Архив rb.ru

Покупка машин по льготным кредитам откладывается на неопределенный срок

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Закон по субсидированию автокредитов населению уже вступил в силу, но на деле еще не заработал

Покупка машин по льготным кредитам откладывается на неопределенный срок
Сегодня уже второй день, как вступило в силу постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов населению сроком на три года. Государство готово компенсировать две трети ставки рефинансирования по этим кредитам. Однако, обзвонив автосалоны, обозреватель RB.ru пришел к выводу, что реально приобрести автомобиль из специального списка по льготному кредиту пока нельзя. Автопродавцы называют разные сроки, когда эта программа заработает на практике - от нескольких дней до нескольких недель.  

Еще в декабре премьер Владимир Путин заявил о необходимости простимулировать спрос автомобилей путем субсидирования автокредитов государством населению. Вице-премьер Виктор Христенко тогда оптимистично заявил, что программу надо ввести уже в январе 2009 г. Однако соответствующее постановление правительства появилось только в феврале, а вступило в силу вчера, 24 марта.

Формально автомобили по госпрограмме можно продавать уже два дня, однако на практике автомобиль по льготному кредиту вам не продаст ни один дилер. RB.ru обзвонил несколько автосалонов в качестве потенциального покупателя машины по льготному кредиту от государства. Однако удовлетворить желание покупателя дилеры не смогли, предложив немного подождать. По словам менеджера по продажам Lada Kalina салона "Автомир" Алексея на практике эта программа заработает не раньше апреля. По информации менеджера Марины из автосалона "Автокей", банки обещают начать выдавать специальные кредиты только через две недели. 

Как отметили RB.ru сотрудники кредитных отделов в автосалонах, задержка возникла из-за неразберихи с механизмом работы по этой программе. В ней участвуют два банка: Сбербанк и ВТБ, то есть льготный автокредит можно оформить только через них. По постановлению правительства, государство будет направлять субсидии по кредитам в эти банки. Однако в каком виде и в какие сроки Сбербанк и ВТБ должны отдавать эти "субсидии" покупателю - понимания пока ни у кого нет. Банки, по словам кредитных отделов, как раз сейчас активно занимаются решением этой проблемы. Они также пока не получили ряд официальных исходных данных, например по формам отчетности.

Кроме того, если у Сбербанка имеется кредитная программа, соответствующая требованиям предоставления кредита по условиям правительства (это должен быть рублевый автокредит сроком до трех лет с первоначальным минимальным взносом 30% от суммы авто), то ВТБ приходится в срочном порядке ее разрабатывать. Кредитная программа "Классик" банка ВТБ подходит под эти условия, однако распространяется на покупку только иномарок, а программа "Экспресс" - не укладывается в отведенные государством рамки, объясняют в кредитном отделе "Автомира". Некоторые дилеры говорят, что под госпрограмму оба банка создают специальные программы. Главный вопрос, который будет волновать покупателя, изменится ли ставка по ним. Сейчас годовая процентная ставка в Сбербанке при первоначальном взносе 30% сроком до трех лет составляет 15%, у ВТБ - 18%.

Схема подсчета выгоды

Банки будут предоставлять автокредит по своей процентной ставке минус две трети ставки рефинансирования ЦБ равной 13%. К примеру, если банк дает кредит по ставке 18%, то 8,66% годовых будут субсидироваться государством. Фактически покупатель приобретает автомобиль по ставке 9,34% годовых. Если Сбербанк сохранит ставку в 15%, то для населения льготный кредит будет стоить вообще 6,34% годовых. Переплата по кредиту уменьшается почти в два раза. На кредите можно сэкономить до 40 тыс. рублей.  При этом, покупатель должен внести минимальный взнос в 30% от его стоимости. В целом в 2009 г. на программу льготного автокредитования будет выделено 2 млрд рублей. По прогнозам Минпромторга, по такой схеме будет продано 145-150 тысяч автомобилей.

Какие автомобили можно купить

Приобрести по льготному кредиту можно 30 моделей автомобилей: весь модельный ряд "АвтоВАЗа" плюс Chevrolet Niva, UAZ Hunter, а также следующие иномарки - Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Причем, цена комплектации автомобиля не должна выходить за пределы 350 тыс. рублей.  Большой выбор комплектаций у потребителя будет только при покупке отечественной Lada.  Почти все иномарки попадают в эту программу только в базовой комплектации.

Так, по льготному кредиту можно приобрести Fiat Albea лишь в минимальной комплектации Base (стоит 344 тыс. рублей), с  двигателем 1,4 л, 5-ступенчатой механической КПП, аудиоподготовкой, гидроусилителем руля, инжектором, одной подушкой безопасности, регулируемой рулевой колонкой и центральным замком (данные сайта дилера "АвтоГермес").  Следующая комплектация Classic стоит уже дороже - 389 тыс. рублей.

Kia Spectra тоже можно будет приобрести по льготной ставке только в комплектации "стандарт" с двигателем 1,6 л, механикой, ABS, двумя подушками безопасности, гидроусилителем и т.д., которая стоит 342 тыс. рублей (данные сайта дилера "Автоцентр Восток").

Renault Logan попадает под условия программы в двух комплектациях - Authentique и Expression с двигателем 1,4 л и 5-ступенчатой "механикой" (стоит от 290 тыс. рублей по данным сайта дилера "Автомир"). Хэтчбек Skoda Fabia можно приобрести только с двигателем 1,2 л в комплектации Classic, цена которой 349 тыс. рублей. 

Чтобы "вписаться" в госпроект Ford специально снизил цену на Ford Focus. Трехдверный хэтчбек Focus с двигателем 1,4 л, механической коробкой передач в самой дешевой комплектации будет стоить теперь 345 тыс. рублей  вместо нынешних 388 тыс. рублей. Специально ради госсубсидий подешевеет до 350 тыс. рублей и UAZ Hunter.

Впрочем, за дополнительные деньги в автосалоне всегда с радостью "напичкают" ваш автомобиль в базовой комплектации дополнительными опциями, например стеклоподъемниками.

Что касается Volkswagen Jetta, попавшего в список, то его цена даже в самой минимальной комплектации (стоит 578 969 рублей) никак не вписывается в минимальный порог 350 тыс. рублей. При этом, в концерне пока не намерены последовать примеру Focus и удешевлять модель, что вполне логично, так как снижать цену придется на астрономические 230 тыс. рублей. Поэтому либо этот автомобиль "пролетает", либо будет одобрена схема, озвученная гендиректором "Фольксваген Групп Рус" Мартином Яном: субсидирование кредитной ставки при покупке Volkswagen Jetta будет происходить только в размере 350 тыс. рублей, остальную часть стоимости Jetta придется оплачивать покупателю на обычных условиях.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter