Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Кризис как ускоритель карьеры

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Как использовать время кризиса с пользой и обеспечить себе карьерный рост

Кризис как ускоритель карьеры

  Кризис продолжается, новости рынка труда временами напоминают фронтовые сводки. Компании сокращают сотрудников и урезают зарплаты. Что делать тем, кого это еще не коснулось: затаиться и переждать - вдруг пронесет, или предпринять решительные действия, чтобы не только сохранить работу, но и обеспечить карьерный рост? Вопрос почти гамлетовский.

Запретная зона 

Легко говорить, что в сокращениях нет ничего личного, что сокращают должность, а не человека, что это всего лишь законы рынка - тревога в душе все равно остается. Есть несколько, впрочем, довольно очевидных вещей, которые делать не стоит. Бен Даттнер, коуч, консультирующий такие компании, как Credit Suisse, Pfizer и Goodyear, замечает, что кризис не время для панических метаний. «Когда люди обеспокоены, - говорит Даттнер. - Они или замирают и перестают работать, или совершают импульсивные поступки - лишь бы что-то делать». Как бы ни было сильно желание продвинуться по карьерной лестнице, не стоит, например, докладывать начальнику, что ваш коллега - некомпетентный лентяй. И конечно, сейчас не время просить о повышении зарплаты. Для этого придется дождаться лучших времен. 

Стратегия победителя 

Теперь о возможностях. Помните, что побеждает тот, кто ведет себя как победитель, а кризис - отличная возможность показать, на что вы действительно способны. «Кризис - это время, когда каждый сотрудник может проявить свои самые лучшие качества, - говорит Сергей Дерябин, директор по персоналу Абсолют Банка. - Тем более что в трудные для компании времена можно быть уверенным только в одном - руководители гораздо пристальнее наблюдают за каждым сотрудником». Маркус Бакингем, гуру по вопросам карьеры, говорит об этом прямо: «Теперь у босса есть возможность увидеть, кто действительно хорош, а кто так себе».

Будьте оптимистом

И первое, что нужно сделать, - не поддаваться унынию и «держать фасон». Принимайте перемены в компании с энтузиазмом, пусть ноют и жалуются другие. Вы - победитель, а победители жизнерадостны, оптимистичны и с уверенностью смотрят в будущее.

«В компании бродят слухи о плачевном положении, а встревоженные коллеги обсуждают в курилке туманные перспективы? Не поддавайтесь унынию, проявляйте оптимизм, старайтесь не только сохранять хорошее настроение, но и заражать им других, - советует Анна Мухина, руководитель отдела психологического консультирования по вопросам карьеры Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». - Нужно помнить, что вашему руководителю тоже очень непросто, он тоже нуждается в понимании и поддержке. На общем унылом фоне человек, сохраняющий оптимизм, послужит опорой руководителю, его обязательно заметят и оценят».

Проявляйте инициативу

Во-вторых, работайте максимально эффективно. «Именно этого сейчас ждут ваши коллеги и руководство, это поможет компании с наименьшими потерями пережить кризис, а вам укрепить репутацию лояльного сотрудника», - говорит Сергей Дерябин.

Однако если вы хотите использовать ситуацию, нужно проявлять инициативу и брать на себя дополнительные обязанности, не дожидаясь распоряжений сверху. «Ваш энтузиазм оценят, - говорит Лариса Лутовина, управляющий директор Private Consulting Group, - а вы получите дополнительный опыт и знания, которые всегда можно будет и применить в более спокойное время, и выгодно продать». Советует искать возможность помочь компании и Анна Мухина. «Вспомните о своих нереализованных идеях, ищите новые, предлагайте их руководству, - говорит Анна. - В кризис гораздо легче быть услышанным».

В-третьих, вспомните о собственных планах. Вы задумывались о смене деятельности? Присмотритесь к переменам в компании: «Вам может представиться возможность попробовать себя в новой должности за счет внутренней ротации», - замечает Марина Бордовицына, руководитель пресс-службы компании OCS (холдинг НКК). Правда, в этом случае нужно быть готовым к понижению и в должности, и в зарплате.

Сохраняйте лояльность

Люди никогда не забывают, кто как себя вел в экстремальной ситуации. «Компания сокращает расходы, перестает оплачивать проезд, обед или даже урезает зарплату - отнеситесь к этому с пониманием, - советует Анна Мухина. - Будьте лояльны. Позитивно настроенного, лояльного и инициативного сотрудника непременно заметят и оценят, а это основа для карьерного роста».

При подготовке статьи использованы материалы Businessweek

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Карьера frontend-разработчика — какой путь развития выбрать?
  2. 2 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  3. 3 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»