Ольга Самофалова
После зимнего пятикратного падения объемов рынок автокредитования начинает оживать, пока потихоньку
Рынок автокредитования, объем которого упал этой зимой почти в пять раз, постепенно начинает оживать. Такой вывод делают специалисты аналитического агентства "Автостат" в ежемесячном обзоре автомобильного рынка России.
Еще прошлым летом каждый второй автомобиль россияне покупали в кредит, а к зиме этого года доля машин, приобретаемых на заемные средства, скатилась до всего 10-15%. Объем рынка автокредитования упал в пять раз: до кризиса банки ежемесячно выдавали по 40-50 млрд рублей, а в начале 2009 года - не более 10 млрд рублей в месяц.
Однако в марте-апреле на рынке начали появляться новые автокредитные программы, условия которых близки к "докризисным". Льготные кредитные предложения разрабатываются автопроизводителями совместно с банками. Причем, автоконцерны берут часть затрат на себя. Так, например, поступили сейчас американский Ford, корейский Kia, французский Renault и немецкий Volkswagen. Совместные программы предлагают "ЮниКредитБанк", Газпромбанк, "Русфинанс Банк", Альфа-Банк, Райффайзенбанк, "Уралсиб" и другие.
Льготный кредит от автопроизводителей
Эти программы ничем не уступают льготному автокредитованию, которое ввело правительство России. Напомним, что в начале апреля три избранных государством банка - Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк - начали выдавать субсидируемые (на две трети ставки рефинансирования ЦБ России) автокредиты. По льготной ставке можно приобрести 29 моделей автомобилей стоимостью до 350 000 рублей. Однако 90% этих кредитов будут выданы на приобретение автомобилей Lada, считают эксперты "Автостата". Потому что иномарки российской сборки до 350 000 рублей, попадающие под программу, зачастую существуют лишь "на бумаге", а по сути практически не выпускаются, объясняют аналитики.
По льготным программам от автопроизводителей иномарки в более дорогих комплектациях можно купить в кредит почти на аналогичных условиях. Так, например, Ford вместе с пятью банками объявил о новой кредитной программе, по которой также компенсируется две трети ставки рефинансирования ЦБ России, то есть 8,67%. Но в отличие от государства под эту программу будут попадать все модели Ford Focus и Ford Mondeo без ограничения цены. Volkswagen придумал новую кредитную программу совместно с "Русфинанс Банк", по которой рублевый кредит на все модификации Volkswagen Passat выдается под 3,9% годовых, а на Volkswagen Tiguan - под 9,9% годовых. Renault предлагает продукт совместно с "ЮниКредит Банком" под 0% годовых почти на все модели 2008 года выпуска, а также на Logan 2009 года выпуска, правда, сроком только на один год. По ней, чем больше срок кредитования, тем под больший процент кредитуется автомобиль.
В отличие от государственных льготных кредитов, по программам автоконцернов покупатель получает льготу не за счет снижения процентной ставки, а за счет специальной цены на автомобиль. По сути, клиент получает просто скидку на автомобиль. Например, при покупке по программе Focus или Mondeo в кредитном договоре прописывается полная процентная ставка кредитуемого банка. Однако стоимость покупаемого автомобиля фиксируется со скидкой равной двум третям ставки рефинансирования ЦБ, то есть 8,67%. При оформлении в кредит автомобиля Volkswagen Passat в "Русфинанс Банке" также будет выдана специальная цена на машину. В результате расходы заемщика на приобретение автомобиля в рамках программы будут такими же, как если бы он взял кредит под 3,9%. Но в договоре будет прописана все та же официальная ставка банка в размере 20,5%.
Кроме того, сроки действия совместных предложений от банков и производителей ограничены. Так, предложение от Ford действует почти три месяца, а от Volkswagen - два месяца.
Рубль помог
До кризиса автокредитование в течение трех лет являлось основным локомотивом роста российского рынка. Однако осенью ситуация кардинально изменилась. Банки стали повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. Сейчас рынок автокредитования потихоньку начинается оттаивать. Появление в марте-апреле сразу у нескольких автопроизводителей новых кредитных программ, схожих по условиям с докризисными, объясняется в первую очередь стабилизацией курса национальной валюты, считают эксперты "Автостата". Концерны в условиях снижения спроса делают ставку на автокредитование как один из важных инструментов по привлечению покупателей.
В "Автостате" уверены, что совместные усилия правительства, банков и автопроизводителей в итоге приведут к постепенному росту объемов автокредитования, что позволит удержать российский авторынок от дальнейшего обвального падения. "Главное - чтобы не было дальнейшего падения рубля и соответственно у банков не возникало желания снова всерьез и надолго "уходить в валюту" - говорит директор "Автостата" Сергей Целиков. По его мнению, денег в банках сейчас достаточно, "хороших" заемщиков тоже немало, а основная причина обвала этого рынка кроется в психологии потребительского поведения в кризисные моменты.
Еще прошлым летом каждый второй автомобиль россияне покупали в кредит, а к зиме этого года доля машин, приобретаемых на заемные средства, скатилась до всего 10-15%. Объем рынка автокредитования упал в пять раз: до кризиса банки ежемесячно выдавали по 40-50 млрд рублей, а в начале 2009 года - не более 10 млрд рублей в месяц.
Однако в марте-апреле на рынке начали появляться новые автокредитные программы, условия которых близки к "докризисным". Льготные кредитные предложения разрабатываются автопроизводителями совместно с банками. Причем, автоконцерны берут часть затрат на себя. Так, например, поступили сейчас американский Ford, корейский Kia, французский Renault и немецкий Volkswagen. Совместные программы предлагают "ЮниКредитБанк", Газпромбанк, "Русфинанс Банк", Альфа-Банк, Райффайзенбанк, "Уралсиб" и другие.
Льготный кредит от автопроизводителей
Эти программы ничем не уступают льготному автокредитованию, которое ввело правительство России. Напомним, что в начале апреля три избранных государством банка - Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк - начали выдавать субсидируемые (на две трети ставки рефинансирования ЦБ России) автокредиты. По льготной ставке можно приобрести 29 моделей автомобилей стоимостью до 350 000 рублей. Однако 90% этих кредитов будут выданы на приобретение автомобилей Lada, считают эксперты "Автостата". Потому что иномарки российской сборки до 350 000 рублей, попадающие под программу, зачастую существуют лишь "на бумаге", а по сути практически не выпускаются, объясняют аналитики.
По льготным программам от автопроизводителей иномарки в более дорогих комплектациях можно купить в кредит почти на аналогичных условиях. Так, например, Ford вместе с пятью банками объявил о новой кредитной программе, по которой также компенсируется две трети ставки рефинансирования ЦБ России, то есть 8,67%. Но в отличие от государства под эту программу будут попадать все модели Ford Focus и Ford Mondeo без ограничения цены. Volkswagen придумал новую кредитную программу совместно с "Русфинанс Банк", по которой рублевый кредит на все модификации Volkswagen Passat выдается под 3,9% годовых, а на Volkswagen Tiguan - под 9,9% годовых. Renault предлагает продукт совместно с "ЮниКредит Банком" под 0% годовых почти на все модели 2008 года выпуска, а также на Logan 2009 года выпуска, правда, сроком только на один год. По ней, чем больше срок кредитования, тем под больший процент кредитуется автомобиль.
В отличие от государственных льготных кредитов, по программам автоконцернов покупатель получает льготу не за счет снижения процентной ставки, а за счет специальной цены на автомобиль. По сути, клиент получает просто скидку на автомобиль. Например, при покупке по программе Focus или Mondeo в кредитном договоре прописывается полная процентная ставка кредитуемого банка. Однако стоимость покупаемого автомобиля фиксируется со скидкой равной двум третям ставки рефинансирования ЦБ, то есть 8,67%. При оформлении в кредит автомобиля Volkswagen Passat в "Русфинанс Банке" также будет выдана специальная цена на машину. В результате расходы заемщика на приобретение автомобиля в рамках программы будут такими же, как если бы он взял кредит под 3,9%. Но в договоре будет прописана все та же официальная ставка банка в размере 20,5%.
Кроме того, сроки действия совместных предложений от банков и производителей ограничены. Так, предложение от Ford действует почти три месяца, а от Volkswagen - два месяца.
Автоконцерн + Банк | Модель | Условия выдачи кредита | ||||
Ставка | Первоначальный взнос | Срок | Действие программы | |||
Volkswagen + Русфинанс Банк | Volkswagen Passat | 3,9% в рублях (в договоре прописывается 20,5%) | 50% | 24 месяца | 10 мая по 31 апреля | |
Volkswagen Passat | 9,9% в рублях (в договоре прописывается 20,5%) | 40% | 24 месяца | 10 мая по 31 апреля | ||
Ford +Русфинансбанк Газпромбанк Райффайзенбанк Уралсиб и Юникредитбанк | Ford Focus Ford Mondeo | Ставка банка "минус" 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (то есть 8,67%) в рублях | 30% | 12-36 месяцев | 20 апреля по 30 июня | |
Renault + ЮниКредит Банк | Модели 2008 года: Logan, Clio III, Megane Koleos, Symbol, Kangoo, Laguna Scenic, Espace, Vel Satis, а также Logan 2009 года выпуска | 0% (в договоре прописывается 18%) | 50% | 3-12 месяцев | | |
Kia Motors + Газпромбанк | Kia Cee`d | 15% в рублях | 20% | От 1 до 5 лет | С 14 апреля | |
Kia Sportage | 16% в рублях | |||||
Источник: официальные данные автопроизводителей и банков Обработка таблицы: RB.ru |
Рубль помог
До кризиса автокредитование в течение трех лет являлось основным локомотивом роста российского рынка. Однако осенью ситуация кардинально изменилась. Банки стали повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. Сейчас рынок автокредитования потихоньку начинается оттаивать. Появление в марте-апреле сразу у нескольких автопроизводителей новых кредитных программ, схожих по условиям с докризисными, объясняется в первую очередь стабилизацией курса национальной валюты, считают эксперты "Автостата". Концерны в условиях снижения спроса делают ставку на автокредитование как один из важных инструментов по привлечению покупателей.
В "Автостате" уверены, что совместные усилия правительства, банков и автопроизводителей в итоге приведут к постепенному росту объемов автокредитования, что позволит удержать российский авторынок от дальнейшего обвального падения. "Главное - чтобы не было дальнейшего падения рубля и соответственно у банков не возникало желания снова всерьез и надолго "уходить в валюту" - говорит директор "Автостата" Сергей Целиков. По его мнению, денег в банках сейчас достаточно, "хороших" заемщиков тоже немало, а основная причина обвала этого рынка кроется в психологии потребительского поведения в кризисные моменты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter