Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правительство ограничивает ритейлу премии

Архив rb.ru

В законопроект о торговле внесено 10-процентное ограничение "бонусов за объем продаж"

Правительство ограничивает ритейлу премии
Правительство вчера, наконец, внесло в Госдуму свои поправки ко второму чтению скандального законопроекта о торговле. В них розничные торговые сети ждет новый сюрприз: "бонус за объем продаж", который они берут с производителей, не должен превышать 10% суммы сделки. Однако это ограничение не распространяется на иностранных поставщиков, и ритейлеры говорят, что предпочтут торговать импортом.  

Закон "О госрегулировании торговли" стал одним из самых скандальных проектов, разрабатывавшихся с момента утверждения Госдумой правительства Владимира Путина. Документ в его ранних версиях, напоминает "Коммерсант", предполагал драконовские ограничения на работу продовольственного ритейла, самые различные ограничения в развитии взаимоотношений сетей и их поставщиков выдвигали аграрные лоббисты, прежнее руководство Минсельхоза, Федеральная антимонопольная служба. 

В июле 2009 года премьер-министр передал модерацию этой борьбы и координацию работы над документом от Минпромторга, чей глава Виктор Христенко несколько месяцев назад сомневался в необходимости принятия закона в целом, аграрному первому вице-премьеру Виктору Зубкову. Именно он, еще будучи главой правительства, был в предвыборном 2007 году инициатором шумной кампании по заморозке цен на "социально значимые продукты". На ценники в магазинах тогда это никак не сказалось, молоко и хлеб продолжали дорожать.

Сюрприз

У Виктора Зубкова 28 октября, 4 и 5 ноября прошли финальные переговоры о том, какими будут предложения правительства ко второму чтению в Госдуме. В поправках, которые правительство вчера внесло в Госдуму, появилась новая норма: вводится ограничение премий, выплачиваемых за "приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров". Это обычная практика: продав оговоренный заранее объем товара, сеть требует у поставщика премию (или скидку на новые партии товара).

По итогам совещания у Зубкова было решено, что для товаров, произведенных в России, премия за объем не может превышать 10%, а для "социально значимых" она не допускается в принципе (правительство в случае необходимости может составить список таких товаров и ограничить на них цену на три месяца). А вот при покупке товаров, произведенных не на территории России, таких ограничений для сетей не предусмотрено.

Кроме того, в нем был изменен порядок возврата средств поставщикам продовольственных товаров. Новый вариант предусматривает возврат средств в 10, 30 и 45 дней в зависимости от срока годности. Старый вариант предусматривал только два срока - 14 и 45 дней. Именно вокруг сроков поставки на совещаниях у Виктора Зубкова разгорелись самые жаркие споры: эти цифры определяют упущенную выгоду поставщиков при отсрочке оплаты.  

Ритейлеры против

10-процентроне ограничение бонуса за объем ритейлеров не радует. Цифра взята не с потолка: 10% - это средневзвешенная премия по рынку, скидки на объем достигают 15-20% от суммы сделки, поставщики алкоголя платят ритейлерам премии в 5-15%, рассказали "Ведомостям" участники рынка.

Заботясь о защите интересов российских производителей, авторы поправок фактически создают условия, в которых иностранные компании получают преимущество, говорит "Ведомостям" главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис: работать с их продукцией ритейлерам будет выгоднее.

Поправка усложнит продвижение российской высокомаржинальной продукции и новинок и упростит вход на российский рынок продукции из стран ближнего зарубежья, говорят другие участники рынка, опрошенные газетой. Новому ограничению поставщики тоже не рады. Нельзя принимать разные правила игры для российских и иностранных производителей: иначе сетям российская продукция станет неинтересна, говорит председатель совета директоров "Вимм-билль-данна" Давид Якобашвили.

Опасения участников рынка преувеличены, считает чиновник правительства, участвовавший в согласовании поправок. Снижение премий до 10% не сделает отечественные товары менее интересными для ритейлеров, так как размер оптовой скидки не является определяющим фактором хороших продаж марки в магазинах. Депутаты, по информации "Ведомостей", все же попросят правительство скорректировать эту норму.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  2. 2 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
  3. 3 Тайный покупатель: кто это, чем занимается и зачем нужен бизнесу
  4. 4 Бесполезная аналитика: 5 ошибок российских компаний в работе с данными
  5. 5 «Воруют все»: как защитить офлайн-магазин от махинаций сотрудников
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше