65% компаний повысили оклады всех или значительной части своих сотрудников (в среднем на 10%). До конца 2010 года 20% компаний планировали зафиксировать размер базовой части заработной платы, 2% планировали оклады сокращать, а  61% планировал их повышать.

Проведенное исследование показало, что в период с апреля 2010 г. по апрель 2011 г.  62% работодателей повысили оклад своим сотрудникам (в среднем на 10%, хотя планировали повышение на 8,6%), 15% компаний оставили оклады без изменений, а оставшаяся часть респондентов ответила, что повысила оклады группе сотрудников либо в индивидуальном порядке.

В планах на 2011 год только 12% компаний не определились с политикой в отношении пересмотра размера оклада, в то время как 61% компаний планирует повышение (всем сотрудникам - 33%, индивидуально - 14%, группе сотрудников - 14%).

Важно отметить, что среди факторов, значимых при принятии решения об изменении уровня заработных плат появился такой критерий, как Исследования и обзоры специализированных компаний, который принимают во внимание 55% респондентов, наравне с Индивидуальными показателями работника (66%), Инфляцией (57%) и Показателями деятельности компании в России (49%).

Лидерами по росту заработной платы в период с апреля 2010 г. по апреля 2011 г. стали Телекоммуникации (в среднем 12,38%), Строительство (12%), Транспорт и логистика (12%).



  3.                       Изменение принципов расчета бонусов сотрудников в 2010-2011 гг.

В 2010 году 73% компаний планировали выплачивать бонусы и премии сотрудникам (включая 6% компаний, которые планировали выплаты премий только управленческому звену). В то же время 10% компаний не предполагали выплат бонусов, а 16% на момент опроса еще не приняли решение о выплатах.

По факту по итогам 2010 года 83% компаний-участниц опроса выплачивали бонусы и премии в том или ином виде, при этом почти половина компаний (47%) осуществили выплаты Всем своим сотрудникам.

Интересно отметить, что прогнозируемые бонусы на конец 2011 г. ниже, чем выплаченные бонусы в 2010 г. для всех категорий персонала, кроме специалистов по продажам и рабочих (Рис. 3).



  4.                       Материальные льготы и другие расходы на сотрудников в 2010-2011 гг.

В 2011 году бюджет на «Социальный пакет» не претерпел значительных изменений со времени кризисной оптимизации расходов. Компании продолжают придерживаться выбранной стратегии плавного и постепенного расширения социального пакета. При анализе бюджета на материальные льготы наиболее частыми вариантами ответа относительно льгот в компании были «сохранение льготы в прошлом объеме» либо «льгота отсутствует».

Основными элементами социального пакета, предлагаемого сегодня сотрудникам, по-прежнему являются мобильная связь (92%), обучающие программы (91%), программы добровольного медицинского страхования (80%) (Рис. 4).

При этом, бюджет на обучающие программы продолжает демонстрировать наиболее ярко выраженную разнонаправленную динамику. Около 38% компаний повысят соответствующие расходы в 2011 г., тогда как порядка 8% компаний планирует бюджет снизить.



  5.                       Бюджет на развитие HR-бренда компании

В настоящее время большинство компаний осознают необходимость укрепления своего имиджа как работодателя для привлечения и удержания сотрудников. HR-бренд компании рассматривается как один из важнейших инструментов в борьбе за таланты.

В текущем исследовании на вопрос «Выделяется ли в вашей компании специальный целевой бюджет на развитие бренда работодателя в 2011 году?» утвердительно ответили 39% респондентов . При этом практически все компании в той или иной форме планируют в 2011 году дополнительные мероприятия, направленные на создание бренда работодателя и на удержание сотрудников. Интересно отметить, что в 2011 г. большая часть мероприятий ориентирована «вовнутрь» (на удержание текущих сотрудников). Лидеры рейтинга - корпоративные мероприятия (83%) и новые программы обучения и развития (68%).

Вместе с этим компании понимают важность мониторинга внутреннего климата в компании, поэтому планируются программы оценки действующих сотрудников (67%), исследования лояльности и удовлетворенности (66%).

Мероприятия, направленные на позиционирование компании как работодателя «вовне» (участие в ярмарках вакансий, привлечение выпускников, имиджевая реклама), планирует около трети компаний-респондентов.

Важно также отметить, что работодатели уделяют внимание и режиму рабочего времени, предоставляя сотрудникам возможность гибкого графика (19% компаний в 2011 г. против 10% работодателей в 2010 г.)



  Основные выводы:

Если в начале 2010 года результаты исследования свидетельствовали о том, что говорить о преодолении кризиса еще рано, то данные текущего опроса позволяют утверждать: в большинстве компаний кризис преодолен и они выходят на устойчивую положительную динамику.

§ большинство компаний (62%) планирует увеличение расходов на оплату труда;

§ половина компаний (49%) планирует увеличение численности персонала.

Очевидно, что компании учитывают уроки кризиса при формировании политики оплаты труда:

§ при пересмотре заработной платы компании ориентируются на индивидуальные показатели сотрудника:

§ компании проводят исследования и обзоры зарплат в отраслях или приобретают их у специализированных компаний:

§ компании предпочитают инвестировать в человеческий капитал сотрудников.

Итоги исследования комментирует Екатерина Горохова, Генеральный директор Kelly Services CIS: «Увеличение зарплат и возвращение льгот и компенсаций как свидетельство преодоления кризисной ситуации в экономике - факт, безусловно, отрадный для сотрудников. Однако, выход бизнеса на этап роста имеет и свою оборотную сторону: уже сейчас на рынке труда наблюдается дефицит кандидатов в ряде специальностей и существует вероятность формирования нового «кандидатского рынка», который в докризисный период характеризовался бесконтрольным ростом заработной платы, низкой средней продолжительностью работы на одном месте и высокой текучестью кадров.

Чтобы не допустить этой ситуации, компаниям стоит изменить традиционные подходы к удержанию и развитию персонала, искать новые способы быть наиболее привлекательным работодателем для лучших сотрудников в своей индустрии».





Kelly Services

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter