Редкий менеджер не мечтает стать предпринимателем. Менеджеры с бизнес-идеями - целая субкультура. RB.ru рассказывает о местах, где собираются эти мечтатели, чтобы провести время с пользой или просто так.
Собственный бизнес - мечта каждого заложника офиса. Проведенное Kelly Services исследование показало, что в России 39% офисных работников хотят начать свое дело. Причем, цифра эта будет только расти: среди молодых людей, которых принято называть поколением Y, она уже составляет 46%. Для сравнения, в США о своем бизнесе мечтают всего 18% наемных сотрудников, а в Германии - 9%.
В России мода на предпринимательство. Кто-то из белых воротничков придумал, как ему кажется, гениальную идею и мечтает о том, чтобы воплотить ее в жизнь. Кто-то уже воплощает, просиживая ночи за ноутбуком. Благо, чтобы запустить интернет-стартап, ноутбука и одного-двух единомышленников бывает достаточно.Как и в любой новой субкультуре, у стартаперов появились места, где они собираются вместе. Там люди, одержимые идеей начать свой бизнес, находят критиков, партнеров, а иногда - инвесторов.
Некоторые приходят на тусовки стартаперов просто так. Во-первых, это зрелищно и смешно: презентации иных проектов напоминают выступления в жанре stand-up comedy. Во-вторых, это полезно: иногда там появляются люди вроде основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, у которого в голове компьютер. Всегда приятно получить совет от гуру предпринимательства, даже если он касается офисной жизни, да и вообще, общаясь с успешными людьми, ты сам становишься успешнее.
RB.ru предлагает список главных площадок, где встречаются стартаперы.
Startup Point
Сообщество появилось в начале 2009 года. Его создатель Виталий Акимов организовал уже 65 мероприятий, где провели свои презентации около 500 стартапов. Спонсорами Startup Point выступают «Яндекс», Headhunter.ru и «СКБ Контур». Они ищут проекты, чтобы прикупить, и менеджеров, которых можно переманить в штат. Акимов ведет переговоры о спонсорстве с семью другими крупными компаниями.
Идея организовывать встречи молодых предпринимателей заимствована Акимовым в США, где в свое время было основано общественное движение Startup Weekend. Начиналось оно романтично: офисные клерки собирались где попало, вплоть до гаражей, и презентовали друг другу свои бизнес-проекты. Сейчас Startup Weekend - это бренд, права на него принадлежат в России бывшему топ-менеджеру «Рамблер Медиа» и основателю компании «Главстарт» Аркадию Морейнису.
Greenfield project
Эта площадка появилась в середине 2009 года. Принадлежит трем молодым предпринимателям, один из которых - Ренат Гарипов - побывал на Startup Point и решил сделать что-то подобное сам. Сейчас Greenfield project - резиденты бизнес-инкубатора inCube, созданного при Высшей школе экономики.
За полтора года через мероприятия Greenfield Project прошли 250 стартапов - интернет-проектов из Москвы и ближайших регионов. В 2011 году владельцы площадки очень ждут проекты в области медицины и микроэлектроники. Вообще Ренат Гарипов и его партнеры абсолютно всеядны. На их мероприятиях о своем проекте может рассказать любой. Некоторых докладчиков, пожалуй, и охрана не пустила бы в приличный бизнес-центр. Но именно поэтому тусовки Greenfield project интереснее других - на них можно ходить как в кино.
«Начинай!»
Сюда можно прийти, даже если нет бизнес-идеи. Суть проекта в том, чтобы прямо на месте объединиться с другими участниками встречи и придумать какой-нибудь бизнес-проект. Маркетолог может объединиться с программистом, разработчик со специалистом по производству, чтобы дополнить функции друг друга. Основатель движения «Начинай!» предприниматель Олег Манчулянцев собирает от крупных компаний заказы на выполнение разных проектов. А на его мероприятиях разные люди собираются в команды, чтобы вместе над ними поработать.
Другие площадки привечают, в основном, интернет-проекты. Марчулянцеву все равно. На одной из встреч кто-то решал задачу для компании «Татнефть», связанную с добычей вязкой нефти. На другом - думали, как «Мосводоканалу» бороться с утечками и куда девается 10% воды из московского водопровода.
«Главстарт»
Основатель «Главстарта»Аркадий Морейнис сначала владел долей Startup Point, потом подумывал о партнерстве с движением «Начинай!», а в результате открыл свою площадку. Морейнис сам инвестирует в команды начинающих предпринимателей. Потом, если идеи выстрелят, он хочет перепродавать их покупателям посерьезнее - фондам или интернет-компаниям. На старте Морейнис готов выделить несколько сотен тысяч рублей, если ему приглянется проект.
Морейнис больше других путешествует и устраивает встречи стартаперов по всей России. На его Startup weekend стоит сходить в первую очередь для того, чтобы посмотреть на самого Морейниса, который выглядит как танцор диско из индийского кино. Когда-то основатель «Главстарта» случайно зашел в магазин Etro и купил полосатый костюм. С тех пор Морейнис одевается броско и ведет себя так же. В качестве ведущего он, пожалуй, составит конкуренцию Ивану Урганту.