Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Поставки Sukhoi SuperJet срываются на неопределенный срок

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Из-за проблем в комплектации оборудования SSJ никак не может совершить свой первый полет

Поставки Sukhoi SuperJet срываются на неопределенный срок
Испытания российского регионального самолета Sukhoi SuperJet проходят не совсем гладко. Из-за проблем в комплектации оборудования SSJ никак не может совершить свой первый испытательный полет. Уже точно ясно, что первые заказчики, в числе которых "Аэрофлот", получат лайнер с опозданием. По контрактным обязательствам, штраф за один просроченный лайнер SSJ может доходить до $1,5 млн.

Sukhoi SuperJet 100 - среднемагистральный пассажирский лайнер на 75-95 мест производства компании "Гражданские самолеты Сухого". Он был спроектирован пять лет назад. В его разработке и производстве принимали участие российские, американские, французские и итальянские компании, однако собран он полностью в России. Каталожная стоимость одной машины - около $30 млн.

Первым и самым крупным заказчиком российского лайнера является "Аэрофлот", на рейсах которого SSJ должен появиться в декабре этого года. Однако компания "Гражданские самолеты сухого" не успевает выполнить испытания вовремя и уложиться в отведенные сроки. Сегодня президент "Объединенной авиастроительной корпорации" ("ОАК"), куда входит компания "Сухой", Алексей Федоров заявил, что сроки поставок первых самолетов Sukhoi SuperJet, скорее всего, будут сдвинуты. Сколько "Аэрофлоту" придется ждать, он не смог уточнить. Однако, из-за ряда трудностей, в частности, в комплектации в самолете оборудования, сроки поставок переносятся. Федоров из "ОАК" уточнил, что сейчас важно качество подготовки нового самолета к сертификационным испытаниям.

Испытания SSJ

В сентябре прошлого года состоялась торжественная "выкатка" первого самолета, на которой присутствовал премьер Сергей Иванов. В конце 2007 года должен был состояться первый испытательный полет лайнера. Однако этого не произошло до сих пор. В феврале этого года был осуществлен только запуск двигателей SaM146 лайнера (совместная разработка французской Snecma и российского НПО "Сатурн").

Несмотря на это, буквально месяц назад глава компании "Сухой" Михаил Погосян уверял, что наземные испытания нового самолета проходят в быстром темпе, и что компания готовится к летным испытаниям. Поэтому поставки нового самолета Sukhoi SuperJet начнутся вовремя - в конце 2008 - начале 2009 года.

По предположению Алексея Федорова, первый испытательный полет может состояться в апреле, то есть как минимум на четыре месяца позже изначально намеченных планов. Таким образом, "Аэрофлот" может получить свой первый SSJ также как минимум на четыре месяца позже. Такое опоздание может стоить производителю до $1,5 млн за каждый просроченный лайнер. Ведь Sukhoi SuperJet - это не только символ возрождения российской гражданской авиации, но и первый гражданский проект, который будет играть по мировым правилам. Во всем мире выплата штрафных санкций за просрочку поставок лайнеров - обычное дело.

Впрочем, Федоров подчеркнул, что пока о штрафных санкциях к производителю речи не идет.

Мировой опыт

Как справедливо отметил Федоров, никто в мире не может создать новый самолет день в день. Со срывом поставок своих новинок сталкиваются как европейский Airbus, так и американский Boeing.

Европейская авиастроительная компания Airbus задержала первые поставки своего самого большого самолета A380 на целых два года. Чтобы получить сертификат на последнюю разработку Boeing-777 (более 30 лет назад), компании потребовался год. Boeing также сорвал сроки поставки "лайнера мечты" Dreamliner. Японская авиакомпания All Nippon Airways должна была получить первый самолет этой весной, она хотела успеть запустить рейсы на новом самолете к началу Пекинской Олимпиады. Однако поставки В787 Dreamliner задерживаются на год. В целом страшного в подобных задержках ничего нет.

Однако, как правило, за срывом поставок первых лайнеров следует целая череда опозданий, и к производителям начинают применяться штрафные санкции. К примеру, заказчики Airbus выставили компании штраф на $7 млрд за почти двухлетнюю задержку 173 самолетов A380. Сейчас в копилке "Гражданские самолеты сухого" 73 твердых контракта, поставки расписаны до 2014 года. И не все могут быть такими "щедрыми", как "Аэрофлот", который пока не намерен применять штрафные санкции.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter