Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"КрасЭйр" признан банкротом

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Более 100 кредиторов подали иски о возмещении долгов на 28 млрд рублей

"КрасЭйр" признан банкротом
Сегодня Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил заявление лизинговой компании "Ильюшин финанс" (ИФК) и еще двух компаний о признании банкротом "Красноярских авиалиний", которые до осени прошлого года были в числе крупнейших российских авиаперевозчиков (головная компания бывшего альянса AiRUnion) и объявил конкурсное производство.

Авиакомпания "КрасЭйр" фактически прекратила свое существование еще в сентябре прошлого года, когда из-за долгов за авиатопливо и наземные услуги на $800 млн был признан банкротом альянс AiRUnion. "КрасЭйр" была головной компанией альянса, в который входили также авиакомпании "Самара", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа" и "Сибавиатранс".  По маршрутам "КрасЭйр" уже давно летают "Аэрофлот" и "Сибирь".

Сегодня "КрасЭйр" была официально признана банкротом по решению Арбитражного суда Красноярского края. Суд удовлетворил заявление лизинговой компании "Ильюшин финанс", которой перевозчик задолжал 92 млн рублей за три самолета (Ту-204 и два Ил-96), взятых в лизинг. Процедуру банкротства "Ильюшин финанс" инициировала еще в декабре 2008 года. Тогда управляющим "КрасЭйр" была назначена столичная УК "Покровские ворота".

Заседания суда часто переносили на долгие сроки, например, из-за необходимости перевозчику провести собрание кредиторов. Всего с декабря прошлого года в Арбитражный суд обратилось более ста компаний, которым "КрасЭйр" вовремя не вернула деньги. Общий объем их претензий составляет около 28 млрд рублей.

Суд сегодня также объявил о введении в отношении красноярской авиакомпании конкурсного производства, передает "РИА Новости" со ссылкой на слова пресс-секретаря суда Валентины Безруких. Конкурсное производство - это завершающая процедура банкротства коммерческой организации. Главная ее цель - удовлетворение требований кредиторов в течение полугода.

Голодовки

Все это время за свои деньги боролись также сотрудники авиакомпании. Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело в декабре 2008 года по факту невыплаты заработной платы сотрудникам "КрасЭйр". На декабрь 2008 года сумма долга составляла 302 млн рублей. В мае 18 бортпроводниц "Красноярских авиалиний" провели акцию протеста в виде голодовки, которая продлилась 19 дней. Стюардессы "КрасЭйр" говорили о странной схеме распределения выплат зарплат: "Кому-то из сотрудников "КрасЭйр" отдали практически все долги по оплате труда и компенсации, а кто-то не получил практически ничего". В результате голодовки семь стюардесс были госпитализированы, а другие отказались продолжать акцию протеста. Бортпроводницы решили доказывать свое право на зарплату в суде.

Налоговые претензии

Параллельно "КрасЭйр" заинтересовалась Федеральная налоговая служба, которая обвинила перевозчика в уклонении от уплаты налогов, что связано с расхождениями отчетности: по бухгалтерскому учету компания должна была заплатить НДС, а по налоговому - получить из бюджета. Кроме того, ФНС посчитала, что "Красэйр" уклонялась от уплаты налогов с помощью схемы обратного лизинга самолетов и авиадвигателей: продает их двум ООО - "Джет флайт" и "Проект-сити", а потом берет у них в лизинг. Из общего долга "КрасЭйр" в 28 млрд рублей налоговикам компания должна 730,6 млн рублей. Правда, шансы ФНС вернуть долг "КрасЭйр" невелики, так как налоговые органы стоят последними в очереди кредиторов.  

Впрочем, другим кредиторам также будет сложно вернуть полностью все свои долги, так как долг перевозчика и так больше его активов. Кроме того, большинство активов "КрасЭйр" заложены.

Кто следующий

По итогам 2008 года число российских авиакомпаний сократилось на 8 штук. Сертификаты эксплуатантов были аннулированы не только у "Красноярских авиалиний", но также у "Интеравиа", "Сатурна", "Омскавиа", "Сибирской авиатранспортной компании", "Дальавиа",  "Домодедовских авиалиний" и "Авиапредприятия "ТЕСИС". В 2009 году примерно 20% российских авиакомпаний (порядка 35) могут лишиться права на выполнение полетов в связи с задолженностью перед аэропортами, налоговыми органами и аэронавигационными службами, заявил в начале года глава Минтранса Игорь Левитин. Пока этого не произошло. Но первыми на очереди могу стать дочки "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Норд" и "Аэрофлот-карго". Новый гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев недавно заявил, что не исключает возможности их банкротства, если до 15 июля они не предоставят руководству план своего финансового оздоровления.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter