Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Персонал напрокат

Архив rb.ru

Бывают ситуации когда компании нужны сотрудники, но взять их в штат невозможно

Персонал напрокат

Дитя экономических спадов

Услуга эта родилась в западных странах и поэтому даже на российской земле именуется не по-нашему - outsourcing. Если компания по каким-то причинам не может или не хочет брать в штат сотрудников, но при этом весьма нуждается в рабочей силе, то она может воспользоваться аутсорсингом. Эту услугу предоставляют, как правило, кадровые компании. Нужда в этой услуге, по мнению специалистов, возникает в основном во время экономических кризисов. "Аутсорсинг появился на Западе 20-35 лет тому назад во время происходившего тогда экономического спада", - объясняет консультант по подбору персонала кадровой компании "Анкор" Ирина Шестакова. По словам Шестаковой, спрос на аутсорсинг в России повысился именно после августовского кризиса 1998 г.

Никакой ответственности

Аутсорсинг представляет собой следующий процесс. Если нужны новые люди или необходимо сохранить старых сотрудников, компания находит кадровое агентство, специализирующееся на аутсорсинге, и заключает с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг. Агентство подбирает необходимый персонал или переводом принимает к себе лишний персонал компании на постоянную работу. При этом оно несет полную юридическую ответственность за нанятых людей, тогда как компания-клиент никаких обязанностей перед сотрудниками не имеет. Юридически они в ней не работают. Клиент, таким образом, не платит зарплату сотрудникам, не платит за них ни подоходный, ни социальный налоги. Компания-клиент лишь раз в месяц платит агентству-провайдеру за услуги, например, секретарей на телефоне или уборщиц. При этом компания может относить эти услуги к производственным затратам.

Есть и еще одно достоинство. "Если человека берут на временный договор, - говорит Шестакова из "Анкора", - а работает долго, то, обратившись в суд, он может доказать постоянный характер своей работы. И суд может обязать компанию взять сотрудника в штат". А в случае аутсорсинга это просто невозможно. "Все возможные заботы с расчетом зарплаты, уплатой налогов и социальных сборов, проблемы с больничными и отпусками, судебные разбирательства с персоналом мы берем на себя", - говорит Анна Миронова из SMC.

Когда начинает "аутсорсить"

Есть несколько основных причин, по которым компании обращаются к аутсорсингу. Самый распространенный случай, как ни странно, - необходимость обмануть западных акционеров или далекое иностранное начальство для пользы компании. Очень часто западное начальство или хозяева в целях экономии ограничивают численность персонала в своих иностранных представительствах или требуют сокращения штата. Эта причина, по словам аутсорсеров, приводит к ним клиентов очень часто.

Компании прибегают к помощи аутсорсеров также в тех случаях, когда хотят легализовать своих сотрудников, до этого работавших по договору. Если взять их в штат, то нужно платить за них подоходный и социальный налоги. А это большие траты. Сотрудников зачисляют в штат агентства-провайдера, и они попадают под защиту КЗоТа.

Третий случай, когда может пригодиться аутсорсинг, - испытательный срок. По КЗоТу испытательный срок может длиться три месяца. И в этот период компания может уволить сотрудника без всяких сложных процедур и без выходного пособия. Однако закон позволяет отвергнутому сотруднику, если он не согласен со своим увольнением, обратиться в суд. Так что если компания сомневается в новом сотруднике и не хочет иметь забот, то здесь также оказывается к месту аутсорсинг.

Четвертая причина использования аутсорсинга - желание компании сосредоточиться на основной деятельности и не отвлекаться на обслуживание своего бизнеса. Очень часто оказывается, что компании гораздо выгоднее не заниматься самой уборкой офиса или транспортными вопросами. Для этих нужд можно не только заказать аутсорсинг персонала, но и аутсорсинг самих услуг. Правда, тут нужно хорошо считать, стоимость аутсорсинга может оказаться выше. "Иногда мы так сразу и говорим клиентам: это невыгодно", - признается Татьяна Голубина из Manpower.

Сколько стоит?

Цена аутсорсинга зависит от характера работы. Также стоимость повышается из-за количества работников, так как чем больше сотрудников, тем выше налог с оборота (а это - 4%!). Важно заметить, что чем больше в агентстве занято такого рода персонала, тем ниже цена. Лучше всего связывать жизнь компании с агентствами, у которых много заказов на аутсорсинг. По ассоциированным данным, собранным в нескольких кадровых агентствах, стоимость этой услуги колеблется от 20% до 70% от зарплаты работника. "На данный момент аутсорсингом пользуются в основном иностранные компании, - говорит Ирина Шестакова из "Анкора". - Российский бизнес с удобствами этой услуги пока не знаком". С ней согласна и Татьяна Голубина из Manpower: "К сожалению, пока этой услугой пользуются только "белые" компании, те, что работают совершенно легально, платят все налоги". По мнению специалистов, спрос на аутсорсинг растет и будет расти. 

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 19 июня 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Инструкция по эксплуатации» аутсорсинговой компании: 6 правил для бизнеса по выбору подрядчика
  2. 2 Думаете отдать логистику на аутсорс? 5 советов, как выстроить эффективную работу с подрядчиками
  3. 3 Аутсорс или свой IT-отдел: что выбрать бизнесу и какие проблемы могут возникнуть в обоих случаях

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024